Открытое мероприятие по правовой грамотности "Путешествие по правовым островам"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лешукова Наталья Сергеевна

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде  и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания, умения и навыки в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования и активном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, финансовая грамотность, грамотность в вопросах здоровья, правовая грамотность).

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.

Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает учреждение, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком  и обществом.     

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие в рамках Месячника по функциональной грамотности «Путешествие по правовым островам»

Цель: формирование основ правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры

Задачи:
Образовательные:

  1. 1. Обобщить начальные правовые знания у детей.
  2. 2. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей
  3. Активизировать словарь по теме.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей
  3. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.
  2. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  3. Воспитывать правовую грамотность

Вступительное слово: Доброе утро, уважаемые коллеги. Рады приветствовать вас в нашем учреждении на открытом мероприятии в рамках Месячника по функциональной грамотности.

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде  и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания, умения и навыки в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования и активном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, финансовая грамотность, грамотность в вопросах здоровья, правовая грамотность).

Сегодня мы представляем вашему вниманию квест-игру «Путешествие по правовым островам», цель которой формирование основ правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры.  

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.

Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает наше учреждение, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком  и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры  детей построен таким образом, что на каждый блок приходится три образовательных мероприятия, включая совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).    

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами.

Приятного просмотра.

Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

Ведущий: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – наших правах.

Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле тысячи лет назад? Тогда же и появились главные вопросы: «Какие права имеют люди?».

Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии.

Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, 32 года назад написали вторую книгу «Конвенция о правах ребёнка». И сегодня мы познакомимся с этой книгой и узнаем, какие права есть у вас.

 Давайте эту книгу откроем…

Открывает книгу, дует ветер, страницы книги разлетаются

Ведущий: Что такое? Что случилось? Ребята, посмотрите, все страницы книги разлетелись по разным островам.  Что - же нам делать?

Я предлагаю отправится на поиски страниц нашей книги. А полетим мы с вами на острова на воздушном шаре.

Все готовы к приключениям?

Полетели!

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре…»

  1. Остров «Право на имя»

Дети проходят на стулья. В зал под весёлую музыку забегает клоун Бим

Бим: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бим! А вас как зовут? (дети отвечают хором). Я ничего не понял! (повторяется 2-3 раза)

Ведущий: Успокойся, Бим. Кто тебя научил, так знакомится? У каждого ребёнка есть право на своё имя.

Имена - это слова особые и значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору имени относились очень внимательно.

Бим: И что же мне теперь делать?

Ведущий: Давай я тебя научу, как надо знакомиться. Предлагаю тебе поиграть с детьми в игру «Назови своё имя».

(Клоун по очереди кидает детям мяч, дети называют свои имена).

Ведущий: Бим теперь ты знаешь имя каждого ребенка.

Бим: Здорово! Теперь я понял, как надо знакомиться и узнал ваши имена. 

А может, вы мне поможете отгадать имена сказочных героев? У меня никак не получается.

Дети: конечно поможем

Интерактивная игра «Назови имя сказочного героя»

(загадки)

Бим: Спасибо ребята, за помощь!

Ведущий: Бим, а ты случайно не находил страницу из книги?

Бим: Находил, вот она, держите!

Ведущий:  Это наша первая страница из книги, где говорится, что у ребёнка есть право на имя.

Спасибо, Бим, до свидания. (прощаются, Бим уходит)

Наше путешествие продолжается, летим на следующий остров.

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре…»

2. Остров «Право на семью и дом»

Дети проходят на стулья. В зал входит Фрекен Бок. 

Фрекен Бок: Так – так-так…собственно вы кто такие?

Ведущий: Мы ребята из детского сада. Ищем потерянную страницу из книги. А вы кто такая?

Фрекен Бок: Я – Фрекен Бок – домоправительница. Честная, с хорошим характером.

Ведущий: Надеюсь, Фрекен Бок, вы любите детей?

Фрекен Бок: Эээ... как вам сказать... безумно. Хотите, я займусь воспитанием этих детей. Эээ. Во-первых, идите спать! Во - вторых, делайте уроки! А что ж еще, что-то еще надо? Ах, какая мука воспитывать детей! Да, вспомнила: вымойте руки!..

Ведущий: Уважаемая, Фрекен Бок, так дело не пойдёт. Наших детей воспитывать не надо, их воспитанием занимаются родители. Потому что каждый ребёнок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны семьи. Вот посмотри наши семейные фотографии и послушай стихи.

  1. У нас большая дружная семья

Сестрёнка, мама, папа, брат и я.

Бабули и дедули приезжают

И нас на лето в гости приглашают.          

Какая радость, когда есть семья!

Сестрёнка, мама, папа, брат и я.

  1. Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

И щенка, и кошку Мусю!                            

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Фрекен Бок: Ой, как здорово! И, что у каждого есть своя семья и дом?

ДЕТИ: да

Ведущий: Уважаемая, Фрекен  Бок у человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Фрекен Бок: Совершенно верно. А ещё дом всегда содержали в чистоте. Давайте проверим, какие вы помощники. Поиграем в игру «Собери игрушки».

Игра «Собери игрушки»

Фрекен Бок: А вот и ваша страница нашлась. А мне пора.

Ведущий: Спасибо, Фрекен Бок. До новых встреч. (прощаются)

Ребята мы с вами нашли вторую страницу нашей книги и в ней говорится о том, что каждый ребёнок имеет право на семью и дом.

Занимайте места на воздушном шаре, полетели дальше.

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре»

Остров 3. «Право на защиту от жестокого обращения»

Дети проходят на стулья. В зале появляется Карабас - Барабас.

Карабас - Барабас: Я Карабaс Барaбас!
                                    Карaбас Барабaс!
                                    Нет, лучше так: я доктор
                                    Всех кукольных наук.
                                    И семихвостых плеток
                                    Есть у меня семь штук!

А ну- ка куклы танцевать! Считаю до трёх, а потом как дам больно!

танец «Птичка польку танцевала»

Ведущий: А, ну-ка, Карабас –Барабас прекрати так себя вести. Ребята, не бойтесь  и проходите на стулья.

Карабас – Барабас нельзя так разговаривать с детьми, нельзя на детей кричать и заставлять делать то, чего они не хотят. И тем более нельзя запугивать детей и наказывать. Потому что дети имеют право на защиту от жестокого обращения.

Карабас – Барабас: А, я по другому разговаривать не умею.

Ведущий: А мы тебя научим.

Карабас - Барабас предлагаю тебе поиграть с нами в игру «Вежливые слова».

Сейчас я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь ответить:

- Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости, мы говорим… (простите, пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …(до свидания)

Карабас – Барабас: Благодарю. Ребята вот вам страница из вашей книги. До новых встреч, был рад с вами познакомится.

Герой вручает страницу из книги.

Ведущий: Ребята у меня в руках страница книги, в которой говорится о том, что дети имеют право на защиту от жестокого обращения.

Отправляемся дальше, и летим к следующему острову.

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре…» 

Остров 4. «Право на образование»

Дети проходят на стулья. В зал входит Незнайка

Незнайка: Это что? Это я, в какую сказку попал?
Ведущий: Ты, Незнайка, не в сказку попал, а это мы прилетели к тебе на волшебный остров. Мы ищем страницу из книги.

Незнайка: Ха! Книга, это ж так не интересно... то ли дело погулять сходить или на кулачные бои?
Ведущий: Нет, Незнайка, ты не прав. Послушай, что тебе ребята скажут.
Дети: 

- Ученье - свет, а не ученье – тьма.
-  Ученье лучше богатства.
- Учиться всегда пригодится.
Незнайка: Все равно! Ни к чему это.
Ведущий: Незнайка, скажи, а что ты умеешь делать?
Незнайка: Да много чего: громко петь, плясать, рисовать
Ведущий: А ты умеешь считать? Скажи нам, сколько будет 2+3?
Незнайка: (чешет затылок) Это будет… что-то около шести!
Ведущий: Дети, ответ правильный?

Дети: нет
Незнайка: Подумаешь, ошибся разок!
Ведущий: Вот видишь, Незнайка, как плохо быть неучем. А вот наши ребята сейчас ходят в детский сад и уже скоро пойдут в школу. Потому, что все дети имеют право на образование, начиная с детского сада, потом школа и другие учебные заведения, чтобы вырасти умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству. 

Незнайка: Тогда я тоже пойду в школу (собирается уходить)

Ведущий: Ты так пойдешь в школу и ничего с собой не возьмешь?

Незнайка: А что с собой в школу надо взять? 

Ведущий: Портфель! Ребята, а давайте поможем Незнайке собрать портфель в школу.

Игра «Собери портфель»

Незнайка: Спасибо ребята, я в школу. Ой, подождите, вот то, что вы искали (вручает страницу из книги).


Ведущий: Мы нашли с вами следующую страницу книги и в ней говорится, что все дети на земле имеют право на образование.

Отправляемся дальше!

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре…»

Остров 5. «Право на здоровье и медицинскую помощь»

Дети проходят на стулья. Слышен голос Айболита:

- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.

В зал заходит Айболит: 

Айболит: Что такое? Неужели Ваши дети заболели?

Ребята вы не болеете? И насморка нет? Давай- те ка я вас послушаю… Да, действительно, все здоровы.

А что вы делаете, чтобы сохранить своё здоровье? (ответы детей). 

Айболит: А что же нужно сделать, если вы вдруг заболели?
Дети: Обратиться к врачу.
Ведущий: Правильно. Ребята, помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

Айболит: Ребята, а мои зверята очень часто болеют.

У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Ведущий: Айболит, мы тебе поможем. Наши ребята покажут тебе зарядку. Ты будешь делать её со своими зверятами и они забудет про болезни.

Зарядка на степ платформах 

Айболит: Спасибо, скорее побегу к зверятам. Держите страницу.

Герой вручает страницу из книги.

Ведущий: Вот и нашли мы последнюю страницу из нашей книги. Право на медицинскую помощь.

Ведущий: Наше путешествие по правовым островам закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.  Занимайте места на воздушном шаре.

танец полета под музыку «На большом воздушном шаре…», проходят на стулья 

Ведущий: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А кто ребята запомнил, как называется книга, в которой написаны ваши права? Я вам предлагаю собрать все страницы нашей книги.

(встают полукругом держа страницы книги)

Ребята, какие вы все разные, но у вас у всех одинаковые права.

Лишь появится ребёнок,            

И дышать начнёт едва

У него уже с пелёнок есть права!

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить.

Иметь просторный добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

   Врачей помощь получать,          

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Песня и танец с книгой «Большой хоровод» (на последнем припеве дети уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с детьми)

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с ...

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с детьми)

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с ...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с детьми)

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с...

Открытое мероприятие «Через игру - к правовому воспитанию»

В возрасте 3-4 лет у детей происходит кризис, который часто проявляется в виде капризов перед взрослыми. Порой им кажется, что родители, дети и окружающие не любят их, не понимают, не принимают таким,...