Доклад-отчет «На тему: Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника».
учебно-методический материал (старшая группа)

Филимонова Ирина Владимировна

Здоровье, в жизни человека, имеет важнейшую роль. Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь.

 В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь благополучия можно через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных качест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx500.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232»

Доклад-отчет

«На тему: Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника». 

                                  C:\Users\User\Pictures\дет сад\IMG_20200903_081154.jpg

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Филимонова Ирина Владимировна

2020 год

г. Саратов

 Здоровье, в жизни человека, имеет важнейшую роль. Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь.

 В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь благополучия можно через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных качеств. Это, прежде всего постоянное повышение познаний об окружающей среде, совершенствовании своих духовных возможностей.

   По мнению академика Ю.П. Лисицына, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

 Полноценная физкультурно-оздоровительная деятельность и здоровье ребёнка – основа формирования личности. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется здоровью детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам детских садов и родителям. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим формирование здорового образа жизни с раннего возраста является фундаментом хорошего здоровья.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.

Для реализации цели по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников мы организовали предметно-развивающую среду, создали такие условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым:

— физкультурный уголок в групповой комнате.

В работе используются также музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.

Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

— организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

— поддерживаем температуру воздуха в группе 20 -22° С.

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности используем: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры;  гимнастика после сна; — спортивные игры, а также закаливающие процедуры:  прогулки на свежем воздухе;  водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);  босохождение.

Выполнение режима дня используется как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараемся закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети научились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, но в процессе работы появилось понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, а также объясняли на примерах, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, с такими детьми общаться и дружить не хочется, также объясняли, что мытье рук делает организм крепче,  это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие  приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом проводится 2-3 раза в день.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются  1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серьёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах — все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе. Для формирования здорового образа жизни детей был разработан цикл бесед и мероприятий:

  1. Беседа: «Чистота – залог здоровья».

Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

2. Беседа: «Если ты заболел».

Цель: Формировать сознательное отношение к выполнению гигиенических навыков; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

3.Экскурсия в мед. кабинет.

Цель: Дать детям представление о простудных заболеваниях (о поведении больного и здорового ребенка).

4.Беседа «Спорт – это здоровье».

Цель: Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье.

5.Беседа «Соблюдай режим дня».

Цель: Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим для сохранения и укрепления здоровья.

8.Беседа «Что такое микробы?»

Цель: Дать детям простейшие представления о микроорганизмах; продолжать прививать навыки личной гигиены.

9.Досуг «Праздник мыльных пузырей».

Цель: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать самостоятельность и активность.

10.Беседа «Зачем нужен сон?»

Цель: Сформировать представления о сне; убедить детей в необходимости сна для сохранения и укрепления здоровья; познакомить с правилами здорового сна.

Все беседы по формированию здорового образа жизни проводились в помещении группы в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры и иллюстрации по теме беседы.

Структура работы по системе формирования здорового образа жизни у дошкольников предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и родителей воспитанников ДОУ.

Рассмотрим кратко основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса:

— Заведующая ДОУ и старший воспитатель – контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации.

— Педагог-психолог – научное изучение и методическая разработки по данной проблеме, проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учета в работе

— Воспитатели – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты

— Медицинский персонал ДОУ – выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм

— Инструктор по физическому воспитанию – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик

— Музыкальный руководитель – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека

— Педагог дополнительного образования – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через использование произведений искусства, рисование и т. п.

— Логопед —  учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребенка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость

— Обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований

— Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости

Следует отметить, что в первую очередь, каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Информация для родителей оформлялась на специальных стендах, проводились консультации, совместные занятия с детьми. Для персонала ДОУ организовались консультации, педагогические советы. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры здорового образа жизни ребенка, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

При использовании такой системы работы, осуществляется комплексный подход к формированию здорового образа у воспитанников ДОУ.

Любая деятельность в ДОУ (образовательная, спортивная, досуговая, прием пищи, двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у дошкольников привычек и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Таким образом, положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

Проводимая в нашей группе работа по формированию здорового образа жизни детей  направлена на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, на обучение детей практическим навыкам при помощи физкультурных упражнений, подвижных игр, умению сохранять бодрость; воспитание полезных привычек и   формирование  негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с использованием физических упражнений.

На основе проводимых бесед и мероприятий, у дошкольников развивается ответственность, самостоятельность, наблюдательность,  внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получают при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, формируются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Каждый новый день начинается с утренней зарядки, она поднимает   всем настроение  и заряжает энергией на весь день.

Важными  составляющими работы по формированию здорового образа жизни стали: личная гигиена детей; проветривание; влажная уборка; режим питания; правильное мытье рук; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

В результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям советуем литературу, брошюры. Для  родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок     информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

Таким образом,  установлено, что если:  правильно организовать развивающую среду, учитывать  возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

 

Список литературы

  1. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. — М.: Академия, 2009. — 120 с.
  2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.
  3. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 2009. С. 29 — 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических ...

"ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Методические рекомендации "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них...

Консультация для воспитателей «ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Грачева Светлана Егоровна...

Консультация для педагогов "ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Цель взаимодействия педагогов с родителями  по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них...

Презентация Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника».

Актуальность темы обусловлена тем, что одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепления физического и психического здоровья ...