Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
опыты и эксперименты

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_denesha.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в освоении детьми программы по формированию элементарных математических представлений.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе. Создание копилки методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ. Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по теме самообразования;
  • формирование познавательной мотивации обучения;
  • формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
  • развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
  • развитие любознательности, самостоятельности, инициативности;
  • вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Логические блоки Дьенеша»;
  • создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Изначально я изучала методическую литературу по данной теме:

  1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
  2. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
  3. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
  4. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
  5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
  6. «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
  7. «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.
  8. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
  9. «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.15. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004 г.

Определила для себя направление работы:

- Пополнение образовательной развивающей среды

- Разработка проекта по формированию познавательных действий «В мире блоков Дьенеша»

Обновление и пополнение картотеки дидактических игр с использованием палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша, для работы с детьми старшего дошкольного возраста (схемы, инструкции, образцы)

Разработка дидактического материала, обобщение его в педагогическом сообществе.

Длительность работы над опытом охватывает период с 2019 по 2021 года и включает 3 этапа:

Первый этап -  с сентября по декабрь 2019 года.

Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом результатов первичной диагностики.

Второй этап – с 2019 по 2020 учебный год.

Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша.

Третий этап - итоговый 2020-2021 учебный год.

Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.

Мною была разработана система занятий по теме самообразования «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша» для старшей и подготовительной к школе группы, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.

Раскрыты теоретические основы построения занятий в старших возрастных группах, формы и методы поэтапной работы с использованием дидактического материала, предлагается определенная система игр по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша.

 При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, готовила тесты и анкеты для родителей, разработала диагностический инструментарий, с помощью которого выявляла уровни выполнения детьми программы по математике.

Разработала перспективный план работы по старшему и подготовительному возрасту.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы.

На основе логических блоков мною был изготовлен игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.

Игры составила на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Заметила, что блоки Дьенеша помогли мне в работе по изучению основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.

Если вижу, что мои воспитанники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства.      Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.

 Практика моей работы показывает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Вариантом логических игр для детей использовала игры с обручами.

При подготовке к подобным играм вначале формирую у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Кладу на пол обруч, обозначаю указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляю, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Задаю вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагаю ребенку стать внутри обруча.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: показываю детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагаю их на полу. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

Затем ребенку предлагаю стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

В ходе практического этапа проводила также диагностику, интегрированные занятия, дидактические игры, вела наблюдения и беседы с детьми, давала тестовые задания, создавала проблемные ситуации.

Проводила мониторинг, открытые занятия, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, сценарии проведения математических досугов.

Выступала на родительских собраниях, педагогических советах, проводила мастер-классы для коллег и родителей. Проводила консультации для родителей воспитанников.

Вся работа планировалась в игровой форме. Было проведено знакомство детей с блоками, их основными свойствами, кодовыми карточками и символами, картинками-схемами. Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Следует отметить, что малознакомый материал вызвал у детей неподдельный интерес и восторг, вызванный возможностью   выполнять много разнообразных предметных действий, казалось бы, с небольшим количеством геометрических фигур. (Всего 48 блоков находится в 1 комплекте).    

Мы постепенно осваивали дидактические игры с использованием блоков Дьенеша: «Что изменилось», «Продолжи ряд», «Найди не такую», «Второй ряд», «Клад», «Засели в домики», «Игра с одним, двумя обручами», «Волшебный мешочек» и т.д. Знакомство с играми, как и со всеми 4 свойствами логических блоков, проходило с учетом увеличения уровня сложности изучаемого материала и индивидуальным подходом к каждому ребенку. При этом у детей моей группы не возникло особых проблем с оперированием сразу четырьмя свойствами фигур и использованием кодовых карточек.

В работе с детьми использовала опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина - силуэтом дома (большой, маленький). Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

Особо занимательными оказались для нас плоскостные картинки: альбом «Лепим нелепицы». Дети с удовольствием складывают картинки, используя зашифрованные схемы.    

Также блоки Дьенеша применяли не только в дидактических играх во время совместной деятельности, но и в сюжетно-ролевых играх, и в организованной образовательной деятельности. Логические блоки являются универсальным дидактическим материалом, позволяющим успешно реализовывать задачи познавательного развития, и в первую очередь развития математических способностей дошкольников.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идет усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

В результате работы создала развивающую среду группы наборами с блоками, проведен показ ООД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша, проведены консультации для родителей «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума», «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников.», оформлена Папка – передвижка «Игры с блоками Дьенеша»,на заседании МО педагогов проведена консультация по теме: «Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников».

Таким образом, изучив специальную литературу, я могу сделать вывод о том, что развитие познавательных действий у дошкольников должно отводиться очень важное место. Это вызвано целым рядом причин: постоянным повышением требований современной школы к интеллектуальному, в частности, математическому, развитию детей, увеличением потока информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, совершенствованием содержания математического образования и повышением его значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важн...

«Особенности развития логической сферы у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Ведущая педагогическая идея темы заключается в создании необходимых психолого - педагогических условий содействующих развитию логического мышления у дошкольников. При проведении работы учитывает...

Консультация«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях  используются всевозможные развивающие игры, одна...

Консультация: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не ...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...