Использование кинетического песка для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
материал (подготовительная группа)

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Нарушение речи детей посещающих логопедическую группу затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети с ТНР редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для успешной коррекции речи и моторики у детей в своей работе использую кинетический песок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР–КЛАСС

 «Использование кинетического песка для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР/

Технология: мастер-класс.

Цель: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием кинетического песка для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике песочную терапию.

Оснащение: песочница, кинетический песок, мелкие игрушки.

Ход мастер-класса:

  1. Вступительный.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование кинетического песка для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Нарушение речи детей посещающих логопедическую группу затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети с ТНР редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для успешной коррекции речи и моторики у детей в своей работе использую кинетический песок.

Кинетический песок - это уникальный, инновационный материал. По - другому его ещё называют - живой песок, и это не удивительно: внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего.

Из минусов кинетического песка можно отметить только то, что он не пересыпается. Зато положительных качеств гораздо больше:

1.  удобная для лепки консистенция, получившееся форма сохраняется длительное время;

2. песок гипоаллергенный и в нем не размножаются бактерии, при загрязнении его можно промыть, и он сохранит свои свойства;

3.  кинетик доступен в любое время года, независимо от погоды за окном;

4.  оставляет все поверхности совершенно чистыми, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при помощи песчаного комочка;

5. никогда не сохнет, не имеет запаха, не прихотлив в хранении.

2.Практическая часть

Уважаемые коллеги, предлагаю вам окунуться в детство и на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо. Желающие подойдите к песочнице. Давайте познакомимся с песком. Но прежде чем приступить к работе нужно познакомиться с правилом поведения при работе с ним.

Правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Предлагаю вам «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы; слепите из песка то, что вам захочется. Опишите свои впечатления от знакомства с кинетическим песком.

А сейчас упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствования мелкой моторики:

- положите ладони на песок, почувствуйте полное расслабление пальцев; погрузите пальцы в песок, сожмите и разожмите кулачки, сжимайте и разжимайте поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

- погрузите пальцы в песок, и легкими движениями создайте «волны».

- погрузите пальцы в песок и попеременно чередуйте упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Выполним артикуляционную гимнастику.

«Лошадка» - щелкайте языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скачите по песку».

«Качели» - языком ритмично двигайте вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигайте по песку в том же направлении.

«Часики» - языком ритмично двигайте вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

Поиграем в игры:

  1. «Подбери слово». Надо найти предметы и подобрать к ним прилагательные, согласовывая их в роде с существительными.
  2. «Клад». Найдите закапанные в песке зелёные, синие, красные камешки.  Достаньте камешек и в зависимости от его цвета назовите слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
  3. «Отгадай загадку». Один из вас прячет предмет в песок, не показывая остальным, описывает его. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, называет его и откапывает из песка.
  4. «Назови слово».  Достаньте спрятанную букву и назовите слово, начинающееся на этот звук.
  5. «Полоски». Надо начертить на песке заданное количество полосок (это слоги), а затем по их количеству придумать слово.

Наш мастер-класс подошел к концу.  Сегодня я познакомила вас только с небольшим количеством игр, которые применяю для развития словаря, фонематических представлений, связной речи; совершенствования грамматического строя речи; обучению грамоте.

Я благодарю всех за внимание и участие.  Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Основная цель  методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:...

ОПЫТ РАБОТЫ «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.В процессе речевых игр дети учатся поним...

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлены обоснования использования дидактических игр в развитии речи старших дошкольников, подбор дидактических игр....

Методическая разработка «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Во избежание  повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, ...

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру. Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических н...

Методическая разработка «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли....

«Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....