Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Ступникова Надежда Николаевна

Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_blokam_denesha.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений с Блокам Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста

1. «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, развивать умение угадывать предметы на ощупь.

Оборудование: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Все блоки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые предметы.

Вариант №2. Предложить ребенку достать все квадратные блоки.

Вариант №3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.

Вариант №4. Предложить достать все треугольные блоки.

2. "Что лишнее"

Цель: упражнять детей раннего возраста в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Обращаем ваше внимание на то, что в начале игр толщину мы никогда не берём, т. к. это достаточно сложно для малыша.

3.«Найди непохожую фигуру»

Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.

Вариант №2. Найти фигуру, которая не такого размера.

Вариант №3. Найти фигуру, которая не такой формы.

Вариант №4. Найти фигуру, которая не такая как эта по толщине.

4. "Бусы"

Цель: закреплять знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете.

Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры:

Вариант №1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Сделать бусы как эти по образцу.

Вариант №2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Вариант №3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

5. «Продолжи ряд»

Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Оборудование: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

Вариант №2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

6. «Угощение для зайчат»

Цель: развить у детей раннего возраста умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.

Оборудование: изображения с зайчатами, блоки Дьенеша.

Игровое правило: Печенье у зайчат в обеих лапах должны быть разные.

Ход игры:

Вариант №1. В гости к детям пришли зайчата. Чем же будем гостей угощать? Наши зайчата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим зайчат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у зайчика круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Вариант №2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.

7. «Что изменилось»

Цель: совершенствовать знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

Оборудование: набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант №2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант №3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

8. «Улитка»

Цель: упражнять детей раннего возраста в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).

Оборудование: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.

Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.

Ход игры:

Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

9.«Помоги Мишке и Зайке»

Цель: совершенствовать знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

Оборудование: игрушки (мишка, кукла, заяц, логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?

Вариант №2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.

Вариант №3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, не квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).

10. "Поручения"

Цель: формировать у детей раннего возраста умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Вариант №1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

Вариант №2. Покатать матрешку в большой машине.

Вариант №3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.

Вариант №4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.

Вариант №5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.

Вариант №6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.

Вариант №7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

11. «Угости зайчика»

Цель: формировать умение у детей раннего возраста группировать предметы по величине.

Оборудование: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Вариант №1. Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.

Вариант №2. Сгруппировать предметы по цвету

12. «Заштопай штанишки»

Цель: формировать у детей раннего возраста умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Оборудование: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры:

Вариант №1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.

Вариант №2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.

Вариант №3. Заштопать только зелёными прямоугольными.

Вариант №4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.

Вариант №5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

13. «Весёлые человечки»

Цель: совершенствовать у детей раннего возраста умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.

Оборудование: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход игры:

Вариант №1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.

Вариант №2. Предложить человечкам найти свои домики.

Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

14. «Помоги матрёшке найти свои игрушки»

Цель: закрепить у детей раннего возраста умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход игры:

Вариант №1. Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.

Вариант №2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

15. «Вкладыши»

Цель: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, развивать память, мышление внимание.

Оборудование: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие, «Собачки» (по возрастанию).

Ход игры:

Вариант №1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого.

Вариант №2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

16. «Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: продолжать у детей раннего возраста развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.

Оборудование: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.

Ход игры:

Вариант №1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.

Вариант №2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста

Представлена картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста, которую может распечатать педагог (воспитатель, учитель-дефектолог и др), залами...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста.

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста....

"Блоки Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Долгосрочный, познавательно - игровой проект  с детьми раннего возраста.Значительное место в сенсорном воспитании  детей раннего возраста занимает дидактическая игра. На мой взгляд - на сего...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, одна...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного пособия – помочь педагогу в формировании и развитии у детей предпосылок логического мышления в интересной для детей форме....

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста...