Упражнения для занятий мелкой моторикой.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Малинова Юлия Александровна

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_zanyatiy_melkoy_motorikoy.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для занятий мелкой моторикой.

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Упражнение № 1 «Ладошка – замри!»

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

Упражнение № 2 «Привет - пока!»

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

Игра № 3 «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра №4 «Клад»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал: Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

Правило:

  1. участвуют все пальцы;
  2. палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

Игра №5 «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

Игра №6 «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Упражнение №7 «Скворечник»

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Упражнение №8 «Стул»

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Упражнение №9 «Стол»

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Упражнение №10 «Барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

Упражнение №11 «Усложненный барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

Упражнение №12 «Плоскогубцы»

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

Игра №13 «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.

Подготовлено по материалам учителя –логопеда Садовниковой

УПРАЖНЕНИЯ В СТИХАХ.

Ручки на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.

(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.

(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).

Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

Большой пальчик подними
И тихонько постучи.

(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.


А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко-
Поцарапаем немножко-
Не ребята мы, а кошки.

(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.

(Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали
И копытцами стучали.

(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки
Приползали паучки.

(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)

А лягушки проскакали - 
И в болотце убежали.

(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.

(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)

Солнышко пригревало - 
Червячки уползали.
Солнышко убежало -
Червячки выползали.

(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потои медленно разжимаются.)

Светят солнышка лучи -
Они очень горячи.
А как тучка набежала -
Видно солнышка не стало.

(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.

(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

А еще купили дыню -
Сразу съели половину.

(Соединить кончики пальцев, образуя овал.)

С утра пальчики старались -
в своем доме убирались.

(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)

По веселой по дорожке
Быстро пробегут две ножки.

(Пальцы по парам "бегут" по столу.)

А теперь те же ножки
Проскакали по дорожке.

(Пальцы по парам отталкиваются от стола.)

А между упражнениями в стихах, попросите ребенка изобразить с помощью пальцев такие движения:
- резанье ножницами
- подметание метелкой
- пиление
- закручивание винтика
- подбирание крошек со стола
- оттирание пятнышка
- кормление цыплят.

При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения - более свободными,
что в будущем поможет ребенку научиться писать, рисовать. 

Подготовлено по материалам - Герасимова А.С и др. "Большая энциклопедия дошкольника".

Предлагаем Вам 5 комплексов упражнений пальчиковой гимнастики.
   Постарайтесь предварительно заучить с малышом названия пальцев.
   Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки, которые разучиваются в течении недели (5 комплексов - 5 недель). Затем начинается повторение. Сначала даются упражнения, следом - потешка. Слушая потешку, ребенок будет выполнять соответствующие движения, постепенно заучивая текст. 

  Пальчиковая гимнастика (комплекс №1)

1. 
Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. 
Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. 
Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. 
Человечек (указательный и и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. 
Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "Этот пальчик".

Этот пальчик - дедушка,
этот пальчик - бабушка,
этот пальчик - папочка, 
этот пальчик - мамочка, 
этот пальчик - я. 
Вот и вся моя семья.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. 

Пальчиковая гимнастика (комплекс №2)
(мелкая моторика рук)

1. 
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
2. 
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. 
Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. 
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
5. 
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "Пальчик-мальчик".

"Пальчик-мальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил. 
С этим братцем щи варил. 
с этим братцем песни пел. 
С этим - в дудочку дудел.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.

Пальчиковая гимнастика (комплекс №3)

1. 
Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
2. 
Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. 
Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. 
Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
5. 
Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "Белка"
Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому".

Загибайте по очереди пальчики руки малыша, начиная с большого пальца.

Пальчиковая гимнастика (комплекс №4)

1. 
Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
2. 
Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. 
Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. 
Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. 
Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз,тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения, которые делаются для развития ловкости пальцев, мелкой моторики, несут большую пользу для малышей, потому что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше развит тот центр в мозгу, который ответственен за речь и соответственно, тем выше умственное развитие ребёнка. Чем больше вы будете заниматься этой гимнастикой, делать массаж пальцев, тем скорее ваш ребёнок овладеет речью.

  1. Исходное положение – сидя за столом, руки положены ладонями на стол. По счёту раз-два раздвигать и соединять пальчики.
  2. Пальцы говорят друг другу: «здравствуйте»! Для этого упражнения ребёнок держит ладошки напротив друг друга и на счёт раз соединяет большие пальчики, на счёт два соединяет указательные, на счёт три соединяются средние, на четыре соединяются безымянные и мизинцы соединяются на счёт пять.
  3. Ребёнок изображает пальцами человечков. По столу бегут сперва указательный и средний пальчики одной руки, затем указательный и средний палец другой руки.
  4. Соревнования по бегу. В беге соревнуются человечки из предыдущего упражнения.
  5. «Коза рогатая» - пальцы складываются в «козу» то на одной руке, то на другой. Как вариант — «козлики» — одновременно делаются рожки двумя руками.
  6. «Очки» - делать колечки из больших и указательных пальцев и изображать ими очки, прикладывая их к глазам.
  7. «Зайка» - выставить вверх средний и указательный пальцы, а на другой руке — безымянный и большой и соединяет их мизинчик. Слева получился зайка.
  8. При счёте «раз» — руки кладутся на стол ладошками, «два» — сжать кулаки, «три» — укладывает ребро ладоней.
  9. «Деревья» — поднять руки и повернуть ладони к себе — это стоящие деревья. Раздвигать пальцы — ветки разошлись.
  10. «Флажок» — выставлять большой палец, остальные сводить вместе.
  11. «Гнездо» — соединять руки вместе, чтобы получилось гнёздышко.
  12. «Корни» — тыльные стороны кистей рук соединить друг с другом пальцами вниз.
  13. «Пчёлка» — указательные пальцы рук по очереди крутить вокруг своей оси.
  14. «Лучи солнца» — пальцы нужно скрещивать, руки поднимать наверх и раздвигать пальцы.
  15. «Паук» — сделать из пальцев «паука». И перемещаться им по столу.
  16. «Стол» — сделать из кисти одной руки кулак, другую открытой ладонью пожить на неё сверху.
  17. «Ворота» — свести вместе кончики пальцев (безымянного и среднего) двух рук, при этом большие пальцы должны быть подняты наверх и согнуты внутрь.
  18. «Мост» — руки поднимаются наверх, ладони обращены внутрь, пальцы горизонтально. Кончики безымянного и среднего пальцев свести вместе.
  19. «Ромашка» — сложить руки вместе и разогнуть наружу кисти, расставив широко пальцы.
  20. «Ёжик» — соединённые ладони и выставленные вверх прямые пальцы.
  21. «Бочка с водой» — полусогнутые пальцы руки и отверстие наверху.
  22. «Прятки» — сжимать и разжимать кулаки (кончики пальцев, их головы прячутся, потом появляются).
  23. «Сорока-сорока» — по ходу рассказывания текста о том, что делала сорока малыш водит по раскрытой ладошке пальчиком, затем, по мере рассказа о том, кого она покормила, загибаются по одному каждый палец.

Сорока сорока
Где была — далеко
Кашку варила<
Деток кормила
Этому дала и т.д., последнему не дала (он мал, дров не рубил, воду не носил, ему нет ничего).

Игра «сорока» — при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.

Игра «пальчик-мальчик» — ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

 «Белочка». Предварительно — массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Водить по ладони указательным пальцем и затем загибать пальцы на каждое перечисляемое действие.

Белка на тележке
Раздаёт орешки
Лисе-сестричке,
Птичке-синичке,
Медведю толстопятому
Зайчику усатому.

Сгибаем пальцы:

Дедушка хочет спать,
Бабушка легла в кровать,
Задремал уже и папа,
Крепко спит уже и мама
Тихо-тихо, не шуми, 
Никого не разбуди!
Утром встать каждый рад
И идти в детский сад.

«Собираем грибы». Предварительно делается лёгкий массаж кистей рук. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа — растирание. Количество повторов — 2-3 для каждого пальчика. Затем загибать пальцы от мизинца

Один, два, три, четыре, пять
Мы идём грибы искать
Этот палец в лес ушёл,
Тот под ёлкой гриб нашёл,
Этот мыть и чистить стал
Этот съел и растолстел.

«Мы делили апельсин». Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Затем разгибать по одному пальцы, сжатые в кулак от мизинца:

Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка — кожура!

«Ну-ка пальцы, за работу!» - разгибать по одному пальцы из кулака при помощи пальцев другой руки.

Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца.

Ну-ка, пальцы, за работу!
Ведь работать всем охота.
Большой пойдёт дрова рубить,
Указательный — печь топить,
Средний — воду таскать,
Безымянный — хлеб выпекать,
А мизинцу — петь-плясать,
Да других развлекать.

«Белые цветы». Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Сложить ладони в форме бутона тюльпана и выполнять действия, как в стихотворении:

Эти белые цветки
Все раскрыли лепестки (раскрыть цветок и качать им)
Ветер обдувает
И цветы качает (сделать обратно бутон),
Эти белые цветки
Закрывают лепестки (качать «бутоном»)
И засыпают-
Головками кивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....