Практические советы "А если их много..."
методическая разработка

Толстенева Екатерина Владимировна

Я хочу рассказать вам о практических приемах в работе с большим количеством детей в группе, которые успешно применяю в своей педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_sovety_a_esli_ih_mnogo.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Практические советы «А если их много…»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Толстенева Екатерина Владимировна. Я работаю воспитателем в детском саду №48 г. Орла. Сегодня я хочу рассказать вам о практических приемах в работе с большим количеством детей в группе, которые успешно применяю в своей педагогической практике.

Меня этот вопрос всегда волновал. Когда воспитатели показывают открытые мероприятия, в большей степени они работают с подгруппой детей в количестве 7-12 человек, при этом из группы выбираются самые сообразительные и хорошо себя ведущие. А по факту воспитателям ежедневно приходится работать с 20-30 воспитанниками. А этому никто не учит воспитателя. А ведь непосредственно-образовательная деятельность, это только часть деятельности, выполняемая детьми в детском саду. И воспитателю фактически целый день нужно организовывать всех детей группы.

На данный момент я работаю во второй младшей группе, списочный состав - 30 человек. По факту в день посещают примерно 20-26 воспитанников. Дети очень подвижные и любопытные. Проявляют максимум познавательной активности. Классический совет работа по подгруппам не всегда бывает возможен. В связи с этим у меня наработан опыт организации воспитанников в различных видах деятельности. А именно как рассадить, как организовать, как обеспечить вниманием каждого ребенка.

Мотивация, целеполагание. Мне, как педагогу, очень интересно работать со своими воспитанниками. Дети дошкольного возраста самые настоящие. Если ребенок тебе улыбается, значит он это делает искренне. Со взрослыми часто бывает по-другому. Желание работать и работать хорошо, чтоб было интересно и продуктивно, с отдачей – вот моя главная мотивация. Кроме того, необходимо любить детей, не за что-то, а просто так. Хвалить их и поддерживать, если что-то начинает получаться, поддерживать детскую инициативу, мотивировать на достижения. Обращать внимание на плохие поступки и высказывать свое отношение к ним. И не менее важная составляющая работы педагога – это целеполагание. Сначала надо задать себе вопрос «Для чего я это делаю?». Если применять конкретно к нашей теме, то вариант ответа может быть: чтобы просто чем-то занять детей? Нет или не только. Чтобы детям и мне было интересно, чтобы дети развивали свои физические, познавательные и личностные качества, были успешными и социально адаптированными и т.д.

Кинезиологические упражнения я применяю тогда, когда необходимо организовать деятельность детей в тишине. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. 

Упражнения необходимо проводить ежедневно от простого к сложному. Комплекс упражнений многообразен, может меняться и вызывает интерес у детей.

Пальчиковые игры я применяю тогда, когда необходимо занять детей между различными видами детской активности. Например, дети переоделись на физкультурное занятие, а оно начинается через несколько минут. 

Песенки с движениями помогают сменить вид деятельности после лепки, аппликации, рисования и др. Помимо того, что песенки с движениями развлекают детей, они несут элементы релаксации, снимают нервное и мышечное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению. Кроме того, я стараюсь подбирать песенки с движениями к теме недели. 

Песни по теме недели. Песни сменяются каждую неделю и не приедаются ребенку, развлекают, несут элементы релаксации, дополняют знания детей по теме недели. Например, тема недели «Одежда» - песня «Одевайся сам». Дети разучивают данную песню и поют ее при одевании.

Индивидуальная работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность предполагает работу с группой или подгруппой детей. В таких видах изобразительной деятельности как, например, рисование, аппликация для малышей 3-4 лет, на мой взгляд, часто необходим индивидуальный подход. Дети только учатся элементарным движениям и необходимо вовремя скорректировать эти движения на начальных этапах. Работая с подгруппой, педагог не всегда может заметить и исправить неправильные действия ребенка. Работая индивидуально, можно быстро, легко и, самое главное, интересно, научить ребенка. Кроме того, ребятам предоставляется возможность выбрать используемые материалы. Например, для отработки умения рисовать круги дети пальчиками рисовали улитку. Цвет улитки ребята выбирали сами.

Процесс организации происходит в следующем порядке Вся группа детей занимается самостоятельными видами деятельности по интересам в центрах активности. Я сажусь за подготовленный к работе стол и начинаю рисовать. Дети, которых заинтересовал этот процесс подходят к столу и смотрят, что я делаю. Я им показываю и рассказываю. Обычно дети просят дать им возможность повторить рисунок. Объяснять каждому как выполнять работу уже не обязательно, т.к. они видели как выполняла работу я и другие дети. Остается только наблюдать за работой детей и корректировать ее, когда это необходимо.

Соревнования. Маленькие дети только учатся одеваться самостоятельно. Чтобы ускорить процесс одевания-раздевания, мы проводим его с элементами соревновательной деятельности. Но не просто быстро одеться, а и постараться сложить в шкаф аккуратно вещи.

Постепенное передвижение. Если нужно детей распределить плавно по времени, чтобы не было скопления, столпотворения. Например, при посадке за столы, при посещении туалетной комнаты, при мытье рук, я применяю такую игру как «Идет тот, у кого…». Например, идут мыть руки те, у кого в одежде есть желтый цвет…Далее называются все основные цвета. В зависимости от возраста задания могут быть усложняться. Например, во 2-ой младшей группе:

- у кого длинные / короткие волосы

- у кого надеты юбки / шорты / платья…

- у кого в одежде есть (основные цвета) и т.д.

К подготовительной группе задания усложняются:

- кто знает свой домашний адрес

- кто знает какой сегодня / вчера был / завтра будет день недели,

- кто знает профессию мамы.

Дидактические игры. В дидактические игры мы стараемся играть всей группой. Каждому ребенку достается карточка домино, лото или другой игры, а затем мы вместе их собираем.

Раскраски по теме недели. Не только для того, чтобы занять ребенка на непродолжительное время, а еще для углубления знаний по теме недели, для проявления творческих способностей, в своей работе я использую раскраски по теме недели. Дети могут выбрать, что раскрашивать и чем раскрашивать (цветные и простые карандаши, восковые мелки). Например, тема недели «Посуда». Дети выбирают понравившиеся им изображения и чем будут раскрашивать. Во время выбора или непосредственно раскрашивая, я интересуюсь у детей, что они раскрашивают (например, кастрюлю), зачем этот предмет нужен, где ребенок его видел, какого цвета и т.д. В следующий раз на этой же неделе я предлагаю детям раскрасить изображения различной степени сложности. Это нужно для повышения самооценки ребенка.

НОД по теме недели. Т.к. дети еще маленькие (2 мл группа) и они воспринимают все тактильно, я стараюсь обеспечить каждого ребенка предметом по теме недели (тема недели «Зоопарк»- фигурки животных, «Посуда» - посудой из детских наборов и т.д.). Дети выбирают себе понравившийся предмет и при помощи наводящих вопросов рассказывают о нем. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если ребенок много смотрит телевизор"

Как предотвратить проблему:...

" Если ребенок много капризничает и плачет"

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники.      Чтобы...

Консультация для родителей на тему: "Если ребёнок много капризничает и плачет"

Практический материал для предотвращения и решения данной проблемы...

Если ребенок много капризничает и плачет!

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Если ребенок много капризничает"

Такое поведении, безусловно, беспокоит,  а иногда и раздражает взрослых или приводит  к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники. Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины так...

"Если ребенок много капризничает и плачет"

консультация для родителей...