Рабочая программа 2020-2021, подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Козлова Марина Геннадьевна

Рабочая программа 2020-2021, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gruppa_5.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании Педагогического

совета МБДОУ «Детский сад №12»

Протокол №_______ от «____»  ________2020г.

Заведующий МБДОУ________ О.Г. Примак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовительной группы № 5

составлена на основе

основной образовательной программы

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 12»

на  2020-2021 учебный год.

Воспитатели:

Большакова М.Г

Заикина Л.А

 

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет

3

Режим дня в подготовительной группе

4

Содержание основной и вариативной части рабочей программы

5

Список  литературы

6

Приложение

Календарно – тематическое планирование воспитательно–образовательной работы на 2020- 2021  учебный год

1. Пояснительная записка 

        

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12», которая в свою очередь разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией А.Г. Асмолова и  Т.Н. Дороновой.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы и направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.        

Рабочая программа разработана   в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12  2012г.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  

            режима работы в дошкольных организациях. Санитарно - эпидемиологические правила и  

            нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача  

            РФ от 15.05. 2013 г. № 26 (далее Сан Пин).

        Цель программы: создание благоприятных условий для всестороннего развития каждого ребенка, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации и социальной уверенности.

        Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей 6-7 лет, в том числе

            их эмоционального благополучия;

  1. создание условий для всех видов игры;
  2. формирование предпосылок учебной деятельности, психологической готовности детей к

            школе;

  1. развитие у детей всех сторон речи с помощью дидактических игр и упражнений  

            рекомендованных О.С.Ушаковой направленных на достижение целей овладения  

            конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;

  1. создание условий для организации персонифицированного подхода к обучению  воспитанников в соответствии с их потребностями (применение онлайн-платформы МЭО)

       6.  формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,  

            воспитание чувства патриотизма, гражданственности, привязанности к своему Отечеству,  

            малой родине, семье, реализуя программу «Социокультурные истоки» и проект «Наш дом -  

            Север»;

  1. вовлечение родителей в систематическую образовательную деятельность, установление партнерских отношений и обеспечения родителям необходимой поддержки, с целью максимального удовлетворения потребности детей, возникающих при обучении и развитии.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

2. Возрастные  и индивидуальные особенности детей 6-7 лет

Возрастные особенности детей

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания.

Расширяется мотивационная сфера дошкольников за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.

Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются

обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. Ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, в тоже время, очень зависим от его авторитета. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения. В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам,

гармошкой. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями.

В подготовительной к школе группе у детей формируются предпосылки учебной деятельности – умение работать по образцу и словесной инструкции взрослого, совершенствуется мелкая моторика и графомоторные навыки, а также в целом формируется психологическая готовность к школьному обучению. Специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе:

· личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.

· волевая готовность - подразумевает готовность ребенка к напряженному труду и школьному режиму, а также способность выполнять те задания, которые не вызывают у него интереса.

· интеллектуальная готовность - состоит из способности ребенка делать собственные выводы, сравнивать, обобщать и анализировать происходящее. Ребенок должен уметь находить зависимость формы предмета и его функции, поведения и стремления, а также усваивать факты взаимодействия организма со средой. Необходимо отметить, что такие умения и способности достигаются не в процессе обучения, а при общении.

Определенные ФГОС целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного детства относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Индивидуальные особенности

Списочный состав группы 24 ребенка, из них 13 девочек и 11 мальчиков. Дети нашей группы умеют дружить, сопереживать, друзьям и близким эмоционально отзывчивы.

Все дети владеют элементарной культурой поведения во время еды за столом. Дети самостоятельно одеваются после сна и на прогулку, обуваются, застегивают пуговицы и другие виды застежек на одежде. Выполняют по поручению воспитателя действия по подготовке к занятиям, подготовке к приему пищи и уборке группового помещения или участка для прогулок.

В общении с взрослым демонстрируют владение элементарными правилами речевого этикета: стараются не перебивать взрослого, вежливо обращаются к нему, отвечают на вопросы. Большинство детей способны конструктивно взаимодействовать, общаться со сверстниками и решать простые конфликтные ситуации, используют элементы разъяснения и убеждения, руководствуясь усвоенными нормами и правилами поведения. В общении и взаимодействии предпочтения в выборе партнера основываются на личной симпатии и антипатии. Дети способны предложить совместную деятельность сверстнику. Многие стремятся рассказать сверстнику об интересном событии или поделиться новым знанием, впечатлением. При обращении к сверстнику, называют его по имени. При возникновении конфликтов не всегда могут договориться со сверстником и обращаются за помощью взрослого. Большинство детей выполняют просьбы и поручения взрослых, отрываясь от привлекательного занятия. Обращают внимание взрослого на нарушения правил поведения и взаимодействия с другими детьми. Не все дети без специального напоминания со стороны взрослого или в его отсутствие выполняют простые, раннее усвоенные привычные правила поведения: обращения с предметами, организаций индивидуальной и совместной деятельности.

Все дети имеют представление о некоторых своих индивидуальных качествах и особенностях, как мальчика или девочки, члена семьи, группы детского сада. Знают об особенностях и деятельности членов своей семьи, произошедших семейных событиях, праздниках. Дети знают названия своей страны, города, в котором живет, улицы на которой живет, столицу России.

Дети знакомы со способами безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Слушают взрослого и выполняют его инструкцию. Не все дети используют практические пробы для решения познавательных задач и проблемных ситуаций. Наши дети не всегда используют элементарные наглядно-образные средства (обращение взрослого, рисунки, картинки) при решении различных познавательных задач и проблемных ситуаций. Тем не менее, многие дети могут самостоятельно достигать цели в интересной для него познавательной, продуктивной и иных видах деятельности.

В игровой деятельности дети ориентируются на конкретные образцы социального поведения (знакомых взрослых, персонажей литературных произведений и т.д.). Все дети предпочитают коллективные игры. Выполняют разнообразные роли (мать, отец, ребенок, врач и т.д.), включаются в совместные игры с взрослыми и сверстниками, отбирают необходимые для игры атрибуты, предметы игрушки и используют их в соответствии с ролью, могут распределять роли между партнерами по игре. У детей появилась способность договариваться с партнерами по взаимодействию с взрослыми и со сверстниками. Дети охотно обращаются к взрослым в случаях затруднений в деятельности, а также когда ему необходимо получить новую информацию.

В продуктивной деятельности дети умеют пользоваться различными изобразительными материалами. В свободном рисовании дети могут передавать в рисунке то, что лично их интересует или волнует. Не все дети умеют правильно держать (карандаш, фломастер, кисть, мелки). Дети заинтересованы в партнерском сотрудничестве со взрослым в продуктивных видах деятельности.

В физическом развитии все дети развиты соответственно возрастной норме. Все умеют бегать, прыгать на 2-х ногах, ползать и лазать. Дети любят играть с мячом различной величины (бросать, ловить, катать).

  1. Распорядок дня

При организации режима учтены рекомендации СанПиН, сезонные особенности.

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.

На самостоятельную деятельность детей 6 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться  и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. 

Время

Вид деятельности

Содержание образовательной деятельности

В детском саду

7.00-8.00

Приём детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. Организация детской деятельности, трудовые поручения, чтение художественной литературы

8.00-8.50

Подготовка к завтраку, завтрак.

Проведение утренней гимнастики. Гигиенические и закаливающие процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи.

8.50-10.00

Подготовка и совместная деятельность взрослых и детей

10.00-10.10

Второй завтрак

10.10-12.40

Самостоятельная деятельность детей/подготовка к прогулке/прогулка/возвращение с прогулки

Организация и координация самостоятельной деятельности детей.

Обучение навыкам самообслуживания при одевании на прогулку.

Прогулка: наблюдения в природе, трудовые поручения, игры, индивидуальная работа с детьми.

Чтение художественной литературы

12.40-13.00

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну

Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи. Чтение художественной литературы.

13.00-15.00

Дневной сон

15.00-15.30

Постепенный подъём, полдник

Постепенный подъем/ Проведение гимнастики пробуждения.

Закаливающие процедуры. Гигиенические процедуры.

Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания.

15.30-16.55

Организация игровой деятельности/самостоятельная деятельность детей

Сюжетные, игры с правилами, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, кружки, развлечения, досуги.

Организация и координация самостоятельной деятельности детей. Индивидуальная работа

16.55-17.15

Ужин

Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи.

17.15-18.30

Подготовка к прогулке/прогулка

Организация различных видов детской деятельности

18.30-19.00

Возвращение в группу

Чтение художественной литературы. Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО.

4. Содержание рабочей программы

Образовательный процесс в подготовительной группе № 5 «Непоседы» выстраивается на основе комплексно-тематического планирования. Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на 2020- 2021  учебный год приведено в Приложении.

Тематикой для планирования стали:

  • реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (такие как сбор урожая, листопад, первый снег, Новый год и др.);
  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении;
  • события, специально смоделированные взрослым (проведение выставок, путешествие по «реке времени» и др.);
  • содержание «Детского календаря»;
  • содержание парциальных программ и образовательных проектов.

        

В своей работе с детьми мы применяем следующие современные образовательные технологии:

  • Проектная деятельность (в результате реализации проектов, мы пополняем и обновляем предметно-развивающую среду в группе,  проводим интересные досуги,  развлечения, квест-игры).
  • Здоровьесберегающие технологии: игровой массаж, полоскание рта, гимнастика, кинезиологические упражнения, закаливание, физкультурные досуги, «Скандинавская ходьба»  и пр. (в группе есть картотеки разных гимнастик, подвижных и пальчиковых игр, которые включаем в ежедневную работу с детьми).
  • Макетирование (с большим интересом дети играют с макетами: «Антарктида», «Болото», «Мир динозавров» и другие, поэтому необходимо продолжить работу по этому направлению).
  • Детское экспериментирование.
  • Лего-конструирование.
  • Мнемотаблицы.
  • Обучающая онлайн-платформа МЭО

            

Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:

 - социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;        

 - художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

Познавательное развитие

В работе по познавательному развитию используется литература Т.Гризик «Познаю мир».

Цель познавательного развития старшего дошкольного возраста- развивать познавательные интересы, потребности, их способности, самостоятельную поисковую деятельность, на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально чувственного опыта.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных  задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

  1. Обогащать сознание содержательно- упорядоченными сведениями о мире.
  2. Способствовать формированию в сознании уелостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.
  3. Способствовать формированию позитивного отношения к миру.
  4. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.

ФЭМП

Авторская парциальная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечестовм, с учетом возрастных особенностей детей 7 лет. Развитие математических способностей, усвоение изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребенка и взрослого

Задачи:

  1. Закрепить умение писать цифры от 1 до 10.
  2. Закрепить представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  3. Закрепить умение делать из неравенства равенство.
  4. Продолжать учить считать по образцу и названному числу, сравнивать группы разнородных предметов, отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью математических знаков, цифр, чисел, правильно использовать и писать математические знаки, решать логические задачи.
  5. Учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  6. Определять место того или иного числа в ряду.
  7. Воспроизводить количество движений по названному числу.
  8. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших.
  9. Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей – десятком.
  10. Познакомить с числами второго десятка и их записью.

Используемые программы и проекты:

Формы работы по развитию элементарных математических представлений:

- занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (на основе соглашения с детьми)

- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики; самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Основные направления ФЭМП

- Количество и счет

- Величина

- Форма

- Число и цифра

- Ориентировка во времени

- Ориентировка в пространстве

Технологии и их направленность

п/п

Технология

Особенности методики проведения

1.

Детское экспериментирование

(опыты) Н.А.Короткова

Технология  детского  экспериментирования -  способ  организации  педагогического процесса,  основанный  на  взаимодействии  педагога  и  воспитанника,  способ взаимодействия  с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению  поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Реализация   данной   технологии   предполагает использование   исследовательского   и деятельностного подходов.

Исследовательский  подход  лежит  в  основе обучения,  при  котором  ребенок  ставится  в ситуацию,  когда  он  сам  овладевает  понятиями  и  подходом  к  решению  проблем  в  процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный  подход  объясняет  процесс  активного  исследовательского  усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

2.

Коллекционирование

Н.А.Короткова

Коллекционирование  одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Достоинством коллекционирования можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей, увлечь детей идеей создания коллекции и помогать им в этом.

3.

«Путешествие по карте»

Н.А.Короткова

Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для  реализации такой

развивающей  задачи,  как  освоение  пространственных  схем  и  отношений  (представления  о

пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом

контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями

(о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует

цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении

ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные

природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение

пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

4.

«Путешествие по «реке

времени», Н.А.Короткова

Технология  «путешествие  по  «реке  времени» направлена  на  упорядочение  временных отношений  (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Для путешествий по «реке времени» необходимо подобрать соответствующий  иллюстративный материал. Это наборы картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов. Такие картины-иллюстрации (формат А4) используются многократно.

5.

Метод проектов,

Дж. Дьюи,

В. Килпатрик.

Метод  проектов  -  способ  достижения  дидактической  цели  посредством  детальной разработки  проблемы  (ее  технологизации),  которая  должна  завершиться  вполне  реальным, осязаемым  практическим  результатом,  оформленным  тем  или  иным  образом.  Метод  проектов всегда  ориентирован  на  самостоятельную деятельность  детей  -  индивидуальную,  парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Эта  технология  предполагает  совокупность исследовательских,  поисковых,  проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет  создавать  естественную  среду  для  формирования  у  дошкольников  интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических).

6.

Проблемно- диалогическое

обучение, Е.Л.Мельникова

Технология открытия знаний. Конкретные педагогические приёмы, методы и задания; алгоритм подготовки  проблемного  урока;  как  поставить  учебную  проблему,  как  искать  её  решение,  о проблемном диалоге и практические задания.

Используемые формы работы с детьми и родителями при реализации познавательного развития:

Формы НОД

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

 деятельность детей

В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра-экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Конструирование
  • Исследовательская деятельность
  • Рассказ
  • Беседа
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Экспериментирование
  • Проблемная ситуация
  • Путешествие «по реке времени»
  • Путешествие по карте
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра-экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Экскурсия
  • Конструирование
  • Исследовательская деятельность
  • Рассказ
  • Беседа
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Экспериментирование
  • Проблемная ситуация
  • Во всех видах

самостоятельной  детской деятельности

  • День открытых дверей
  • Педагогическая гостиная
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Обогащение предметной среды
  • Праздники и развлечения
  • Консультации

        Социально-коммуникативное развитие

Используемые программы и проекты:

- программа «Миры детства: конструирование возможностей»;

- программа «Безопасность»;  

- программа «Социокультурные истоки»;

- образовательный проект «Наш дом-Север».

Цель: позитивная социализация детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

Обязательная часть:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к различным видам труда и творчества;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

- развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края;

- формирование умения использовать знания о родном крае в игровой деятельности;

- формирование интереса и уважительного отношения к культуре и традициям ХМАО-Югры, стремление сохранять национальные ценности;

- развитие интереса к народной игрушке, отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного «бытового» содержания, самостоятельности в использовании деталей народных костюмов для кукол.

Компоненты реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  • Трудовое воспитание.
  • Патриотическое воспитание.

Развитие игровой деятельности. Основной задачей  является развитие способности к комбинированию различных проекций в игре (например, объединяя в едином сюжете игры сказочные и реалистичные контексты).

Типы событийной

проекции

Стратегия игрового взаимодействия

  Функциональная

проекция

Реалистичные предметы оперирования, изготовленные фабрично или  самими людьми, моделирующие объекты из различных исторических эпох и вымышленных пространств (карета, автомобиль Винтика и Шпунтика)

Ролевая проекция

Включать  в  игру с  детьми  персонажей  из  других  смысловых  контекстов.  Показать  детям  способ  трансформации известных сюжетов с использованием схемы волшебной сказки.

Пространственная

проекция

Совместная игра с детьми с использование мозаичных макетов – карт и полифункциональных макетов- моделей.

Игры с правилами

Старший возраст

Тип компетенции играющего

Виды игр

Игра на физическую компетенцию

Игры подвижного характера, в которых ведущий также является водящим, игры с двумя центральными

ролями.

Игра на удачу

Создание условий для самостоятельного формирования и использования правил игры. Например, создание игры в гусек

Игра на умственную компетенцию

Шашки, шахматы

        Безопасность

        Расширять, уточнять, систематизировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе); о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения (112); формировать некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывать со взрослым, включать компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывать со взрослым), поощрять проявление осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях.

Компоненты патриотического  и трудового воспитания

Содержательный

(представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру, деятельности)

  • Культура народа, его традиции, народное творчество.
  • Природа родного края и страны, деятельность человека в природе.
  • История страны, отраженная в названии улиц, памятниках.
  • Символика родного города, страны (герб, гимн, флаг).

Любовь и чувство привязанности к родной стране и дому.

Интерес к жизни родного города и страны.

Гордость за достижения своей страны.

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.

Восхищение народным творчеством.

Любовь к родной природе, к родному языку.

Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Труд

Игра

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Познавательная деятельность

Используемые формы работы с детьми и родителями при реализации социально-коммуникативного развития:

                Формы НОД

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей

В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Экспериментирование
  • Проблемные ситуации
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Индивидуальная игра
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Педагогическая ситуация
  • Дежурство
  • Бытовые поручения
  • Сезонная деятельность на участке

  • Создание

соответствующей предметно-развивающей среды

  • Совместная

со сверстниками игра

  • Индивидуальная игра

  • Обогащение

предметно-развивающей среды

  • Экскурсии
  • Досуги
  •  Выставки совместных работ.
  •  Консультации
  • Педагогические гостиные
  • Праздники и развлечения
  • День открытых дверей
  • Совместные конкурсы, игры-викторины
  • Проектная деятельность
  • Совместные экологические и трудовые акции

Речевое развитие 

Используемые программы и проекты:

- программа «Миры детства: конструирование возможностей»;

- программа развития речи дошкольников под редакцией О.С. Ушаковой;

Цель: овладение речью, как средством общения и культуры.

Задачи:

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Ознакомление с фонетической структурой слова.
  3. Обогащение, закрепление, активизация словаря.
  4. Обогащение речи ребёнка разнообразными грамматическими формами и конструкциями.
  5. Развитие связной речи: освоение богатств родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.

Формы НОД

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей

В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

Индивидуальные

групповые

  • Беседа
  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая игра
  • Словесная игра
  • Чтение
  • Игра-драматизация
  • Разучивание стихотворений
  • Театрализованная игра
  • Режиссерская игра
  • Проектная деятельность
  • Решение проблемных ситуаций
  • Разговор с детьми
  • Сочинение сказок
  • Развивающие игры В. Воскобовича
  • Ситуация общения в процессе режимных моментов
  • Дидактическая игра
  • Чтение (в том числе на прогулке)
  • Словесная игра
  • Наблюдение на прогулке
  • Труд
  • Игра на прогулке
  • Беседа
  • Хороводная игра с пением
  • Коммуникативные игры
  • Экскурсия
  • Развивающие игры В. Воскобовича
  • Разучивание стихов, потешек
  • Сочинение загадок
  • Проектная деятельность
  • Показ наст. театра
  • Разновозрастное общение

  • Сюжетно-ролевая игра
  • Подвижная игра с текстом
  • Игровое общение
  • Все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками
  • Хороводная игра
  • Игра-драматизация
  • Придумывание и  отгадывание загадок
  • Дидактическая игра

  • Консультации
  • Коммуникативные тренинги
  • Педагогическая гостиная
  • Открытые мероприятия
  • Обогащение предметной среды
  • Праздники и развлечения
  • Конкурсы, выставки, акции

Художественно-эстетическое развитие

- программа «Миры детства: конструирование возможностей»;

- «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников» Т.Н.Доронова

Цель: Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,  изобразительного), мира природы и становление эстетического отношения к окружающему миру.

Изобразительная деятельность, лепка, аппликация.

Задачи:

  1. Развивать целенаправленную деятельность и стремление детей к созидательной активности.
  • Формировать положительное отношение у детей к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности и ее результату.
  • Способствовать возникновению у детей ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим.
  • Формировать у детей позицию созидателя и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
  1. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
  • Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
  • Учить детей понимать содержание произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.
  • Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов.
  • Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
  1. Развивать воображение и творческие возможности детей.
  • Развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество.
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально- эстетическую, декоративную трактовку образов.
  • Побуждать детей экспериментировать с цветом, формой придумывать и создавать композицию.
  • Поощрять и поддерживать творческие находки, стремление к собственному решению

Используемые формы работы с детьми и родителями при реализации художественно-эстетическому развитию:

Формы НОД

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

 деятельность детей

В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

  • Рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)
  • Музыкальные занятия
  • Изготовление украшений для группового помещения к празднику, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Создание макетов, коллекций и их оформление.
  • Экспериментирование
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Музыкально-дидактическая игра.
  • Слушание соответствующей возрасту народной классической, детской музыки.
  • Попевка. Распевка
  • Танец
  • Тематические досуги
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность

 

  • Наблюдение
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игра
  • Творческая мастерская.
  • Двигательный, пластический, танцевальный этюд.
  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Интегративная деятельность
  • Концерт-импровизация
  • Музыкально-дидактическая  игра.

  • Украшение личных предметов
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Самостоятельная изобразительная деятельность

  • Творческие выставки
  • Изготовление декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Проектная деятельность
  • Тематические досуги
  • Консультации
  • Создание макетов и коллекций

        Физическое развитие

Используемые программы и проекты:

- программа «Миры детства: конструирование возможностей»;

Цель: гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни

Задачи:

Обязательная часть:

Оздоровительные задачи:

 -охрана жизни и укрепления здоровья;

- обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; всестороннее физическое совершенствование функций организма;

- укрепление защитных сил организма и адаптивных возможностей ребёнка;

- реализация потребности в двигательной активности.

Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

- формирование навыков здорового образа жизни (здоровьесберегающего поведения) и безопасной жизнедеятельности;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Воспитательные задачи:

- формирование интереса и осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой;

- воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи.

Часть формируемая участниками образовательных отношений:

- развитие сенсорной интеграции детей средствами двигательной деятельности;

- развитие двигательного опыта ребёнка с использованием средств ближайшего природного и социального окружения, стимулирование двигательной активности;

- формирование привычек здорового образа жизни с использованием местных природных факторов;

- развитие творчества и инициативы, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений в традиционных для ХМАО- Югры спортивных играх и упражнениях.

Виды здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые: игротренинги, игро-терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

Используемые формы работы с детьми и родителями при реализации физического развития:

        

Формы НОД

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей

В совместной деятельности с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Групповые

  • Физкультурные занятия
  • Подвижные игры, физкультминутки
  • Спортивные игры, развлечения, праздники, досуги, соревнования
  • Проектная деятельность

  • Утренняя гимнастика
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Закаливающие процедуры
  • Спортивные игры, развлечения, праздники, досуги, соревнования
  • Физкультурные занятия

на прогулке

  • Ритмика
  • Проектная деятельность

  • Во всех видах

 самостоятельной

  деятельности  

  детей

  • Подвижные игры

  • Спортивные

    праздники и  

     досуги

  • Консультации
  • Проектная

  деятельность

Вариативная часть.

Образовательный проект «Наш дом – Север»

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе трудно. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека. Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.

          Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

        Цель проекта «Наш дом - Север» -  формирование ценностных  ориентаций к «малой Родине» у детей дошкольного возраста посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре в разных видах деятельности.

        Задачи:

1.  Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.  Способствовать формированию национальной и культурной идентичности.

 3. Пробуждение творческого потенциала ребенка, через расширение сенсорного, познавательного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного опыта.

         Планирование работы по данному направлению органично вплетается в общее планирование воспитательно-образовательной работы в группе и возможна реализация в разных формах. Особенно удачно содержание данного проекта интегрируется с такими культурными практиками как «Чтение художественной литературы» и «Продуктивная деятельность», «Физическая культура».

Программа  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

       В подготовительной грппе группе (6-7 лет) продолжается знакомство с истоками наиболее близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека. Воспитательно-образовательная  работа с детьми и родителями осуществляется в системе в течении всего учебного года. В течении  месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Осуществляются разные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, трудовую, конструктивную.

Цель проекта: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи:

  • Воспитывать в детях:  милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание  помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни

            человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с

 основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

       Реализация Программы осуществляется во второй половине дня на занятиях и совместной деятельности, используются активные формы работы такие, как  ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Создан план работы для реализации системной работы на основе занятий с детьми и родителями. В течении учебного месяца предусмотрено проведение одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса

        Активные формы образовательной деятельности, реализуемые в программе «Истоки», развивают в детях способность видеть, слышать, чувствовать собеседника, приходить к согласию, принимать мнение другого, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса.

5. Список используемой литературы

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства – конструирование возможностей» Под ред. Т.Н.Дороновой, М., АСТ «Астрель» 2015г.
  • Детский календарь для детей 6-7 лет
  • Н.С. Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа» М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016
  • Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности – М «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 г.
  • СоколоваС. В.«Игрушки из бумаги. 5-7 лет»
  • Т.И.Ерофеева «Дошкольник изучает математику» методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет, М. «Просвещение» 2005г.
  • Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» М., «Линка-пресс», 2014г.
  • О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет». РАО Институт психолого-педагогических проблем детства, ТЦ. Сфера, 2017 г.
  • Т.И. Гризик «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» М., «Просвещение», 2006 г.
  • Гризик Т.И., «Познаю мир». – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». - СПб, 2010
  • О.Н.Каушкаль, М.В. Карпеевой «Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа» М.: Центр педагогического образования, 2015г.
  • Н.В. Полтавцева «Физичекая культура в дошкольном детстве» М., «Просвещение», 2002 г.
  • И.В. Новикова, Конструирование из природных материалов в детском саду/ И.В. Новикова; худож. Е.А. Афоничева.— Ярославль: Академия развития ,2009.

  • З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго»: Пособие для чтения и рассказывания детям 6-7 лет/ З.А. Гриценко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2020-2021 учебного года "Педагог дополнительного образования Хореограф"

Программа разработана хореографом: Жук.Е.С.Цели программыформирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являюще...

рабочая программа 2020-2021

рабочая программа...

Рабочая программа 2020-2021 учебный год

Воспитательная работа...

Рабочая программа театрального кружка "Колобок" 2020-2021 г. Подготовительная группа.

Программа кружка разработана для детей подготовительной группы....

Рабочая программа 2020-2021 год

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год для среднего возраста....

рабочая программа 2020-2021 старшая группа

Рабочая программа по развитию детей (ОТ 5 ДО 6)    разработана в соответствии с Основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &la...