Пальчиковые иры для детей 3-4лет.
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики 3- 4 года
Какая у кого песенка?
У ходиков песня такая:- Тик. Тик. Тик. (руки - «стрелочки»)
У птички - синички - такая:- Пик. Пик. Пик. (руки - «клювики») У поросенка - такая:- Рюх. Рюх. Рюх. (ладошки - «пятачки»)
У ежика песня такая:- Плюх. Плюх. Плюх. (пальчики - «колючки») У кисоньки песня такая:- Мяу. Мяу. (ладошки гладят шерстку) .
- А у рыбешки - какая?- Пы. Пы. Пы. (руки движутся сверху вниз) .
Слова Раз и два, раз и два!
(сжимают и разжимают пальцы)
Сложим мы из букв слова. Солнце - слово лучистое.
(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)
Кошка - слово пушистое.
(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)
Корова - слово рогатое.
(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога») А слово «арбуз» - полосатое.
(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)
«Мышка и кошка»
- Пи - пи - пи, - пищала мышка (ритмично щелкают пальцами рук)
- Кошка на охоту вышла!Мне так страшно, трепещу.
Щу - щу - щу, щу - щу - щу. (ритмично постукивают по плечам
скрещенными на груди руками) Норку я свою ищу. Щу - щу, щу - щу, щу - щу
- щу.
(ритмично притоптывают ногами)
Кошка притворилась доброй:- Мур - мур - мур, - она поет.
(ритмично поглаживают одной рукой другую)
- Нет - нет - нет, - пищит мышонок. (ритмично покачивают головой)
К кошке в лапы не пойдет. «Котенок - шалун»
Котенок мамочку зовет:- Мяу - мяу, мяу - мяу!
(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)
Он не напился молока:- Мало - мало, мало - мало.
(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы) Покормит мама молочком:- Мур - мур - мур (2 раза)
(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)
Свернется маленьким клубком:- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.
(ритмично потрирают кулачок о кулачок)
Потом с клубочком поиграет:- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.
(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)
И нитку быстро размотает:
- Ап - ап - ап, ап - ап - ап. (Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)
«Утята»
Раз - два - шли утята. Три - четыре - за водой. А за ними плелся пятый,Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался -
Громко - громко запищал:- Пи - пи - пи - не пищи!- Мы тут рядом, поищи! (поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с
большого, а со звуков: «Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Машина
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит.
(ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем, - Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та - та - та - вперед спешат.
(делают ритмичную «вертушку» руками)
«Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила (кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала (одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
«Лодочка»
Две ладони я прижму. И по речке поплыву
(ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -Это лодочка моя. (выполнять волнообразные движения руками) Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам Плывут рыбки тут и там.
(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
«Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения) Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«На качелях»
Кач - кач - кач - летят качели,
Так захватывает дух (дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)
Все сильнее бьется сердце:
Тук - тук - тук, тук - тук - тук! Вверх и вниз, и снова к солнцу
Словно птица ты летишь. (ритмично постукивают кулачками друг о друга)
- Выше, выше, выше, выше! -
Вновь товарищам кричишь. (ритмично поднимают перед собой руки вверх)
«Насекомые над лугом»
- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
- Зу - зу - зу, - комар пищит.
(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
- Уф - уф - уф, - как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, Я любого разбужу» (ритмично хлопают в ладоши)
«Грибы»(массаж пальцев)
Топ - топ - пять шагов (идут на месте)
В туесочке пять грибов. (переплетают пальцы «корзиночкой»,
показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)
Мухомор красный -Гриб опасный. А второй - лисичка -рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка,Розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок,Бородатый старичок. Пятый гриб - белый,Ешь его смело.
«Умывание» (массаж пальцев)
Знаем, знаем - да - да - да, Где ты прячешься, вода!
(поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться! Лейся на ладошку
По - нем - нож - ку. Нет, не понемножку - Посмелей!
Будет умываться веселей!
(энергично растирают ладони и кисти рук)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка,Милая касаточка, Ты где была,Ты с чем пришла?
- За морем бывала,Весну добывала. Несу, несу Весну - красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с
одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)
«Покажите пальцем»
Покажите пальцем
(дети сжимают правую руку в кулак)
Зайца,
(вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку,
(две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку и
(ладони прикладывают к макушке)
Орех
(сжимают кулак)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех.
(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)
«Мышки - шалунишки»
В комнате часы виселиИ стучали: бом - бом - бом. (дети ритмично хлопают в ладошки)
Мышки каждый раз пугались,Слушая ужасный звон. Потянулись гири вниз -
Так - так - так (2 раза)
(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз) Быстро стрелки завелись -Тик - тик - так (2 раза) (ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)
Стрелки мышек испугали,В норку мышки убежали.
«Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой
руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, Будем грушу мы рубить; Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
«Помощники»
1, 2, 3, 4 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить) Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку. Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть - чуть - сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«Смелые гуси»
Шли на речку важно гуси:Говорили: «Га - га - га».
(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)
Кто захочет нас обидеть,Не забудет никогда.
Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -(ритмично вытягиваем шею)
Больно щиплемся. Беги!
(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой) Крыльями захлопать можем.
(ритмично похлопывают руками по бокам)
Мимо нас ты не ходи!
(ритмично потопывают)
«Пироги»
Мы печем отличные
Пироги пшеничные. («пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)
Кто придет к нам покупать
Пироги отличные (трут ладони друг о друга)
Папа, мама, брат, сестра, Пес лохматый со двора.
И другие все, кто может (сжимают и разжимают пальцы)
Пусть приходят с ними тоже.
(при повторении массируют пальцы на другой руке)
«Бутончик»
К ночи бутончик собрал лепестки
(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку») Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем Цветы раскрываются
(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)
Солнышко село, и сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся.
(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,Листья рябины,Листики тополя,
Листья осины (загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем,Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
"Заботливое солнышко» Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик.
(дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи.
(плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (ритмично потирают щеки) А весной на носик ставит Точки - точки - точки.
Золотят веснушки деток. Очень нравится им это!
(ритмично постукивают пальцем по носу)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,Серебристый самолет,Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе? Как узнать?Помогите сосчитать?
(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)
«У Лариски - две редиски»У Лариски - две редиски. У Алешки - две картошки.
У Сережки - сорванца -два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки. Да еще у Петьки - две хвостатых редьки. (по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на
одной или обеих руках)
«За ягодами»
1, 2, 3, 4, 5 (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,За малиной,За брусникой,За калиной. Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибают пальчики, начиная с большого)
«Кораблик»
По реке плывет кораблик (ладони соединить лодочкой)
Он плывет издалека. (выполнять волнообразные движения руками)
На кораблике четыреОчень храбрых моряка.
(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)
У них ушки на макушке (сложить обе ладони к макушке)
У них длинные хвосты. (пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)
И страшны им только кошки,Только кошки и коты.
(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашейПрилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)
«Что принес нам почтальон?»Что принес нам почтальон?
(сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,в бандероли - две кассетыИ письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали.
(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
« Детский сад»
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать
- Крепкие, дружные, Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове
“вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«Овощи»
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой». Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
«Фрукты»
Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.) Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
Засолим капусту
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.) Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.) Мы капусту жмем.
( Интенсивное сжимание пальцев рук)
По грибы (потешка)
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками). Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко. Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».)
Осень
ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,
Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ,
Поочередно загибают пальцы на руке.
ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,
ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.
Встряхивают кистями рук.
Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки
( Делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
(Встряхивают обе руки.)
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. ) А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.)
Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.) Мы все названья помним!
(Раскрывают ладошку.)
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.) Пусть подрастают день за днем!
( Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
Этот пальчик
(Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок,
затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца)
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).)
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу.) В этот домик приглашаем.
Транспорт
Будем пальчики сгибать
(- Сжимают и разжимают пальчики. ) Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. ) Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Сказки
Будем пальчики считать, Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. ) Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
( Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят»
- Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец.)
Тесто
Тесто мы месили
(сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили (ладошки лепят) Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается.
( Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, Разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.) А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
Птички зимой
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке
(«Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Белочка.
(по мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Снежок
Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить,меняя положение ладоней) Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх) Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют") И … сломаем! (топают)
«Домашние животные» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Гости.
(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
Здрасьте, здрастье!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
Чмок, чмок, чмок!
Сапожник
(Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.)
Мастер, мастер, Помоги
Прохудились Сапоги.
Забивай покрепче Гвозди
Мы пойдем сегодня В гости!
«Будем в армии служить» Наша армия
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)
Профессии
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Наши мамы
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!
( Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.) Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель
(- Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. )
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».) Мамы разные важны!
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.) Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила. ( Показывают большой палец. ) Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно,в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными)
Времена года Круглый год
Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим – Идет за летом осень. А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
( Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой)
Зайцы.
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить,
на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой.
«Перелетные птицы
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.) У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Цветы
(Выполнять действия в соответствии с содержанием Стихотворения)
Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают.
Хозяйка
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту. (поставить на плиту) Будет каша хороша! (хлопать в ладоши) Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком»). Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.) Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
«Лето, лето- какого оно цвета?»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!
Рыбы
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.) И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).) Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Хлеб
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки, Булочки и калачи
Всё мы испечем в печи.
( Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.) (Обе ладошки разворачивают вверх. )
Очень вкусно!
Пальчиковая гимнастика:
Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой,
ритмичной, яркой.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут
сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
учит переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно
используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
Упражнения для пальцев динамические.
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные занятия для детей 2-4лет.
1. Творческое занятие с детьми 2-4 лет«Дождевые червячки» Воспитатель первой категории: Казанцева Галина Алексеевна Программное содержание:продолжать учить понимать речь взро...
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1, 2 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) СРЕДСТВАМИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной дошкольной педагогики Росси. Острота проблемы состоит в том, что в настоящее время выявл...
Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники.
Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники. Автор:Лобанова Марина Александровна воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ СОШ№1943 дошкольное отделение, Бардина Татьяна Алексеевна ...
Проект "Семейная гостиная" в группе детей 3-4лет.
Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения знать и понимать своих детей....
Картотека пальчиковых игр для детей 3-4лет
Подборка пальчиковых игр...
Протокол родительского собрания в младшей группе «Задачи воспитания и обучения детей 3-4лет» , «Кризис 3-х лет» , «Развитие речи детей 3-4 лет»
Протокол № 1 от 01.09.22г. Родительское собрание в младшей группе «Задачи воспитания и обучения детей 3-4лет» , «Кризис 3-х лет» , «Развитие речи детей 3-4 лет»...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-4лет
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для паль...