Игры с детьми раннего возраста
картотека

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_rannego_vozrasta.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми раннего возраста

Заборчик для утят (на ознакомление с окружающим).

Взрослый обращает их внимание на столбики (цилиндры) и кирпичики (параллелограммы), лежащие перед каждым из них.

«Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору», – предлагает взрослый и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т. д. Взрослый предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядом два столбика или два кирпичика – такой заборчик легко раздвинуть и разбежаться (демонстрирует, как утенок расталкивает носом два кирпичика в месте их соединения и убегает). «Нам нужен крепкий заборчик», – говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить (столбик – кирпичик, столбик – кирпичик и т. д.).

Затем дети действуют самостоятельно. Взрослый продолжает показывать действия на своем материале, побуждая малышей к подражанию. Если кто-то ошибается, он обращает его внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно.

В третьей части занятия взрослый дает каждому ребенку еще несколько предметов с целью «замкнуть» заборчик со всех сторон. В одном месте взрослый ставит рядом два кирпичика – это вход.

Когда постройка будет выполнена, предлагает детям «загнать» утят за заборчик, «накормить» и «напоить» из корытца.

Играя, они свободно передвигаются вокруг стола. Взрослый побуждает их к имитации голосов птиц, разыгрывает забавные ситуации: например, утята гуляют по двору, собираются группкой или выстраиваются гуськом и т. п.

Занимательная коробка.

Материалы и оборудование: «Занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3 см) и круглые (диаметр 7, 5, 3 см); кубики (6, 4, 2 см), а также шарики (диаметр 6, 4, 2 см) (для каждого ребенка).

Взрослый обращает внимание детей на кубики и шарики разной величины, предлагает вложить их в «занимательную коробку», а для этого надо отделить кубики от шариков. Когда дети выполняют эту часть задания, взрослый по кругу, от одного ребенка к другому, передвигает коробку, предлагая каждому опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь в их величине: маленький предмет могут опустить в любое отверстие; предмет среднего размера – в большое или среднее отверстие; большой предмет – только в самое большое отверстие. Так дети учатся не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами.

Аналогично каждый ребенок помещает в коробку вторую, а затем третью пару предметов. Другие наблюдают за его действиями, замечают, как он выполняет задание. Взрослый оценивает «работу» с точки зрения более рационального решения задачи.

Какая игрушка? (на сенсорное восприятие).

Материалы и оборудование: разноцветный мешочек (40 × 30 см); предметы разной формы (шарики, кубики, втулки, яйца и т. п.) небольшого размера (3–4 см), а также сюжетные игрушки (куколки, матрешки, машинки) по 2–3 штуки в коробке (для каждого ребенка). Желательно подбирать предметы и игрушки из разных материалов (резиновые, полиэтиленовые, матерчатые, деревянные).

Взрослый укрепляет мешочек на шнуре, свисающем с потолка (или кронштейна), предлагает рассмотреть его, усаживает детей вокруг. Затем показывает различные игрушки, называет их и по одной опускает в мешочек через боковую прорезь. Встряхивает мешочек, перекручивает шнурок и отпускает его – мешочек начинает вращаться.

Взрослый говорит: «Мешочек, покрутись, нашим детям покажись». Во время вращения мешочка дети видят его со всех сторон. Когда он останавливается, взрослый опускает руку в прорезь, ненадолго задерживает ее там и спрашивает: «Что внутри? Какая мне попалась игрушка?» Достает, показывает детям и называет (например: «Рыбка!»). Дает детям возможность рассмотреть ее: «Какая красивая рыбка – серебряная, а глазки розовые».

Затем предлагает каждому ребенку достать игрушку из мешочка, назвать ее, рассмотреть и показать всем детям.

Если дети легко справляются с этим заданием, можно усложнить его. После того как ребенок достанет и назовет игрушку, взрослый предлагает ему подобрать из общей коробки аналогичную: «Найди такую же машинку в коробке. Покажи ее всем детям! Какого она цвета? Красного цвета, и эта машинка тоже красного цвета».

Найди такой же домик (на сенсорное развитие).

– Вот собака. У собаки есть дом. Вот такой.

Покажите силуэт дома из бархатной бумаги. Обследуйте дом, попросите провести трижды рукой ребенка сверху вниз, приговаривая: «Шершавый». Обследуйте сначала правой, потом левой рукой. «Поселите» собаку в дом (в стене домика вырезано квадратное отверстие – «окошко»).

– А вот еще собака. Она тоже построила себе дом. Вот такой.

Покажите дом из глянцевой бумаги. Обследуйте его, приговаривая: «Гладкий». «Поселите» собаку в дом.

– Пришел мишка. Он хочет шершавый дом.

Положите перед ребенком два оставшихся дома. Обследуйте их. «Этот шершавый? Нет, этот гладкий. А этот? Да, этот шершавый». Положите дом рядом с шершавым. «Этот дом шершавый. И этот такой же шершавый». «Поселите» мишку в дом.

Аналогично найдите гладкий дом для второго мишки.

Найди такой же предмет (на сенсорное развитие). 

1. По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2–3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.

2. Взрослый собирает детей вокруг себя, раздает им игрушки. Они рассматривают их, называют, отмечают особенности. Предлагает детям по очереди подойти к столу и выбрать такую же игрушку. Пока ребенок подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по памяти. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает игрушку издали, называет ее и тем самым побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый предлагает детям сказать, справился ли их товарищ с заданием. С этой целью он ставит рядом две игрушки и предлагает сравнить: «Миша принес такую же куколку? Я кукол поставлю рядом». Точно так же поочередно игрушки приносят все дети, взрослый учит их сравнивать.