Методическая разработка "Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста"
картотека
Использование сюжетно-ролевых игр позволяет эффективно развивать социальные компетентности дошкольников, учить их правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, выстраивать взаимоотношения с другими, управлять своими эмоциями. Воспитателю детского сада в своей работе удобно использовать картотеку сюжетно-ролевых игр в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека сюжетно-ролевых игр | 144.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Сюжетно - ролевых игр для детей
Дошкольного возраста
( от 3 до 7 лет)
1. С/р. Игра «Больница». Сюжет «Прием в кабинете у врача».
Программное содержание: Знакомить детей с работой врача. Учить выполнять игровые действия по показу, по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения к животным. Вызвать желание помочь им.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Ход игры: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки.
- С/р. Игра «Семья». Сюжет: «Дети собираются на осеннюю прогулку»
Программное содержание: Познакомить детей с отношениями и распределением обязанностей внутри семьи. Способствовать формированию начальных навыков ролевого поведения.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок, беседа «Одежда для улицы»,фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад»
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
3 . С/р. Игра «Детский сад». Сюжет «Кукла Катя обедает»
Программное содержание: Способствовать формированию умения действовать с игрушками; умения выполнять правила игры. Воспитывать интерес к игровой деятельности. Создать условия для получения положительных эмоций от выполненной работы.
Оборудование: Кукла, кухонная мебель, посуда, мелкие игрушки, предметы-заместители, игрушечные продукты.
Предварительная работа: Беседа: «Правила поведения за столом», чтение Р.Н.С. «Три медведя», Д/и: «Накроем стол к обеду».
Ход игры: в группу приходит кукла и сообщает детям, что она проголодалась, дети предлагают накормить куклу. Распределяются роли. Дети накрывают стол игрушечной посудой, обсуждают какие блюда подать к обеду кукле Кате.
4.С/р. Игра «Магазин». Сюжет «Покупка фруктов».
Программное содержание: Познакомить детей с функционированием магазина. Раскрыть смысл деятельности продавца. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Оборудование: Куклы, касса, мелкие игрушки, предметы-заместители, игрушечные фрукты, весы, сумки.
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Фрукты», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Ход игры: Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар (фрукты) на полках (оформляет витрину).
Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь.
5. С/р. Игра «Семья». Сюжет «Мама варит варенье из ягод».
Программное содержание: Способствовать формированию умения действовать с игрушками; умения выполнять правила игры. Воспитывать интерес к игровой деятельности. Создать условия для получения положительных эмоций от выполненной работы.
Оборудование: посуда, куклы, атрибуты для оборудования кухни,, крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа:
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», чтение художественной литературы: А. Барто «Машенька».
Ход игры:Мама-домохозяйка собирает ягоды, обрабатывает их, варит варенье, моет посуду, угощает кукол вареньем.
6. С/р. Игра «Семья». Сюжет «В лес за грибами».
Программное содержание: Способствовать формированию умения действовать с игрушками; умения выполнять правила игры. Воспитывать интерес к игровой деятельности. Создать условия для получения положительных эмоций от выполненной работы.
Оборудование: муляжи грибов и предметы-заместители, посуда, корзинки для ягод, куклы, атрибуты для оборудования кухни, крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки.
Предварительная работа:
Беседы: «Грибы - какие они?», «Осторожно- ядовитые грибы». «Как я маме помогаю», чтение художественной литературы: стихи про грибы., разгадывание загадок про грибы. Д/и: «Что за гриб в моем лукошке?»
Ход игры:Мама-домохозяйка собирает грибы, обрабатывает их, варит, моет посуду, угощает кукол.
7. С/р. Игра «Семья». Сюжет «Папа сажает дерево».
Программное содержание: Способствовать формированию умения действовать с игрушками; умения выполнять правила игры. Воспитывать интерес к игровой деятельности. Создать условия для получения положительных эмоций от выполненной работы.
Оборудование: (на прогулке) сухие веточки, песочница, лопаты, ведро.
Предварительная работа:
Беседы: «Деревья- легкие Земли », чтение художественной литературы: стихи про деревья, чтение сказки «Коза с козлятами».
Ход игры: папа копает ямку для саженцев деревьев, садит деревья, дети- дочка и сын помогают отцу: приносят воду, поливают саженцы.
8. С/р. Игра «Больница». Сюжет «Посещение доктора Айболита».
Программное содержание: Знакомить детей с работой врача. Учить выполнять игровые действия по показу, по образцу. Воспитывать доброжелательные отношения к животным. Вызвать желание помочь им.
Оборудование: набор для игры в больницу, халат, шапочка, ширма, предметы- заместители.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Ход игры: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
9. С/р. Игра «Семья». Сюжет «Накормим щенка».
Программное содержание: Способствовать формированию начальных навыков ролевого поведения. Закреплять умения детей действовать с предметами заместителями и игрушками.
Знакомить детей со способами отражения в сюжетно-ролевых играх разнообразных бытовых сюжетов на основе полученных представлений о жизни и труде взрослых
Оборудование: игрушка- щенок, косточка. Домик для щенка, миска, повадок
Предварительная работа:
Беседы: «Домашние питомцы», «Мой четвероногий друг», чтение стихотворения «Щенок»
Ход игры: Воспитатель в роли мамы замечает
Сюжетно-ролевая игра «Лесная аптека», Сюжет: «Сбор лекарственных растений»
Программное содержание: Формировать знания о пользе лекарственных растений, упражнять в умении брать на себя роли и действовать в соответствии с ней.
Оборудование: корзинки, пакеты для сбора трав, картинки-ориентиры (лекарственные растения),
Памятка «Как правильно собирать лекарственные растения, травы». Алгоритм игры. Коробка с атрибутами для с/р игры «Аптека».
Предварительная работа: беседы о пользе лекарственных растений, о месте их произрастания. Чтение рассказов и стихов по теме.
Ход игры: игра начинается на прогулке, воспитатель предлагает детям на территории детского сада найти лекарственные растения (подорожник, мышиный горошек и др.) Повторяют правила сбора. Собранную траву несут на игровую площадку, где разворачивается с/р игра «Лесная аптека» (растения сдаются в отдел переработки, потом настои и порошки появляются на прилавках «Лесной аптеки».
Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», Сюжет: «Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий»
П/с: Обогащать и расширять знания детей о труде взрослых: пекарь, кондитер. Учить детей самостоятельно, и аккуратно работать по схемам, дружно лепить подгруппами: калачи, рогалики, батоны. Развивать у детей восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук.
Материал: пластилин, фартуки, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки, (хлебобулочные изделия : калачи, рогалики, батоны)
Словарная работа: пекарь, кондитер, хлебобулочные изделия.
Ход занятия:
1 часть
- Ребята, а где пекут хлеб? (ответы детей)
- А какие названия хлеба вы знаете? (ответы детей)
- Где можно купить хлеб? (ответы детей)
- А виши мамы умеют стряпать хлебобулочные изделия? (ответы детей)
-А вы мамам помогаете? (ответы детей)
А давайте и мы с вами сегодня откроим пекарню и напечем хлебобулочные изделия?
2 часть (практическая – самостоятельная).
- Ребята это наша мини- пекарня.
В пекарне три цеха: в одном цехе будем печь калачи, в другом -батоны. В каждом цехе есть образцы для выполнения работы. Руки мы помыли до занятия, форму пекаря сейчас наденем фартуки, косынки и колпачки (помогают детям второй воспитатель и помощник воспитателя). Проходите по желанию по цехам. Приступайте к работе. (Воспитатель проводит подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, которые затрудняются). Во время самостоятельной работы детям задаются вопросы.
«Магазин»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
3.«Игрушки у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
4.«День рождения Степашки».
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол.
5.Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
|
Цель: Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть. Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом. Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ".
- "Кукла заболела"
- "Добрый доктор Айболит"
В ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского "Айболит", а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в игре «кукла заболела».
9 "В магазине"
Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе
– Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
- "Приходите в гости к нам"
Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.
- "Домашние заботы"
Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку).
- "В парикмахерской"
Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).
- "У меня зазвонил телефон"
Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".
С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".
С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".
Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра - как развитие способностей детей...
«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
материал для родителей...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Здесь вы найдете консультацию для родителей, в которой описано, почему сюжетно-ролевая игра важна для детей, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средств...