Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юдина Екатерина Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_katya.docx16.3 КБ
Файл statya_katya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ

Е.В. Юдина

В последние годы проблема стресса в профессиональной деятельности человека является наиболее актуальной в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество исследований различных видов стресса: стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, многие авторы отмечают сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психологического феномена. Внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с жизненно важными требованиями современной жизни. Трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, неудовлетворенность работой, различные формы личностного неблагополучия – вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека. В современных исследованиях хотя и актуализирована проблема проявления профессионального стресса у педагогов, отмечается его влияние на степень удовлетворенности трудом, но, к сожалению, у педагогов в современных социально-экономических условиях остается недостаточно изученной. Данные требуют дополнения и уточнения в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере Российского образования.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил сформулировать следующие выводы.

В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделяется как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья.

Понятие профессионального стресса – это многогранный феномен, который в общих чертах выражается в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Изучая профессиональный стресс, некоторые исследователи сосредоточились на конкретных типах профессий, в то время как другие изучали более широкие вопросы «ролевого» стресса. Более поздние работы фокусировались на взаимодействии между личностью и средой.

Н.В. Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

По мнению Ю.В. Щербатых, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

Краткий обзор некоторых теорий и моделей профессионального стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает данную проблему только, с одной стороны.  Продвижение вперед в понимании этого вопроса возможно путем дальнейшего развития отдельных теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения более цельной картины.

Существует множество современных исследований, раскрывающих проблему профессионального стресса. Многие исследователи подтверждают взаимосвязь профессионального стресса и удовлетворенности трудом.

По мнению М. Ю. Кондратьева и В. А. Ильина, удовлетворенность трудом – это эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением, а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. Профессиональный стресс определяется также возрастом, стажем трудовой деятельности и полом педагогов (В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, С.А. Парфенов). Данное обстоятельство актуализирует проблему обучения педагогов эффективным способам совладания с профессиональным стрессом, в частности посредством повышения стрессоустойчивости и освоения различных приемов саморегуляции.

Список литературы

1.Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.

2.Иванова, Т.Ю., Рассказова, Е.И., Осин, Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин. // Организационная психология. – 2012. – Т. 2. – №3. – 21с.

3.Чуева, Е.Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий / Е.Н. Чуева. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (20). – 165с.

4.Шац, И.К. Психологические способы управления профессиональным стрессом педагогов / И.К. Шац. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина – 2008. – №1 (Психология). – Т.5. – С. 18-27.

5.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2012. – 256с.

Юдина Екатерина Владимировна - студентка 5 курса, заочное обучение, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ ПЕДАГОГОВ

Е.В. Юдина

В последние годы проблема стресса в профессиональной деятельности человека является наиболее актуальной в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество исследований различных видов стресса: стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, многие авторы отмечают сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психологического феномена. Внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с жизненно важными требованиями современной жизни. Трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, неудовлетворенность работой, различные формы личностного неблагополучия – вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека. В современных исследованиях хотя и актуализирована проблема проявления профессионального стресса у педагогов, отмечается его влияние на степень удовлетворенности трудом, но, к сожалению, у педагогов в современных социально-экономических условиях остается недостаточно изученной. Данные требуют дополнения и уточнения в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере Российского образования.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил сформулировать следующие выводы.

В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделяется как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья.

Понятие профессионального стресса – это многогранный феномен, который в общих чертах выражается в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Изучая профессиональный стресс, некоторые исследователи сосредоточились на конкретных типах профессий, в то время как другие изучали более широкие вопросы «ролевого» стресса. Более поздние работы фокусировались на взаимодействии между личностью и средой.

Н.В. Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

По мнению Ю.В. Щербатых, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

Краткий обзор некоторых теорий и моделей профессионального стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает данную проблему только, с одной стороны.  Продвижение вперед в понимании этого вопроса возможно путем дальнейшего развития отдельных теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения более цельной картины.

Существует множество современных исследований, раскрывающих проблему профессионального стресса. Многие исследователи подтверждают взаимосвязь профессионального стресса и удовлетворенности трудом.

По мнению М. Ю. Кондратьева и В. А. Ильина, удовлетворенность трудом – это эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением, а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. Профессиональный стресс определяется также возрастом, стажем трудовой деятельности и полом педагогов (В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, С.А. Парфенов). Данное обстоятельство актуализирует проблему обучения педагогов эффективным способам совладания с профессиональным стрессом, в частности посредством повышения стрессоустойчивости и освоения различных приемов саморегуляции.

Список литературы

1.Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.

2.Иванова, Т.Ю., Рассказова, Е.И., Осин, Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин. // Организационная психология. – 2012. – Т. 2. – №3. – 21с.

3.Чуева, Е.Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий / Е.Н. Чуева. // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (20). – 165с.

4.Шац, И.К. Психологические способы управления профессиональным стрессом педагогов / И.К. Шац. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина – 2008. – №1 (Психология). – Т.5. – С. 18-27.

5.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2012. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Удовлетворенность работой педагога»

вопросы по выявлению удовлетворенности родителями работой воспитателя группы...

Анкета для родителей "Удовлетворенность работой педагогов группы"

Данное анкетирование может быть актуальным на итоговом родительском собрании ....

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 47»

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по удовлетворенности работой педагогов в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Дет...

Анкета для родителей "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"

Анкета для родителей "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей  "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"...

Анкета для родителей "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"

Анкета для родителей "Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада"...