Психологическая готовность ребенка к школе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Малик Надежда Михайловна

Что такое психологическая готовность к школе, как воспитатели и специалисты могут помочь развить основные параметры школьной готовности, используя игровые технологии, чтобы ребенок с удовольствием пошел в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.pptx671.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность ребенка к школе Составитель: педагог-психолог Малик Н.М.

Слайд 2

С какими трудностями сталкивается ребенок при поступлении в школу? Ребенок попадает в незнакомую обстановку Взрослые постоянно от него чего-то требуют День ребенка расписан, ему некогда расслабиться Быстрый темп обучения Большой объем информации, которую надо запомнить, переосмыслить Строгая дисциплина Родители хотят, чтобы его ребенок был лучше всех, начинают давить на ребенка Даже если ребенок с удовольствием ходил в детский сад, это не значит, что его адаптация к школе будет проходить легко и безболезненно.

Слайд 3

«Портрет будущего первоклассника» физическое здоровье; развитый интеллект; инициатива, воля и способность действовать самостоятельно; умение общаться со взрослыми и сверстниками; выносливость и работоспособность; аккуратность и дисциплинированность; хорошая память и внимание; умение считать и читать;

Слайд 4

« Портрет» ребенка, неготового к школе Недостаточная самостоятельность; Чрезмерная игривость; Импульсивность , бесконтрольность поведения, гиперактивность; Неумение общаться со сверстниками; Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; Низкий уровень знаний об окружающем мире; неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство и различие; Плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторной координации (неумение выполнять различные графические задания); Недостаточное развитие произвольной памяти; Задержка речевого развития (неправильное произношение, бедный словарь, неумение выразить свои мысли и т.д.)

Слайд 5

Готовность ребенка к обучению – это уровень физического и психического развития при котором те требования, которые будет предъявлять школа не будет для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. Психологическая готовность ребенка к школе включает параметры: Интеллектуальная Личностная (отношение к самому себе, к взрослым, сверстникам) Эмоциональная (способность адекватно оценивать эмоции) Мотивационная (желание учиться) Волевая (способность принимать задачу решать ее, анализировать результат) Коммуникативная (умение устанавливать контакт со взрослыми, сверстниками)

Слайд 6

Желание учиться Мотивация – желание выполнять какую-либо деятельность, когда есть желание добиться успехов, что определяет успешность обучения. Мотивационная готовность выражается в том, насколько ребенок готов принять новую позицию школьника, как относится к школе, к учебной деятельности, к взрослым и сверстникам. Рекомендации Формируйте правильную, объективную самооценку. Не запугивайте ребенка школой. Чаще общайтесь с ребенком, старайтесь выражать ему понимание, сопереживание, хвалите его. Вселяйте в ребенка уверенность в успехе, не позволяйте ему поддаваться унынию. Избегайте резкой критики ребенка, особенно при посторонних людях. Не сравнивайте его с другими детьми,

Слайд 7

Способность управлять своим поведением - понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможности длительное время выполнять не очень привлекательные задание, способность трудиться, делать то, что требует учеба, режим. Развитие дисциплины зависит от того, как ребенок воспринимает требования взрослого, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого . Способность управлять своим поведением включает в себя также : умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу, умение внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение планировать свою деятельность, умение ориентироваться на систему требований и т.д. Рекомендации: Цели, которые ставят перед ребенком, должны быть не только понятны ребенку, но и приняты. Помогайте ребенку в достижении цели. Помогайте преодолевать трудности. Формируйте организационные умения поддерживать порядок, соблюдать режим дня. Немало важное значение имеет одобрение действий ребенка, показывайте, что всего его усилия приведут к поставленной цели.

Слайд 8

Способность управлять интеллектуальными процессами (произвольность интеллектуальной сферой). Сформированность зрительного восприятия, умения действовать по образцу. Сформированность слухового восприятия (понимание и усвоение услышанного материала, умение удерживать при восприятии задания на слух в процессе деятельности). Произвольное зрительное и слуховое запоминание. Устойчивость и концентрация внимания. Логическое мышление, умение устанавливать закономерности, комбинаторные возможности мышления, а также определенный круг знаний и представлений ребенка об окружающем мире, умение объединять одним словом понятия одного ряда, умение называть слова противоположные по значению, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно – моторной координации.

Слайд 9

Внимание – важный процесс необходимый для обучения в школе. Оно связано с работоспособностью. Многие дети быстро утомляемы (это происходит из-за осложнений природах и др.) выделяют 2 вида: классический (когда мы точно можем определить, что ребенок устал) – начинаем зевать, становимся сонливыми. Для этого просто надо дать время ему отдохнуть, или переключить на другую деятельность м.б . не такую монотонную. о котором даже не задумываемся, что это тоже утомление, когда у ребенка наблюдается подвижность, чрезмерная активность. Чем больше устал, тем выше уровень подвижности. Когда ребенок реагирует на все внешние раздражители, его отвлекает даже мелкие шорохи. Что же делать? Нельзя заставлять сидеть тихо, нужно дать возможность выразить активность. уход в мир фантазий при отсутствии интереса, скуки. Конечно, при утомлении ухудшается переключение внимания (трудно следовать за мыслью учителя), распределение (при выполнении двух видов работы например: списывание), концентрации (пропускает мимо ушей информацию, ошибки при самостоятельной работе).

Слайд 10

Проблемы с вниманием в первую очередь связаны с особенностями развития нервной системы и работы головного мозга. Т.е. недостаток внимания оказывает влияние на зрительное и слуховое восприятие, ведь чтобы рассмотреть предмет нам необходимо обвести его взглядом, а из-за невнимательности не рассматриваются все признаки, маленькие детали и поэтому образ остается в памяти искаженный, неполный. Недостаток зрительного восприятия вызывает плохое запоминание буквы, что приводит к ошибкам на письме. Произвольное внимание === произвольностью поведения и волей т.к. чтобы ребенок мог поставить мысленно цель, а так же способы как эту цель достичь. Для этого необходимо, чтобы хорошо развито воображение и внутренний план деятельности (который зависит от памяти и речи). Ребенку необходимо проанализировать информацию и запомнить ее.

Слайд 11

В настоящий момент важно определить трудности, которые встречаются и работать именно над ними, а не опережать развитие ребенка. Пример: процесс овладения письмом , чтением очень сложен, в нем задействованы многие системы головного мозга. Должен: запомнить зрительный образ ( память, восприятие ) запомнить какому изображению соответствует определенный звук ( слуховое восприятие). понимать, что при письме и чтении звуки и буквы как бы нанизываются на бусы по очереди в строгой последовательности. Необходимо удерживать в памяти предыдущие ---- объединить их -----соотнести полученное сочетание звуков со смыслом и образом ( мыслительные процессы, слуховое восприятии, память). развитие мелкой моторики (чтобы изобразить). необходима усидчивость, внимательность.

Слайд 12

Игры и упражнения Параметр развития Игры и упражнения Внимание «Колпак мой», «У оленя» «нос-нос», «запрещенное движение», «найди и вычеркни», «найди отличия», «лабиринты»… Зрительно-моторная координация Муха в клетке, графический диктант, рисование по образцу…. Мелкая моторика Раскраски, обводка, штриховка, пальчиковая гимнастика… Зрительная память Запомни картинку, «Чего не стало, что изменилось?» Слуховая память Заучивание стихов, мнемотехника Мышление Назови одним словом, разложи по группам, что лишнее? Продолжи ряд, логические домики, составь рассказ по картинкам… Речь Чтение и обсуждение литературы, скороговорки… Коммуникативные навыки «Художник», «испорченный телефон», «платочек», «колечко», «сиамские близнецы», «жмурки» Саморегуляция «Насос и мяч», «палуба», «запрещенное движение», «море волнуется«, релаксационные игры

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....