Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
консультация

Егорова Светлана Николаевна

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную область "Познавательное развитие" и включают в себя следующее содержание:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В  "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

 На современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.

Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Поэтому  задачей патриотического воспитания является:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

- формирование бережного отношения к природе и всему живому

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- расширение представлений о родном городе

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников Направления патриотического воспитания связаны между собой и включают в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы:

  • Беседы;
  • Дидактические и народные игры;
  • Занятия;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления;
  • Творческие мастерские;
  • Оформление выставок;
  • Организация мини-музеев;
  • Праздники;
  • Проекты;
  • Деловые игры;
  • Целевые экскурсии;
  • Сотрудничество с семьями воспитанников;

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, республикой, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела..

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.   Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями, обращаясь при этом к фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.

Изучение детьми народной культуры является первоосновой  в воспитании патриотических чувств, так как соприкосновение с народным искусством и традициями, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.

Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания. Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме  «Патриотическое воспитание средствами у3стного народного творчества»

Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.

Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные потешки, сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.

Совместно с родителями занимаюсь организацией книжных выставок по устному народному творчеству, провожу акции «Подарите книгу детям». Родители совместно с детьми оформили книжки - самоделки «Моя любимая сказка», оформили альбомы «Потешки», «Загадки».

Предметно пространственная среда является важным фактором воспитания и развития детей, окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка.

Поэтому, с активным участием родителей в группе оформлен мини - музей «Русская изба».   Интерьер мини - музея составили подлинные предметы русского быта. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий  интерес к русским традициям.

Дети не только познакомились с традиционно - бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность - сами проводили экскурсии в мини - музее «Русская изба» для детей младшей группы

Русские народные игрушки приносят детям большую радость. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки».

Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.

В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов. Я реализовала следующие проекты:

  • «Читаем сказки»;
  •  «Волшебный сундучок»;
  • «Чудесный мир русской народной сказки»;
  • «Чудо-Дымка»;
  • «Народные традиции»;
  • «Моя счастливая семья».

Одной из форм работы по воспитанию патриотических чувств является праздник. Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.

В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица».

 На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор, звучали народные инструменты.

 На фольклорном празднике «Игры да потешки» дети рассказывали любимые потешки, отгадывали загадки, играли в народные игры. Мамы и бабушки исполнили колыбельные, играли с детками в пальчиковые игры.

На празднике «Русские посиделки» дети совместно с родителями водили хороводы, инсценировали шутки-прибаутки, играли в народные игры, отгадывали загадки о русской избе и предметах русского народного быта. Такая форма работы является любимым мероприятием детей моей группы и их родителей.
«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта – альбомы по разным темам о народных традициях: «Народные праздники»; «Русская изба»; «Народная игрушка»; «Дымка»; «Гжель»; «Русский народный костюм»; «Русская кухня».

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям очень актуальная и важная задача в моей педагогической практике, так как группа, в которой я работаю – многонациональная (русские, татары, кумыки, лезгины, украинцы, молдоване, азербайджанцы, чеченцы). Я стараюсь привить детям любовь и уважение ко всем народностям нашей большой страны. Праздник «Хоровод дружбы» позволил сформировать представления о многонациональном составе населения России, ознакомиться с национальными играми и костюмами. Поддержав идею праздника, родители моих воспитанников стали его активными участниками. Сшив красочные национальные костюмы для детей, сами пришли в национальной одежде, представляя вместе с ребенком свою национальность.

На празднике «Дружат дети всей земли» для детей старшего дошкольного возраста я продолжила работу по формированию у детей толерантности, как одной из значимых черт личности, в тесном взаимодействии с семьей.

На празднике дети совместно с родителями демонстрировали национальный костюм.

Играли в народные игры.

Оформляли выставку народных промыслов России. Представляли блюда национальной кухни. Дегустировали их.

Проект «Моя счастливая семья» был реализован детьми и их родителями ко Дню Семьи. Продуктом проекта стало генеалогическое древо семьи, позволившее расширить представления детей о своей семье, о её истории.

В своей работе я так же использую инновационную форму «Деловой игры».

Мною была проведена деловая игра «Мы Россияне!», в которой приняли участие педагоги детского сада и дети с параллельных групп. В ходе игры дети закрепили знания о государственных символах России, называли пословицы о Родине, обобщали знания о национальных костюмах и музыке народов России. В конкурсе «Укрась посуду», дети закрепили знания о русских народных промыслах, усовершенствовали художественно - творческие способности.

В своей деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества.

Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами.

Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: фестивале «Театральный дебют»; в литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей земли», на котором одна из моих воспитанниц, Казанбиева Наида, заняла первое место.

Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:

  • сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;
  • расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;
  • сформировать первые представления о культуре своего народа;
  •  обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
  • сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • развить коммуникативные навыки;
  • развить чувство коллективизма.

Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.

Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во много


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС».

laquo;…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций&hel...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС».

laquo;…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций&hel...

Консультация для воспитателей "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"

Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей/...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое з...