Картотека игр, направленных на развитие моторики, координации движений и мелкой моторики руки
картотека

Игры способствуют освоению эталонов основных движений и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознания схемы тела. Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв, о способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности двигательной памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр,  направленных на развитие моторики и координации движений

Игры способствуют  освоению эталонов основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания) и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознания схемы тела.

 «Классики»

Цель игры:  развить глазомер, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику руки, умственное планирование, память.

 Ход игры:

в определенном порядке по расчерченным квадратам пропрыгать как можно быстрее, не наступая на линии.

 «Схвати!»

Цель игры:  тренировать скорость реакции, зрительно-моторную координацию, все формы внимания, умственное планирование, творческое мышление.

Ход игры:

Один игрок стоит, выставив вперед расставленные и чуть согнутые в локтях руки. Другой игрок держит коробок со спичками над руками первого и, выждав некоторое время для нагнетания напряжения, отпускает его. «Ловец» должен схватить коробок, прежде чем он коснется земли.

«Штандер»

Цель игры:  тренировать  реакцию  детей, зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственную ориентацию и координацию движений.

Ход игры:

Участвующих может быть любое количество. Ооптимальное число – шесть человек. Для игры все участники встают в круг или просто разбегаются недалеко друг от друга. Каждому игроку присваивается номер, либо вместо номера используется его имя. Водящий бросает мяч кверху и одновременно выкрикивает произвольный номер либо чье-то имя. Игрок, чей номер или имя было названо, должен успеть подхватить мяч, пока тот не коснулся земли. Если он сделает это, то теперь сам подбрасывает мяч, а водящий, который выкрикивал номер (имя), должен его поймать – иначе ему снова придется водить.

 

«Ходим под музыку»

Цель игры: развить  скоростные двигательные навыки, осознание своих движений, слуховое сосредоточение, удержание правил, различение темпа музыки.

Ход игры:

Детям предлагается ходить под музыку с внезапными остановками. После остановки ходьба  возобновляется, но с ускорением или замедлением темпа. Частоту остановок и характер темпа музыки определяет ведущий.

«Наблюдаем за своими движениями»

Цель игры:  научить ходить по прямой линии в темноте.

Ход игры:

На ровной площадке вертикально ставится палка длиной в полтора метра. Ребенку, стоящему напротив, необходимо пройти точно к ней, наблюдая за своими движениями. Затем он должен попытаться сделать то же самое с завязанными глазами. Выигрывает тот, кто лучше пройдет по прямой с завязанными глазами и коснется палки.

«Семерки» 

Цель игры: развить целеустремленность,  координацию движений, переключение и распределение внимания.

В эту игру можно играть одному или по очереди с другими детьми. Сильная установка игры на улучшение своих прежних результатов в координации движений, ловкости, равновесии рождает у ребенка желание самосовершенствоваться.

Ход игры:

Для игры необходим маленький мячик (резиновый или теннисный), стена и немного свободного места. Нужно бросить мячик о стену семью разными способами, причем делать это надо очень быстро. Если мячик падает, играющий начинает игру сначала.

Последовательность действий:

1) бросить мячик прямо в стену и поймать;

2) поймать мячик после одного отскока от земли;

3) ударить мяч о землю так, чтобы он при отскоке ударился о стену;

4) бросить мяч под ногой в стенку и поймать, прежде чем он ударится о землю;

5) бросить мяч и, прежде чем поймать его, хлопнуть в ладоши;

6) бросить мяч в стену и, сделав поворот на 360°, поймать его;

7) повторить первый бросок.

 «Слушай хлопки»

Цель игры: развить  внимание, координацию  движений, пространственно-временную ориентировку, оперативную  память.

Ход игры:

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка  - поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.

Игры,  направленные на развитие мелкой моторики  руки

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв, о способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности двигательной памяти. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен видеть и понимать маленькие различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а также и осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных слева-направо.

«Камень, ножницы, бумага» («Джен-кен-пон»)

Цель игры:  развить тонкую  моторику руки, слуховое сосредоточение, скорость реакции,  переключение внимания, развитие оперативной памяти, реакцию и взаимодействие друг с другом.

Ход игры:

В игре участвует двое детей. Есть много вариантов этой игры. Дети прячут руку за спину, а затем по команде «Один – два - три» быстро показывают ее друг другу. Пальцы должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме двух выпрямленных, бумага – плоская ладонь, камень – кулак. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы

побеждают, бумага завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы – побеждает камень.

«Кто лучше нарисует?»

Цель игры: развить зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

У каждого ребенка листок бумаги и карандаш. Ведущий предлагает всем зажмуриться и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью и двумя деревьями по обеим сторонам домика. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуйте трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу. А теперь откройте глаза и посмотрите, что получилось. Сейчас трое из вас будут рисовать на классной доске».

Доска делится вертикальными линиями на три части. Каждая команда выделяет самого

внимательного художника. Все трое становятся у доски, и им завязывают глаза.

«Рисуем снеговика»

Цель игры: развить пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, внимание, знание различных геометрических фигур, различение их величины.

Ход игры:

 У детей на столе лист бумаги в клеточку, карандаш и пластмассовая фигурная линейка.

Детям предлагается по инструкции нарисовать с помощью линейки снеговика: «Сначала рисуем круг средней величины, затем под ним рисуем большой круг, а теперь над средним кругом рисуем маленький круг. У нас получился снеговик, а теперь мы его заштрихуем: маленький круг штрихуем прямыми параллельными линиями, средний – косыми параллельными в направлении слева -направо, большой – косыми параллельными линиями справа -налево».

Варианты заданий с линейкой: 1) нарисуем елочку (рисуются треугольники разной величины); 2) нарисуем как рыбка уплывает от акулы (рисуются две параллельные волнистые линии, а между ними рыбка, которая должна проплыть от начала этих линий до их конца, желательно, не задевая за берега, т. е. линии; 3) нарисуем домик – рисуется квадрат и над ним треугольник.

Источник:

Н. Ф. Круглова «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

Задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Развитие внимания, памяти и мышления.

ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ...

Развитие координации движений и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности.

Проект Развитие координации движений и мелкой моторики у детей с ОВЗ через организацию игровой деятельности....

"Деловая игра по развитию зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки."

Методическое объединение учителей – логопедов, и учителей-дефектологов по теме: «Развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки».Целью данного мероприятия бы...