Доклад «Подведение итогов за 2020 – 2021 учебный год в группе раннего возраста № 1»
материал (младшая группа)

Федулова Юлия Ивановна

Доклад (группа раннего возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2020-2021.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Доклад

 «Подведение итогов за 2020 – 2021 учебный год в группе раннего возраста № 1»

Подготовил воспитатель группы № 1:

                                                                                   Федулова Ю. И.

НОВОСИБИРСК 2021

        В 2020-2021 учебном году наша группа раннего возраста стала пилотной площадкой по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», издательство «Русское слово». «Первые шаги» стали дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с 2х до 3х лет в течении всего учебного года. Предварительно нами, педагогами группы, была изучена образовательная программа, ее особенности и отличия от других образовательных программ. Мы познакомились с «Методическими материалами» к программе.

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю., которые считают, что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста.

Программа «Первые шаги» соответствует всем требованиям к структуре Образовательных программ в рамках ФГОС ДО. В «Методических материалах» к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в двух частях представлены различные игры, игры-занятия для детей, которые разделены по пяти образовательным областям развития и методические рекомендации по их организации, также дается характеристика той или иной области развития, определяются ее главные цели и задачи для раннего возраста и психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагога с детьми.

        В целом Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» схожа со всеми основными образовательными программами ДО, структура программы содержит целевой, содержательный и организационный разделы.  Но Программа имеет и ряд отличительных особенностей, на которые мы обратили внимание:

      - эта образовательная программа создана только для работы с детьми раннего возраста с 1 года до 3-х лет с учетом психологических особенностей, потребностей и возможностей данного возраста;

      - в ней подобраны различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста, разделенные по пяти образовательным областям, с учетом основных видов детской деятельности (игровая (предметная); познавательно-исследовательская (сенсорное развитие, экспериментирование); коммуникативная (общение со взрослым, а после со сверстником); изобразительная; самообслуживание; конструирование; музыкальная; восприятие литературы и фольклора);

     - авторы программы уделяют огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка, в одной из глав программы они подробно описывают развитие игры у детей до 3-х лет, указывая на важную роль организации предметной среды и игровых зон, на обогащение жизненного опыта через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей;

       -для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллаж, использовать для этого природный и бросовый материал;      

       -программа предлагает совместные просмотр не мультфильмов, а диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова;

       - в программе отдельное место отводится тому «Каким должен быть воспитатель», именно так называется одна из глав в содержательном разделе Программы, рассказывающая о личностных и профессиональных качествах личности педагога, работающего на группе раннего возраста (искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, умение понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает), поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым, взаимодействие с которым – это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе;

- говоря о трудностях работы с детьми раннего возраста, авторы указывают на невозможность фронтальной работы и предлагают проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми. В начале учебного года мы с напарницей обратили внимание на то, что, посадив всех детей группы перед собой и предлагая им любую простую пальчиковую игру (даже просто похлопать в ладоши), мы «играем сами с собой, а дети просто смотрят на нас, даже не пытаясь повторить». Оказалось, что, пытаясь научить детей именно таким образом мы действуем не совсем правильно. Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе. Мы попробовали так действовать и увидели реальный результат своей работы. По нашим наблюдениям для таких индивидуальных игр лучше всего подходят игры-потешки («Ладушки», «Сорока» и т.п.), любые дидактические игры, игры с предметами;

-в организационном разделе программы авторы представляют свои рекомендации к организации РППС (оформление помещения, перечень материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки);

- мы обратили внимание и на ежедневное планирование работы педагога. Авторы Программы предлагают для удобства планирования картотеку игр, состоящую из 5 комплектов (областей развития ребенка) с описанием игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта должны быть окрашены определенным цветом. Мы, попробовав написать ежедневное планирование работы педагога с детьми так, как это рекомендуют делать авторы Программы и столкнулись с проблемой, которая заключалась в отсутствии готовой картотеки этих игр. В связи с тем, что Программа находится в пилотном варианте на нашей группе, а издательство на этот момент еще не выпустило картотеку игр, мы с напарницей начали работу над составлением картотеки по предложенным методическим материалам. Но процесс этот не быстрый и займет довольно много времени.

-в работе с родителями предлагают завести «почтовый ящик», в который родители будут опускать записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника желательно посещение семьи на дому, организации семейных вечеров, встреч по интересам, родительских клубов и кружков, проводить тренинги, привлекать родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей. В этом учебном году из-за эпидемиологической обстановки такая работа с родителями не апробирована, но идея с «почтовым ящиком» нас очень заинтересовала;

В целом программа довольно интересная, написана простым, понятным языком, думаю, что ее можно предложить и обычному родителю для ознакомления и всем педагогам, работающим в группах раннего возраста особенно молодым специалистам.

        На протяжении учебного года в нашей группе велись две кружковые деятельности:

  1. Кружок «Маленькие сенсорики», руководитель: Федулова Ю. И.

Цель кружка: создание условий для развития сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.

  1. Кружок «Радужные капельки», руководитель: Бурова Ж.Ю.

Цель кружка: создание условий для развития у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.

        Были разработаны и реализованы три проект:

  1. Долгосрочный проект по освоению нетрадиционных техник рисования в группе раннего возраста «Маленькие художники», автор проекта Бурова Ж.Ю.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирования интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение.), период: с октября 2020г. по май 2021г.

  1. Долгосрочный педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!», автор проекта Бурова Ж.Ю., Федулова Ю. И.

Цель проекта: создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ, период: с сентября по ноябрь 2020г.

  1. Краткосрочный экологический проект «Чиполлино» в группе раннего возраста, автор проекта Бурова Ж.Ю., Федулова Ю. И.

Цель проекта: создание условий для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях.), период: март 2021г.

Развивающая предметно – пространственная среда пополнилась дидактическим пособием «Кукла Маша на фартуке».

Цель данного дидактического пособия: создание благоприятных условий для облегчения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

        На протяжении всего учебного года наши воспитанники участвовали в конкурсах, фотомарафонах, выставках, на уровне детского сада, районном и всероссийском. За что дети были награждены дипломами и грамотами, а мы с коллегой получили благодарственные письма за подготовку обучающихся к участию в конкурсе, так же мы повышали свое профессиональное мастерство.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по физическому развитию на 2020-2021 учебный год старшая группа

Планирование работы на учебный год по физическому развитию детей старшей группы...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности МАДОУ д/с № 53 на период 2020-2021 учебного года подготовительная группа № 10 “Зайчата”

Тема 1-недели: “Здравствуй, ДЕТСКИЙ САД!” (диагностический период)          Сроки реализации темы: 1.09 - 4.09.20Цель: продолжение знакомство...

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в 2020- 2021 году во второй группе раннего возраста «_Колокольчики_»

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)  в 2020- 2021 году во второй  группе раннего возраста «_Колокольчи...

Отчет о работе за 2020-21 учебный год в группе раннего возраста «Радуга» воспитателя Тауэр Т.А.

Отчет о работе за 2020-21 учебный год в группе раннего возраста «Радуга» воспитателя Тауэр Т.А....

Аналитический отчет 2021-2022 учебный год в группе раннего возраста

Отчет о проделанной работе за 2021- 2022 учебный год. воспитателя  группы раннего возраста «Рябинка» Петрачук Ольги Михайловны....