Статья "Особенности патриотического воспитания"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Юдина Екатерина Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yudina_no86.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В.Юдина, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка»              детский сад № 86, г. Орёл

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации. Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей детям.

В МБДОУ «Центр развития ребёнка» детский сад №86 г. Орла накоплен опыт патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работа осуществляется по разработанному плану, содержащему следующие разделы:

1. «Орловщина - край родной», «Мы славим город свой». Цель: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.

2. «Наша Родина – Россия». Цель: знакомство детей с историей и многонациональностью России, формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа, знакомство детей с государственной символикой России.

3. «Моя дружная семья». Цель: формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных взаимоотношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать у ребёнка привязанность к семье,

4. «Великой Победе посвящается». Цель: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

5. «Мой любимый детский сад». Цель: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.

6. «Наши космонавты», «Герои – земляки». Цель: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины.

7. «Я и мое имя», «Права ребенка». Цель: формировать первичные представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря, в День Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; 12 апреля в День космонавтики, организуем праздник «День Земли».

Всю работу по воспитанию патриотизма у дошкольников можно распределить по следующим компонентам:

- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии, видео-презентаций), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;

- гражданско-патриотический: беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Орла, Орловского края и России;

- героико-патриотический: тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, возложение цветов к памятникам и мемориалам города;

- спортивно-патриотический: участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках, организация в детском саду спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья».

Соответственно оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию:

- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Орловские спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.

- тематическая папка «Мой край», карта и символика Орла и Орловской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Орлу – 450 лет», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешки, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Большой интерес у детей вызывает посещение городского Краеведческого музея, военно-исторического музея, музея Русанова, музея писателей-орловцев, музея Тургенева.

В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, поэтому в нашей работе по воспитанию патриотических чувств используются «живые» наглядные предметы и материалы. В музее «Русской избы», оформленном в детском саду, дети видят экспонаты: люльку, чугунок, утюг с углями, коромысло и т.д. Им показывают сундук, в котором бережно хранятся предметы: рукомойник, валёк, рушник и т.д.

Работа по воспитанию у дошкольников гражданско-патриотических осуществляется в тесном контакте с родителями. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем». Родители вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Особое внимание в работе с родителями направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...