Статья «Что такое непослушное поведение детей?» Синтез положительного и противоположного, похвалы при взаимодействии с ребёнком.
статья (старшая группа)

Статья  «Что такое непослушное поведение детей?» Синтез  положительного   и  противоположного, похвалы при            взаимодействии с ребёнком.

 

 

Мы часто сталкиваемся  с тем, что родители (по их собственному признанию) и рады похвалить своего взрывного ребёнка за то, что в ситуации отказа он смог остаться спокойным, им просто не выпадает такого

шанса: он  на каждый отказ устраивает истерику. Это умение можно тренировать! Надо выбрать время, когда  все члены семьи спокойны, и предложить ребёнку поиграть: он о чём-то просит и получает отказ. Для ребёнка очень важно точно определить, чего от него хотят, используя положительное, противоположное. Например: «Я хочу, чтобы ты сказал: «Хорошо!» - и отошёл в сторону, оставаясь спокойным». Если ребёнок это сделал, его надо похвалить, искренне сказать: «Я рада (рад), что у тебя получилось оставаться спокойным», показать своё воодушевление, погладить ребёнка. Если делать это часто – раза три в день, то в реальной ситуации ребёнку будет во много раз легче сказать родителям (да и другим взрослым): «Хорошо!» - и отойти в сторону.

 

Факторы, обуславливающие плохое поведение.

 

Исследования довольно ясно позволяют выделить, что именно в воспитании приводит к непослушному поведению детей. Этих факторов немного, но все они очень важны.

 

1. Недостаточно ясно установленные домашние правила.    

 

Когда мы говорим о правилах, то имеем в виду не бесконечный список из «нельзя» и «ни в коем случае», а поведение, которое будет приветствоваться, праздноваться и отмечаться родителями, т.е. положительное –противоположное.

 

2. Недостаточное наблюдение за ребёнком, недостаток контроля.

 

Дети нуждаются в контроле и внимании со стороны взрослых. Исследования  показывают, что детское поведение хуже, когда за успехами и поведением ребёнка меньше следят. Так например, наибольшее количество случаев агрессии, травли происходит в местах, где взрослые просто не присутствуют, например в туалете. Но это не значит, что у ребёнка надо стоять над душой, но проверять с некоторой регулярностью, что и как он делает, надо обязательно.

 

3. Отсутствие последовательной реакции на поведение.

 

Когда речь идёт про последствия, в голове возникает слово «наказание». Это большая ошибка: именно использование наказаний как основного метода воспитания не позволяет быть последовательным. Не получиться наказывать за каждое неправильное поведение( например, каждое непослушание) – обнаказываешься.  Получается сначала родители могут не замечать, затем десять раз делают замечания, рассердившись, наказывают (часто довольно жестоко) – выходит, что никакой последовательности нет. Более того когда в семье преобладают наказания, а не поощрения и похвала,  поведение ребёнка гораздо хуже.

 

4. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы.

 

Такой фактор важен в любом возрасте, но особенно – в подростковом. Как часто бывает, что детская негибкость, неадаптивность («Не буду – и всё!») сталкивается с негибкостью родителей («Должен – и всё!»), и тогда бабах!

Способность увидеть интересы ребёнка, понять его мотивы, заинтересовать его чем-то способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного сына или дочери. Мы хотим, чтобы он выполнял задания при подготовке к школе, а каково ему их выполнять? Вполне вероятно, до такой степени скучно (или тяжело), что он нарвётся на скандал, чем сядет за стол. Так может вместо того, чтобы забрать любимую вещь, наорать или даже ударить, стоит придумать что-то, что скрасит скучную  домашнюю рутину и даже сделает её желанной?

 

Обучение родителей как метод лечения поведенческих нарушений.

 

В отношении вышеизложенных четырёх факторов всё довольно ясно, было бы не абсолютно неверно скидывать всю вину на родителей за то, как ведёт себя их ребёнок. Часто бывает, что жесткие и непоследовательные практики воспитания формируются как реакция на непослушное поведение! А ещё часто неправильное воспитание бывает следствием факторов, лишь отчасти зависящих от родителей:

- материальных трудностей (из –за которых родителям приходится вкалывать с утра до ночи)

 

- разлад между супругами

 

- психических и телесных заболеваний у родителей или у других членов семьи.

 

Всё это тесно связано, и искать виноватого – пустая трата времени и сил!

 

 Что же делать вместо наказаний?

 

1 Определить то проблемное воспитание, которое надо изменить(например, сын дерётся с младшей сестрой из – за того, чья очередь играть в компьютерную игру).

 

2. Определить для проблемного поведения положительное,  противоположное (сын через определённое время уступает сестре  очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребёнка. Если у него не получается, потренировать –показать точно, что от него хотят увидеть.

 

3. Сконцентрировать внимание на положительном, противоположном!

Хвалить, использовать материальные  поощрения, наклейки, жетоны, очки и другое.

 

4. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще –каждый раз, когда ребёнок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.

 

Таким образом при поощрении ребёнка важно быть искренне воодушевлённым, точно указывать, что именно понравилось(«Милый мой, ты такой молодец! Ты уже целых пять минут играешь с сестрой! Это так по взрослому! Дай пять!»), прикасаться к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей: «Что такое непослушное поведение детей?» Синтез  положительного   и  противоположного, похвалы при            взаимодействии с ребёнком.

Мы часто сталкиваемся  с тем, что родители (по их собственному признанию) и рады похвалить своего взрывного ребёнка за то, что в ситуации отказа он смог остаться спокойным, им просто не выпадает такого

шанса: он  на каждый отказ устраивает истерику. Это умение можно тренировать! Надо выбрать время, когда  все члены семьи спокойны, и предложить ребёнку поиграть: он о чём-то просит и получает отказ. Для ребёнка очень важно точно определить, чего от него хотят, используя положительное, противоположное. Например: «Я хочу, чтобы ты сказал: «Хорошо!» - и отошёл в сторону, оставаясь спокойным». Если ребёнок это сделал, его надо похвалить, искренне сказать: «Я рада (рад), что у тебя получилось оставаться спокойным», показать своё воодушевление, погладить ребёнка. Если делать это часто – раза три в день, то в реальной ситуации ребёнку будет во много раз легче сказать родителям (да и другим взрослым): «Хорошо!» - и отойти в сторону.

Факторы, обуславливающие плохое поведение.

Исследования довольно ясно позволяют выделить, что именно в воспитании приводит к непослушному поведению детей. Этих факторов немного, но все они очень важны.

1. Недостаточно ясно установленные домашние правила.    

Когда мы говорим о правилах, то имеем в виду не бесконечный список из «нельзя» и «ни в коем случае», а поведение, которое будет приветствоваться, праздноваться и отмечаться родителями, т.е. положительное –противоположное.

2. Недостаточное наблюдение за ребёнком, недостаток контроля.

Дети нуждаются в контроле и внимании со стороны взрослых. Исследования  показывают, что детское поведение хуже, когда за успехами и поведением ребёнка меньше следят. Так например, наибольшее количество случаев агрессии, травли происходит в местах, где взрослые просто не присутствуют, например в туалете. Но это не значит, что у ребёнка надо стоять над душой, но проверять с некоторой регулярностью, что и как он делает, надо обязательно.

3. Отсутствие последовательной реакции на поведение.

Когда речь идёт про последствия, в голове возникает слово «наказание». Это большая ошибка: именно использование наказаний как основного метода воспитания не позволяет быть последовательным. Не получиться наказывать за каждое неправильное поведение( например, каждое непослушание) – обнаказываешься.  Получается сначала родители могут не замечать, затем десять раз делают замечания, рассердившись, наказывают (часто довольно жестоко) – выходит, что никакой последовательности нет. Более того когда в семье преобладают наказания, а не поощрения и похвала,  поведение ребёнка гораздо хуже.

4. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы.

Такой фактор важен в любом возрасте, но особенно – в подростковом. Как часто бывает, что детская негибкость, неадаптивность («Не буду – и всё!») сталкивается с негибкостью родителей («Должен – и всё!»), и тогда бабах!

Способность увидеть интересы ребёнка, понять его мотивы, заинтересовать его чем-то способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного сына или дочери. Мы хотим, чтобы он выполнял задания при подготовке к школе, а каково ему их выполнять? Вполне вероятно, до такой степени скучно (или тяжело), что он нарвётся на скандал, чем сядет за стол. Так может вместо того, чтобы забрать любимую вещь, наорать или даже ударить, стоит придумать что-то, что скрасит скучную  домашнюю рутину и даже сделает её желанной?

Обучение родителей как метод лечения поведенческих нарушений.

В отношении вышеизложенных четырёх факторов всё довольно ясно, было бы не абсолютно неверно скидывать всю вину на родителей за то, как ведёт себя их ребёнок. Часто бывает, что жесткие и непоследовательные практики воспитания формируются как реакция на непослушное поведение! А ещё часто неправильное воспитание бывает следствием факторов, лишь отчасти зависящих от родителей:

- материальных трудностей (из –за которых родителям приходится вкалывать с утра до ночи)

- разлад между супругами

- психических и телесных заболеваний у родителей или у других членов семьи.

Всё это тесно связано, и искать виноватого – пустая трата времени и сил!

 Что же делать вместо наказаний?

1 Определить то проблемное воспитание, которое надо изменить(например, сын дерётся с младшей сестрой из – за того, чья очередь играть в компьютерную игру).

2. Определить для проблемного поведения положительное,  противоположное (сын через определённое время уступает сестре  очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребёнка. Если у него не получается, потренировать –показать точно, что от него хотят увидеть.

3. Сконцентрировать внимание на положительном, противоположном!

Хвалить, использовать материальные  поощрения, наклейки, жетоны, очки и другое.

4. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще –каждый раз, когда ребёнок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.

Таким образом при поощрении ребёнка важно быть искренне воодушевлённым, точно указывать, что именно понравилось(«Милый мой, ты такой молодец! Ты уже целых пять минут играешь с сестрой! Это так по взрослому! Дай пять!»), прикасаться к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «ПЛОХОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА И ПРИВЯЗАННОСТЬ

Привязанность – танец для двоих. В нем взрослый защищает и заботится, а ребенок доверяет и ищет помощи. Даже будучи взрослыми, испугавшись, мы кричим: «Мама!», даже за выросшее, усатое уже, чадо мы во...

Статья. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО......

Такой непослушный карандаш.

Вовремя сформированная привычка держать карандаш и ручку правильно — верный залог того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с письмом...

Статья "Что такое хорошо и что такое плохо"

   Выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь для него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делае...

Справляемся с непослушным поведением 3-летнего ребенка на пользу ему и всей семье.

Если у вас есть трехлетний ребенок и с ним бывает нелегко - вы не одиноки. Вот несколько рекомендаций, как сделать жизнь с 3-леткой немного проще и значительно полезнее....

Статья "Ах, эти непослушные дети"

Об особенностях работы педагога-психолога ДОУ  по преодолению детской демонстративности, агрессивности и гиперактивности....