Семинар для педагогов "Предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес"
материал

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости в дошкольном учреждении.  Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. В материале говорится о развивающей игре Воскобовича В.В."Фиолетовый лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида «Детский сад «Пукане»

города Ядрин Чувашская Республика

Семинар для педагогов

 

Разработала:

Воспитатель

I квалификационной категории

Селиванова Н.В.

Ядрин - 2021

План семинара:

  1. Приветствие (2 мин)
  2. Задание-вопрос для педагогов (3 мин)
  3. Лекция «Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»:

- Почему возникла идея создания развивающей предметно –пространственной среды «Фиолетовый лес»?

 -  Организационные аспекты.

-  Использование  «Фиолетового леса» в работе с детьми с ОВЗ.

Ход семинара.

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем семинаре-практикуме по теме «Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес».

Но вначале предлагаю вам вспомнить и проверить, насколько вы ориентируетесь в современных требованиях ФГОС дошкольного образования.  Я раздам вам карточки с текстами. Ваша задача заполнить пробелы по смыслу. Время для выполнения 3 мин. Работать будете в 3 команды (педагоги выполняют задание -Приложение1)

Воспитатель: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости в дошкольном учреждении.  Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 Величайшие умы образования разработали в помощь педагогам дошкольных учреждений примерный перечень игровых средств с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с ФГОС ДО. И одним из этих средств является «Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес», созданная Воскобовичем В.В., о котором сегодня пойдет речь.

        В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в себя собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательными и «долгоиграющим»?

Именно поиск решения ответов на такие вопросы привел к созданию уникальной игровой предметно – пространственной среды под необычным названием «Фиолетовый лес».

Фиолетовый лес трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Поэтому вполне логично тот факт, что основа взаимодействия взрослого с детьми в «Фиолетовом  лесу» - это сказочный сюжет: (Сейчас прочитаю начало сказки)

 «Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету – день идет, два идет - и вдруг откуда ни возьмись Красный зверь. Испугался Гео, побежал, а красный зверь за ним. И тут Гео слышит: «Напугай Красного зверя Оранжевым криком» .Издал Малыш Оранжевым крик, и исчез Красный зверь. Не успел Гео удивиться этому чуду, как на месте Красного зверя выросло огромное дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Желтая Птица взмахнула крыльями и стала кружить над Малышом Гео. Гео снова пустился бежать , а тот же голос шепчет ему: «Прогони Желтую птицу Зеленым свистом, Издал Малыш Зеленым свист, и исчезла Желтую птица. Желтая птица исчезла, но появилось озеро, на берегу которого стояла лодочка. Гео сел в лодочку, сделал несколько гребков и увидел Огромную Голубую рыбу. Напрасно Малыш налегал на весла – Голубая рыба подплывала все ближе и ближе. Но тут Гео снова услышал знакомы голос: «Прогони Голубую рыбу Синим шепотом». Издал Малыш  Синий шепот, и исчезла Голубая рыба, и исчезло озеро, и исчезла лодочка. Гео оказался у входа в Фиолетовый лес…» 

       Коллеги, так начинается методическая сказка В. В. Воскобовича о приключениях Малыша Гео в Фиолетовом лесу. Начало этой сказки положило основу для названия  развивающей предметно – пространственной среды «Фиолетовый лес» и его цветового решения.

(Полное название сказки «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава, или сказка об удивительном Геоконте»).

Почему лес должен быть фиолетовым?

Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками, манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и разные персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды, где все элементы выполнены в радужных цветах -семь цветов радуги.

Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, фантазировать, воображать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей этого удивительного мира.

 Развивающая предметно–пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС дошкольного образования.

 Во-первых, обеспечивает возможность общения  и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же дает возможность уединения  и проектирования собственного пространства;

Во вторых, обеспечивает реализацию различных образовательных  программ, используемых в нашем дошкольном учреждении;

В третьих, развивающая среда «Фиолетовый лес» содержательно - насыщенная, трансформируемая (что значит позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей), полифункциональная (это значит, что большая часть элементов игры может использоваться в различных видах детской активности), так же она вариативная, доступная и безопасная.

     Периодическая сменяемость элементов на развивающей предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес» обеспечивает вариативность самой среды и стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

      Предметно – развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, например, таких как:

  • Ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром).
  • Развитие познавательных процессов (пространственного  мышления, внимания, памяти, творческого воображения).
  • Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
  • Развитие аргументированной и доказательной речи.

 С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

Развивающая среда "Фиолетовый лес" состоит из нескольких  элементов

( небо, дорожка, лужайка, полянка) и  переносных модулей, которые крепятся липучками, и могут размещаться на коврографе в произвольном порядке.

Переносные модули:

озеро, дерево ажурное, дерево фиолетовый ствол, красный ствол, разноцветное дерево, 2 ели, солнышко, золотой плод – в количестве 5штук, лист фигурный - 10, лист ажурный - 10, листы разноцветные -72, облако - 3, следы - 5пар, цветок, бабочка - 2, птица - 3, ласточка, лягушка, мышка - 2, ежик - 2, змейка, ящерица, стрекоза, божья коровка, улитка, лист кувшинки 2, цветок кувшинки, зажимы 10.

Все элементы комплекта предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. При желании можно  дополнять  листьями и цветами разных цветов и разных размеров, дорожки (следы) можно выкладывать по-разному, в зависимости от сюжета сказки. На этой полянке можно дать волю своей фантазии и придумать  и создавать новых героев, познакомить их с другими обитателями «Фиолетового леса».

Путешествия по Фиолетовому лесу происходят в реальном времени, т.к. он состоит из нескольких сказочных областей. Рассмотрим подробнее эти области:

1.Чудесная поляна золотых плодов - главный герой здесь умудренный опытом паук Юк и его внучата паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» и «Геовизор».

2. Озеро Айс - Герой здесь – Главный Незримка Всюсь (хранитель озера). В этой развивающей области дети играют в «Нетающие льдинки озера Айс».

3. Город говорящих попугаев - Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор – Магнолик Нолик, главные артисты: знаменитый фокусник Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр» и в «Игровизор» (приложения к «Игровизору» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).

4. Страна Муравия - Ее хозяйка королева Мурана вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»)

5. Поляна чудесных цветов - Главная героиня Девочка Долька совместно со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».

6. Ковровая полянка - Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».

7. Чудо острова - на которых живет пчелка Жужа и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».

Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее. Приведу несколько примеров по областям.

Например:
1. Ознакомление с окружающим миром – «Помоги утеплить норки» (для детей от 3 лет);
2. Художественно - эстетическое развитие – «Создай узор из листьев» (для детей 5 - 7 лет);
3.Физическое развитие – «Найди следы Незримки». (для детей 3 - 7 лет) ;

4.Речевое развитие – «Буквы потерялись»  (для детей 4 - 6 лет);

5. Познавательное развитие – Играем в математику «Помоги мышатам сосчитать листочки»(для детей 4 - 6 лет) и многое другое.
     Одним из немаловажных аспектов использования среды «Фиолетовый лес» является возможность использования ее
 в разных видах детской деятельности, в частности:

  • игровой деятельности (например, проведение дидактических игр «Что лишнее?» ( с персонажами Фиолетового леса и Мира диких животных», например: волк, заяц, кабан, голубь (все серые кроме кабана), «Узнай по описанию», игра – путешествие «В гости в сказочный Фиолетовый лес» и др.);
  • познавательно-исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации  «Что было бы если бы не было озера» и т. д.);
  • коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми, навыки общения);
  • конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – «Чудо-соты 1 Ларчик», Чудо- крестики 2 ларчик», «Лепестки Ларчик», «Логоформочки Ларчик», «Черепашки Ларчик» и др.);
  • двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).

Использование среды «Фиолетовый лес», с точки зрения охвата образовательных областей, для развития детей очень высоки.

Социально-коммуникативное развитие.

Направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания формирование готовности к совместной  деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок  к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Направлено на:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий. Становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др..) о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Включает:

  • развитие речевого творчества.; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух  текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  
  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

Художественно-эстетическое развитие

  • Направлено на:
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного мира), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

Направлено на:

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Развитию равновесия, координации движения крупной и мелкой моторики обеих рук. а так же с правильным, не наносящим ущерба организму. Выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др).

Исходя из опыта педагогов использования данной технологии, можно сделать следующие выводы:

 -у детей развивается познавательный интерес (т.к «Фиолетовый лес» привлекает к себе множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое).

Далее у ребенка возникает желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному или  совместному действию.

Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», тем, что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то, что ребенок получает от этого удовольствие. И в свою очередь деятельность ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями, в этом и состоит дальнейшая задача педагога. Например, на панно расположен паучок:

 Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются?

(педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь, можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь… и т.д  Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка.

 Использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности

 ( ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым).

«Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.

И еще раз хочу подчеркнуть, что такую готовую среду можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности  детей, а так же во  время, отведенное на непосредственную организованную деятельность. 

2.Использование  «Фиолетового леса» в работе с детьми с ОВЗ

Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы способствовать развитию детей как с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья.

«Фиолетовоый лес» является той средой, которая удовлетворяет данной задаче. Логопеды и дефектологи могут успешно использовать его в работе с детьми с нарушениями речи, интеллекта, ранним детским аутизмом и др. диагнозами.

3.Некоторые  организационные аспекты

Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» предлагается в двух размерах и может использоваться вместе с играми, разработанными для использования на «Коврографе Ларчик», «Миниларчике», «Прозрачный квадрат Ларчик» и т.д., не буду их все перечислять, их много.

В зависимости от размеров помещения,  наличия условий в образовательной организации, «Фиолетовый лес» может размещаться в отдельном кабинете или же под него отводится часть пространства групповой комнаты. Продумывая и создавая развивающую среду, необходимо учесть, чтобы она была максимально комфортна, разнообразна для использования в работе с детьми и чтобы она доставляла детям огромное удовольствие.

 Коллеги, заканчивая свое выступление, хочу сказать: «Пространство Фиолетового леса  – это удивительный мир волшебства и неограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. Давайте попробуем и мы заглянуть в этот необычный, волшебный, сказочный «Фиолетовый Лес».

Творческих  успехов вам. Спасибо за внимание.

Приложение 1

Младший дошкольный возраст

Вопрос.  Для детей этого возраста достаточно большое пространство в группе для  удовлетворения потребности в Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с  и со …, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль  деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит  благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ.

Для детей этого возраста достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Вопрос. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены  на дальнейшее развитие умения…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.   предусмотреть место для временного дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. 

 Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Вопрос. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя  среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам  понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый  ребёнок имел возможность заниматься  делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая

деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, … развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и  эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое

положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...