Тематическая беседа с детьми старшей группы."Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия (старшая группа)

Смирнова Татьяна Александровна

   Беседа с детьми старшей группы:  «Хлеб – всему голова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_detmi_starshey_gruppy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Беседа с детьми старшей группы:

                              «Хлеб – всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают

Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

Наглядный плакат для повторения материала:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы "Откуда Новый год пришел?"

Материал знакомит детей с  традицией  русского народа праздновать Новый год, и украшать елку....

Развлекательно-познавательное мероприятие в старшей группе «Откуда хлеб пришел» с использованием ИКТ

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, о его производстве.Задачи:1. закрепить знания о этапах выращивания пшеницы и ржи, этапах хранения и получения из зерна муки.2. дать знания...

Проект старшей группы "Откуда хлеб пришел"

                      Мы выбрали эту тему потому, что чем больше  дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлеб...

Проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел?»

Проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел?»...

Проект для детей старшей группы "Откуда хлеб пришел".

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям что...

НОД с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел»

Цель: проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи: Познавательное развитие:-выявить значение слова «хлеб»-закрепить знания детей о хлебе-рассказать, как хлеб появляется на наших стола...

беседа с детьми старшей группы "Откуда пришел хлеб"

Рассказать, как появляется хлеб на наших столах. Закрепить знание детей о хлебе как об одном из величайших богатств на земле....