Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
проект (подготовительная группа)
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие способности детей, поисковую деятельность.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 331.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Светлячок»
Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла»
в подготовительной группе
ОО «Познавательное развитие»
Руководитель проекта
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Игумнова Наталья Геннадьевна
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители
пос. Светлый
сентябрь - ноябрь, 2021г.
Информационная карта проекта
Тема проекта «Что нам осень принесла»
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;
- расширять представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- формировать навыки художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;
- способствовать развитию памяти, восприятия;
- воспитывать бережное отношение к дарам осени, стремление беречь и охранять природу, доброжелательное отношение к товарищам.
- вовлечение родителей в разнообразные виды детской деятельности;
- способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель.
Тип проекта:
- по методу – Познавательно – творческий.
- по количеству участников –групповой.
- по продолжительности – средней продолжительности.
Актуальность:
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дети средней группы имеют недостаточное представление об овощах, фруктах, грибах, ягодах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес, в огород или в сад. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в этих местах в разные времена года. Осенний лес необычайно красив, богат грибами и ягодами, в огородах и садах полным ходом идет сбор урожая овощей и фруктов. Участвуя в проекте "Дары осени", дети получат знания, и представление о дарах осени, их свойствах. А так же этот проект направлен на развитие связной речи и творческих способностей. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут, что можно приготовить из овощей, фруктов, ягод и грибов.
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие способности детей, поисковую деятельность.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими ребятами.
Данный проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста и взаимодействие с родителями. Его содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и требованиям ФГОС дошкольного образования.
Интеграция образовательных областей
Предполагаемый результат:
- расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
- пополниться словарный запас;
- приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
- родители вовлечены в творческий проект.
Обеспечение проекта:
- Материально техническое:
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, по теме проекта ,фотоаппарат.
- Учебно – методическое:
- Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
- Подборматериалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности, материала для творческого труда.
Продукт деятельности:
Презентация проекта:Фотоотчет итогового мероприятия
Этапы работы над проектом:Драматизация сказки «Репка»
- I этап - Организационно – проектировочный
-изучение методической литературы;
- подборка игр, бесед,наблюдений, стихов, песен, загадок в соответствии с возрастом детей;
- II этап - Реализация проекта
- III этап – Результат
Этапы реализации проекта
№ | Мероприятие | Задачи | Ответственные | Сроки реализации мероприятия | ||||
I этап | ||||||||
1 | Донести до участников проекта важность данной темы | Познакомить родителей с тематикой проекта | Воспитатель родители | 1 неделя сентября | ||||
2 | Развивающая среда | Подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, материал для продуктивной деятельности, дидактические игры, иллюстрации | Воспитатель родители | 1 – 2 неделя сентября - до конца реализации проекта | ||||
3 | Тематические беседы | Определение уровня знаний детей о ЗОЖ | Воспитатель | На протяжении проекта | ||||
4 | Проектная идея | Обсуждение темы проекта, задач с детьми | Воспитатель, дети | 1 неделя сентября | ||||
5 | Работа с социумом | Подбор необходимой литературы по данной теме. | Воспитатель, родители, музыкальный работник, физкультурный руководитель. | 3-4 неделя сентября | ||||
II этап | ||||||||
1 | Беседы: «Какие бывают овощи» «Витамины осени» «Почему нужно есть овощи и фрукты» «Овощи лекари» «Овощи и фрукты – самые полезные продукты» «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя» | Формировать умение детей называть характерные признаки осени, расширять знания о фруктах, овощах, грибах. | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
2 | Трудовая деятельность: Сбор природного материала на прогулке (семена, осенние листочки), уборка опавшей листвы. | Способствовать воспитанию трудолюбия и осознания важности человеческого труда. | Воспитатель, дети | 1 неделя октября | ||||
3 | Наблюдения: - за растениями осенью; - за насекомыми; - за птицами; - за ветром, дождем, небом, облаками; - за красотой окружающей природы. | Уточнить знания о последовательности осенних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды осени, делать элементарные умозаключения с взаимодействиях и взаимосвязях в природе. | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
4 | Рассматривание альбома «Дары осени»; фруктов, овощей, грибов. | Формирование представлений о здоровой пищи. Уточнить знания об овощах, узнавать и называть овощи и фрукты | Воспитатель, дети | На протяжении проекта. | ||||
5 | Работа по составлению разрезных картинок из 4-8 частей по теме «Осенний урожай», «Времена года» | Формировать у детей представление о целостном образе предмета. | Воспитатель, дети | 2 неделя октября | ||||
6 | Сбор стихов, загадок, сказок, песен по теме проекта. | Расширить знания детей через устное народное творчество. | Воспитатель, дети | 2 – 3 неделя октября | ||||
7 | Просмотр мультфильмовСутеев. В. «Мешок яблок», «Под грибом», Сапгир «Апельсин» | Развивать способность детей к сопереживанию, умению проявлять уважение, взаимопонимание и взаимопомощь. | Воспитатель, дети | 3 -неделя октября | ||||
8 | Словесные -дидактические игры: «Один - много», «Хорошо - плохо» Творческая игра «Консервируем на зиму» Настольные игры: домино «Овощи - фрукты», «Лото» | Развивать творческое воображение, сообразительность, мышление. | Воспитатель, дети | 4 -неделя октября | ||||
9 | Чтение художественной литературы. Сказка с заданиями «Болтливая редька»,«Война грибов и ягод» обр. В.Даля; Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», Т.А.Шорыгина «Овощи – какие они?» , «Яблонька» Н. Носов «Огурцы»Заучивание стихов «Овощи», «Яблоко», «На тарелке урожай» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе. . | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
10 | Выставка детских книг по теме проекта. | Развивать кругозор, обогатить словарный запас. | Воспитатель, родители | 1- неделя ноября | ||||
11 | Сказки «Про овощи и фрукты». (придуманные родителями) | Приобщать детей к народной культуре. | Родители, дети | На протяжении проекта | ||||
12 | Эксперименты: «Ароматный чесночок», «Лук понюхаем немножко», «Пахнет, не пахнет» «Приготовление сока из апельсина» | Способствовать развитию у детей познавательной активности, через опытно – экспериментальную деятельность | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
13 | Экскурсии и прогулки по территории детского сада. Тема: «Осень золотая» | Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
14 | Д/игры: «Осенние приметы», «Чудесный мешочек», «Разложи по тарелкам»,(овощи, фрукты, ягоды), «Правильно – неправильно!» «Доскажи словечко» «Съедобное – несъедобное» Строительная игра: «Построим ящики для хранения овощей» | Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание. Закрепить умение делать постройки из кубиков, строить по образцу. | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
15 | Сюжетно ролевая игра: «Семья на даче», «Магазин овощи». Игра – инсценировка «Сварим борщ на обед», «Приготовим к ужину салат» | Формировать умение осуществлять замысел игры. | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
16 | Рисование: «На яблоне поспели яблоки», Лепка: «Овощи» (колективная) Аппликация «Вкусный компот» Раскрашивание раскрасок «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды» | Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности | Воспитатель, дети | На протяжении проекта | ||||
17 | Развлечения: «В гости к осени». Театрализованная постановка по сказке В.Сутеева «Мешок яблок» | Закреплять умение у детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей. | Воспитатель, музыкальный работник, дети. | 1-2 неделя ноября | ||||
18 | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Сбор яблок», «Грибы и грибники», «Найди пару». Малоподвижная игра «Повар» Пальчиковые игры: «Капуста», «Будем мы варить компот». Хороводная игра «Хороводная - огородная» Физкультминутки: «Овощи», «Фрукты», «Яблоко» | Способствовать формированию у детей различных двигательных навыков | Воспитатель, дети, физ. инструктор. | На протяжении проекта | ||||
III этап | ||||||||
Игра – драматизация по сказке «Репка» для детей младшей группы | Развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь посредством приобщения детей к народному фольклору. | Воспитатель, дети | 3– неделя ноября | |||||
Фотоотчет итогового мероприятия | Вовлечь родителей в проектную деятельность | Воспитатель | 3 – неделя ноября |
Вывод
- В ходе проектной деятельности у детей расширились знания о дарах осени (овощах, фруктах, грибах) их внешнем виде, цвете, размере, названии.
- Дети получили представление об ощущениях (тактильных, обонятельных, осязательных) от общения с фруктами и овощами.
- Дети учились классифицировать овощи и фрукты, у детей закреплялись знания о последовательности роста овощей и фруктов, о способах сохранения урожая на зиму.
- Дети получили понятие о пользе овощей и фруктов в питании людей,
- пользе витаминов для человеческого здоровья.
- Знания, накопленные в процессе реализации проекта, отразились в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Приложение №1
Занятие по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Чтение и заучивание стихотворений об овощах и фруктах»
Цель
- Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
- Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций об осени и чтение стихов обосени.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением осени, овощей и фруктов, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребятки, послушайте загадку.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
Воспитатель:Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?
Дети:Капуста.
Воспитатель:Почему?
Дети:Это овощ.
Воспитатель:Какие овощи вы знаете? (огурец, помидор и т.д.)
Воспитатель:Перечислите, что относится к фруктам? (яблоко, груша и т.д.)
Воспитатель:Представьте, что листики падают с деревьев, вдруг подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, листики и на вас; сдуйте их. (Музыка).
- ·Вдох носом, выдох через рот.
- ·Кратковременный.
- ·Долгий (губы трубочкой).
- А сейчас, ребята, я прочту вам несколько стихотворений об овощах. Слушайте внимательно.
- Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Заучиваем 2-3 стихотворения.
Стихотворения можно повесить в уголок для родителей для домашнего заучивания.
Рекомендации для родителей. Прочтите стихи ребенку. Повторяя следом за вами, ребенок выучит легкие стихи наизусть.
Приложение №2
Беседа на тему: «Овощи и фрукты – самые полезные продукты».
Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.
Задачи:
- формировать представления о здоровом питании;
- расширять знания о полезных свойствах овощей и фруктов;
- способствовать осознанию необходимости витаминов в пище;
- воспитывать полезные пищевые привычки; развивать познавательный интерес;
- обогащать словарный запас.
Оборудование:
- маски для инсценировки;
- корзина с полезными продуктами;
- корзина с вредными продуктами.
Ход мероприятия.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С ранних юных лет уметь.
Если азбука питания
Привлечёт твоё внимание,
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов.
Воспитатель: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, Что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты.
Воспитатель: Что значит «полезные»?
Дети: Приносят пользу
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете продукты, которые приносят нашему организму пользу?
Дети: овощи, фрукты, ягоды.
Воспитатель: А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)
- Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда.
Воспитатель: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)
Издавна в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах.
А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».
Воспитатель: Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить
Игра «Доскажи словечко».
Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно-золотой.
Леденец для обезьян.
В жёлтой курточке ... (банан).
На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит как после душа.
Ну, конечно, это ... (груша).
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... (лимон).
Гнутся ветки до земли.
Что же мы на них нашли?
Листья будто шапочки,
А под ними ... (яблочки).
Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный ... (виноград).
С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый ... (апельсин).
Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.)
Воспитатель: Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты мы должны с вами регулярно, каждый день.
Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.
Игра«Правильно-неправильно!»
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1.Ешь побольше, апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Воспитатель: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Приложение №3
СКАЗКИ «ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
(придуманные родителями и детьми)
Сказка про Морковку
Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Варя и спрашивает:
- Ты кто?
- Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.
Побежала Варя к бабе Варе и все ей рассказала.
- В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.
- Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.
- Хочу, хочу! – обрадованно закричала Варя.
- Тогда за дело!
Мы морковку чистим- чистим,
Мы морковку трем- трем.
Сахарком ее посыпим,
Исметанкою польем.
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Варя очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.
Сказка про Яблочко
В саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Вера и спрашивает:
- Ты кто?
- Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое, и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное! – ответило яблоко.
Побежала Вера к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте.
- Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя.
- Яблоко - чудесный фрукт
Оно растет и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок его всем полезен,
Помогает от болезней.
Чтоб здоровым сильным быть,
Надо яблоки любить,
Все без исключения-
В этом нет сомнения! – воскликнула Вера.
Решила Вера, что будет всегда, есть яблоки и про болезни забудет навсегда.
Приложение №4
Консультация для родителей
ОВОЩИ И ФРУКТЫ –
ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.
Остановимся на самых известных.
Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.
Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.
Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.
Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника.
Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).
Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.
Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.
Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.
Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.
Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.
Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.
Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что нам осень принесла"
Наш детский сад уже давно использует в работе комплексно - тематическое планирование, при такой системе работы очень просто планировать и воплощать в жизнь различные проекты, вот например такой:...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы по проекту «Что нам осень принесла?» В старшей группе
Каклендарное планирование по проекту "Что нам осень принесла?"...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы по проекту «Что нам осень принесла?» В старшей группе
Проект в старшей группе "Что нам осень принесла?"...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы по проекту «Что нам осень принесла?» В старшей группе
Проект в старшей группе "Что нам осень принесла?"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424232-1395598011.jpg)
Педагогический проект "Что нам осень принесла"
Актуальность проекта обусловлена недостаточно развитыми на данном возрастном этапе у детей наблюдательности, внимания и осознанности поведения в природе. Нарушением детьми правил поведения в природе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1328953-1645824826.jpg)
Познавательный проект «Творчество Агнии Барто» во второй младшей группе (сентябрь - ноябрь, 2021 г.)
Данная тема проекта была выбрана, потому что именно в младшем дошкольном возрасте произведения Агнии Барто провоцируют сопереживания к главным героям, в результате чего у детей появляются новые предст...