план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
материал

план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_20-21.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

Силянковой Натальи Алексеевны (1 квалификационная категория),

на 2020-2021 годы.

Тема самообразования: «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине».

Истоки- это соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духу.

Актуальность: Актуальность выбранной нами темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном образовании и воспитании на основе ценностей отечественной культуры.

   В настоящее время, в силу многих причин, уходят в прошлое традиционные народные праздники, и нам приходится заново учиться  их праздновать.  

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический и профессиональный уровень через изучение и внедрения новых педагогических технологий в обучение и воспитание несовершеннолетних.

Задачи:

Обучающие: Знакомить детей с обычаями и традициями православной церкви, с жанрами фольклорного творчества

Развивающие: Развивать жизненный опыт воспитанников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями; формировать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам;

Воспитывающие: Воспитывать уважение к народной культуре своего народа, православной истории; воспитывать чувство преемственности старины в современном мире; воспитывать уважительное отношение в общении друг с другом и взрослыми.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме;
  • прохождение курсов повышения квалификации;

Содержание работы по самообразованию:

Вопросы изучения:

  • изучить программу «Истоки»
  • изучить методическую литературу
  • изучить и применить элементы инновационных технологий,
  • задействовать сетевые ресурсы
  • изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования педагогических методов и приемов воспитания детей.
  • организация групповой и индивидуальной работы с детьми.

Предполагаемый результат:

Изменить отношение к родной земле, природе, праздникам, труде, семье, родителям. Закрепить знания различных видов декоративно - прикладного искусства, фольклора, художественных промыслов. Воспитать в детях нравственное поведение. Повысить уровень знаний воспитанников о традициях русского народа.

Содержание работы по самообразованию

Работа с детьми

Сроки реализации

1

Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек, стихов, песен, считалок.

сентябрь

2020

2

Знакомство с народным календарем.

октябрь

2020

3

Беседа о малой Родине.

Чтение стихов о родном крае.

Создание альбома "Достопримечательности родного города"

ноябрь

2020

4

Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе.

Знакомство с народными праздниками и традициями.

Заучивание новогодних и рождественских стихотворений.

Мастерская "Деда Мороза".

Рассказы воспитателя о православных праздниках.

декабрь

2020

январь

2021

5

Знакомство с народными обрядами. Праздник "Рождественская елка".

Чтение былин о русских богатырях. Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря"

Вернисаж "Защитники Отечества".

февраль

2021

6

Рассказ воспитателя "Генеалогическое древо".

Беседа "Моя родословная".

Заучивание стихов, песен о семье.

Составление семейной родословной и герба семьи.

Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля".

март

2021

7

Знакомство с православным праздником "Пасха".

Проект «Святая Пасха»

апрель

2021

8

Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок. Фольклорный праздник "Весенние посиделки".

май

2021

Работа с родителями

Сроки реализации

1

Консультация "Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка".

сентябрь

2020

2

Создание фотоальбома "Моя малая Родина".

ноябрь

2020

3

Выставка "Зимушка-зима ".

Новогодний утренник.

Оформление уголка по «Социокультурным истокам».

декабрь

2020

4

Родительское собрание «К родным истокам».

январь

2021

5

Консультация для родителей «Как отметить 23 Февраля в семейном кругу?»

февраль

2021

6

Консультация " История моей семьи ".

Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

март

2021

7

Консультация «Что такое Пасха»;

Консультация «Почему мы красим яйца?»;

Изготовление альбома «Сборник Пасхальных рецептов».

апрель

2021

8

Отчет о проделанной работе по теме самообразования

май

2021

Практическая реализация темы по самообразованию:

Изучила и продолжила изучать методическую литературу по данной теме:
В.Н. Косарева. Народная культура и традиции.
Н.Г. Пантелеева. Народные праздники в детском саду.
В.П. Ватаман. Воспитание детей на традициях народной культуры.
Н.В. Пугачева. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.
Н.В. Бабинова. Тематические фольклорные вечера для дошкольников.
Г.А. Лапшина. Календарные и народны праздники в детском саду.
Выпуск 1. Осень-Зима.
Выпуск 2. Весна.
Т.В. Миронова. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. 
Н.А. Тимошкина. Методика использования русских народных игр в ДОУ.
К.Л. Обухова. Русская народная песня для детей.
А.Ф. Брязгун. Сказка в гости к нам пришла.
Е.Б.Танникова. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок.
М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки. 

Участие:

В выставке поделок "Царство Зимушки-зимы", участие в новогоднем флешмобе  Детско-юношеской библиотеке «Таланты нашей семьи».

В проведении народных и православных праздников: «Новый год», "Рождественская елка", "Защитники Отечества", "Масленица", "8 Марта".

Выставки:

Детских рисунков и фотографий «Моя семья», детских рисунков "Защитники Отечества", "Моя мама лучшая на свете";

Подготовка консультаций для родителей по темам:

«Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»

«Как отметить 23 Февраля в семейном кругу?»

«История моей семьи».

«Приобщение к истории, традициям и культуре России».

«Что такое Пасха»;

«Почему мы красим яйца?».

Оформление:

Памяток, буклетов для родителей по темам: "Сказка - ложь, да в ней намек", "Воспитание любви и уважения к маме у детей", "Рождественские забавы для детей".

Альбома по теме: "Достопримечательности родного города";

Фотоальбома: "Моя малая Родина".

Изготовление альбома «Сборник Пасхальных рецептов».

Создание картотек: "Народных игр и забав", " Детский фольклор

Малые фольклорные формы".

Пополнение в ПРС группы:

Уголок «Моя Родина»

Уголок Ряженья с элементами русского народного костюма;

Уголок уединения.

Используемая литература.

1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.

7. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.

8. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.

9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.

10. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва: Просвещение, 2012.

11. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.

12. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.

13. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»

План по самообразованию : «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...