ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ИММУНИТЕТА ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка (подготовительная группа)

Нугманова Ольга Евгеньевна

В ходе исследования темы оздоровления детей,  оптимальный метод укрепления иммунитета ребёнка – дыхательная гимнастика. В статье приведены практические рекомендации по включению методики дыхательной гимнастики в систему работы по оздоровлению. Данный метод был опробован с детьми дошкольного возраста и оказал благотворное влияние на организм ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nugmanova_shuya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 613.71

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ИММУНИТЕТА ДОШКОЛЬНИКА

RESPIRATORY GYMNASTICS AS A WAY TO STRENGTHEN THE IMMUNITY OF THE PRESCHOOLER

Нугманова Ольга Евгеньевна

Nugmanova Olga Evgenievna

Воспитатель, МБДОУ  «Центр развития ребёнка – Детский сад №4», г. о. Шуя, E-mail: n.alimova18@yandex.ru

Аннотация. В ходе исследования темы оздоровления детей,  оптимальный метод укрепления иммунитета ребёнка – дыхательная гимнастика. В статье приведены практические рекомендации по включению методики дыхательной гимнастики в систему работы по оздоровлению. Данный метод был опробован с детьми дошкольного возраста и оказал благотворное влияние на организм ребёнка.

Annotation. In the course of researching the topic of children's health improvement, the optimal method for strengthening the child's immunity is breathing exercises. The article provides practical recommendations for the inclusion of breathing exercises in the system of work on health improvement. This method was tested with preschool children and had a beneficial effect on the child's organism.

Ключевые слова.  Дыхательная гимнастика, ребёнок, здоровье, укрепление иммунитета, развитие

Keywords. Respiratory gymnastics, child, health, immunity strengthening, development

В период затянувшейся вот уже на два года пандемии всё население планеты столкнулось со множеством проблем, главной из которых является защита своего иммунитета. На протяжении всего этого времени тема охраны здоровья остаётся одной из самых актуальных. Каждый интересуется различными способами борьбы с вирусом,  использует свои методы профилактики заражения. Очень важно тренировать свои лёгкие и укреплять их. [1]. Особенно это необходимо детям, так как у них слабо развита дыхательная система.

Одним из самых эффективных способов лечения является дыхательная гимнастика. Именно она является оптимальным вариантом того, как  сохранить здоровье малыша. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, поэтому упражнения рекомендуется проводить в игровом формате. Занятия занимают не так много времени, но оказывают большое положительное влияние на организм ребёнка.  Данный способ укрепления здоровья отлично подойдёт для работы в детском саду. [2]. Важно понимать, как  влияет дыхательная гимнастика на молодой организм с точки зрения медицины.

Согласно статистике, 90% инфекционных заболеваний составляют острые респираторные заболевания. Очень высока степень заражения у детей. ОРЗ лечится с помощью медикаментов, но для того, чтобы предотвратить или снизить показатель заболеваемости, хорошо подойдёт дыхательная гимнастика. Важно научить ребёнка дышать через нос, чтобы помочь ему избавиться от насморка и простуды. Также, выше было указано, что для детей младшего дошкольного возраста упражнения носят игровой характер, в них используется произношение различных звуков и улучшается работа речевого аппарата. Во время гимнастики происходит улучшение кровоснабжения, кровь обогащается кислородом, за счёт этого усиливается местный иммунитет ребёнка. Снижается вероятность заражения, и дети легче переносят острые респираторные заболевания. Если ребёнок уже болеет, дыхательная гимнастика помогает быстрее восстановиться. Главная задача – научить ребёнка правильно дышать, делать глубокие вдохи, расширяя грудную клетку, и полностью освобождать лёгкие от остаточного воздуха на выдохе. [3]. Такие упражнения укрепляют детский иммунитет.  

Гимнастика разделяется на некоторые виды. Можно выделить три основных, которые чаще всего используются.

Один из видов - дыхательная гимнастика Стрельниковой. Изначально, эта гимнастика предназначалась для восстановления голоса после пения. Позже, многие люди стали замечать изменения в лучшую сторону и в других аспектах здоровья, именно после упражнений Стрельниковой, и с помощью них стали лечить самые разные заболевания. Данная гимнастика заключается в особенном способе дыхания. Нужно сделать быстрый, энергичный вдох и медленный, пассивный выдох. Воздух вдыхается шумно, а выдыхается расслабленно, через приоткрытый рот. Движения проходят энергично, но спокойно. Между сериями вдохов делаются небольшие паузы – около трёх секунд. Эта гимнастика помогает при заболеваниях дыхательных путей, сосудов, нервной системы, пищеварения и  способствует снижению аллергических реакций.

Второй вид, который стоит выделить – дыхательная гимнастика Бутейко. Её создатель – Константин Павлович Бутейко, доказал, что слишком глубокое дыхание может быть причиной развития многих болезней. Учёный предложил для практики поверхностное дыхание. Вдох должен длиться примерно три секунды, а выдох четыре. После чего следует отдохнуть и сделать паузу длиной так же в четыре секунды. Важное примечание – вдыхать следует не спеша, но и задерживать вдох не нужно, чтобы не допустить чрезмерного недостатка воздуха. При такой методике дыхания балансируется соотношение углекислого газа и кислорода. С помощью этой гимнастики можно вылечить астму бронхов, пневмонию, гайморит, ларингит и ещё очень много других болезней.

Действенной считают и дыхательную гимнастику Марины Корпан. Её принцип – борьба с кислородным голоданием. Для начала нужно сделать быстрый вдох ноздрями, выдерживая диафрагменное  дыхание. Брюшные мышцы должны быть расслабленными, чтобы вдохнуть как можно больше воздуха. На выдохе нужно максимально втянуть живот и покачать тазом. После этого выполняется ещё три дополнительных вдоха и три резких выдоха. Для эффективности эту технику нужно отработать до автоматизма. Основной цикл занятий занимает  пятнадцать минут в день, а положительная динамика наблюдается уже через три дня. Такая методика доступна всем, и заниматься по ней могут и дети, и взрослые.

Лучше всего для детей подойдут увлекательные,  лёгкие и развивающие упражнения, которые понятны и интересны  дошкольникам.

Чтобы хорошо разработать лёгкие ребёнка, нужно учиться надувать воздушные шары. Сначала детям будет сложно выдыхать мощные струи воздуха, но, в последствии, они научатся делать достаточно большие выдохи и после долгих упражнений смогут самостоятельно надувать шары.

Важно научить ребёнка контролировать струю выдыхаемого воздуха. Для этого хорошо подходят мыльные пузыри. Чтобы пузырь не лопнул, ребёнок будет слабо выдыхать, следя за объёмом воздуха.

Также, для развития лёгких ребёнка можно использовать обычный карандаш. Это упражнение очень лёгкое и не вызовет никаких затруднений. Предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатать по столу круглый карандаш.

Хорошо в занятиях дыхательной гимнастикой поможет вертушка. Дети дуют на лопасти игрушки, тем самым приводя их в движение, при этом самостоятельно контролируют скорость вращения, уменьшая струю выдыхаемого воздуха или, наоборот,  делая её сильнее.

 Дыхательную гимнастику можно преобразовать в игру. Дети самостоятельно строят лабиринты для проведения будущих занятий. С помощью трубочки для коктейля ребёнок дует на теннисный мячик. Постепенно проталкивая мячики струёй воздуха, дети преодолевают различные препятствия.

С помощью фигурок, вырезанных из бумаги, устраивают соревнования. В ходе игры дети стараются дуть на свою змейку так, чтобы обойти соперника. Из бумаги мы вырезаются тучки и солнышко. Необходимо с помощью струи воздуха закрыть солнце тучей.

Используя дыхательную гимнастику, можно совместить приятное с полезным и устроить своеобразный футбол. Из ваты скатывается небольшой шарик, который нужно закатить в ворота, без помощи рук.

Можно устроить игру под названием «подземный тоннель». Для этого понадобится всего лишь пустая втулка из-под туалетной бумаги, трубочка для коктейля и небольшой теннисный мячик. Ребёнку предлагается, выдыхая воздух через трубочку, аккуратно закатить шарик в так называемый «тоннель». Такое упражнение обычно вызывает большой интерес у детей и увлекает их.

В зависимости от времён года, можно использовать тренажёры бабочек, снежинок и листиков. На держатель в виде длинной деревянной палочки с помощью верёвки крепятся бумажные фигурки, и дети, осторожно выдыхая через рот, приводят их в движение.

Плодотворное влияние на организм ребёнка оказывают игры с водой. В ёмкость наливается достаточное количество воды, и нужно сильно дуть, чтобы получился небольшой вихрь.

После проведения таких упражнений, родители отмечают, что дети меньше болеют и в короткие сроки справляются с вирусными заболеваниями. Занимаясь по методике дыхательной гимнастики, дети становятся командой, которая выполняет интересные упражнения.  Дыхательная гимнастика идёт детям на пользу, поэтому родителям рекомендуется заниматься со своим ребёнком регулярно, постоянно повторяя упражнения и улучшая технику выполнения.

Кроме того, воспитатели в детском саду отмечают большую организованность детей при выполнении упражнений на занятиях физической культурой. Дети научились правильно дышать, поэтому нагрузки даются им гораздо легче.

Используя дыхательную гимнастику, можно сделать вывод, что процент заболевания вирусными инфекциями, по сравнению с декабрём прошлого года, сократился вдвое. Отмечается рост физических показателей, контролируется дыхание при беге, развивается выносливость.

Библиографический список

  1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров // - 2000. – С. 211-212
  2. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т. С. Овчинникова // Монография. – 2006. – С. 82-84
  3. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова  // Библиотека воспитателя. – 2012. – С. 10-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - как способ укрепить иммунитет.

Дыхательная гимнастика для дошкольников – это, прежде всего, комплекс упражнений, разработанный для развития группы мышц, отвечающих за процесс дыхания....

проект "Ритмическая гимнастика, как средство укрепления здоровья дошкольников"

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с му...

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислот...

Дыхательная гимнастика, как способ укрепления иммунитета дошкольника

В период пандемии укрепление дыхательной системы ребёнка стало актуальным, как никогда....

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ...

10 способов укрепления иммунитета

Помочь родителям сохранить здоровье ребенка....