Опыт работы
материал (старшая группа)

Бухтатая Марина Владимировна

Тема: «Использование синтеза искусств -  в процессе приобщения детей к музыкальной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_dokument_microsoft_office_word.docx71.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование синтеза искусств -  в процессе приобщения детей к музыкальной культуре»

 

Актуальность

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в дошкольном воспитании целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На первый план выдвигается развивающая функция образования, направленная на всестороннее развитие личности ребёнка.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты,  духовность,  приобретаются  знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры, что ведет к художественно - эстетическому развитию дошкольника.

К  старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.

Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие разных видов искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Искусство расширяет социальный опыт человека. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в музыке, живописи, литературе. Поэтому сейчас одной из наиболее актуальных является проблема синтеза различных видов искусства и её влияние на всестороннее развитие ребёнка.

Синтез  искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует расширению и углублению детского сознания и развития общего и художественного развития детей — дошкольников, развитию их художественного восприятия и творчества.

Использование синтеза искусств, в процессе приобщения детей к музыкальной культуре позволяет дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Использование синтеза искусств,  в процессе приобщения детей к музыкальной культуре будет способствовать художественно - эстетическому развитию дошкольников, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Таким образом, использование синтеза искусств, в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, способствует художественно - эстетическому развитию дошкольников  развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, и в настоящее время является   актуальной темой.

1.1Технология опыта

В  работе была поставлена следующую цель:

 Художественно  – эстетическое развитие у старших  дошкольников будет более успешным  с помощью синтеза искусств.

Для достижения планируемого результата были поставлены   задачи:

1. Дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств;

2.Накапливать  познавательно-ценностный опыт детей в творческой музыкальной деятельности;

3.Формировать эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыки, живописи, литературы, искусства;

4.Совершенствовать выразительность интонации: речевую, вокальную, пластическую,      инструментальную;

5.Развивать все компоненты музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, уметь  передавать мысли, настроение, чувства; 

6. Учить  сравнивать и сопоставлять художественные образы;

7.Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности;

 8.Обогащать положительный  эмоциональный опыт;

  Использование синтеза искусств на музыкальных занятиях  у детей старшего дошкольного возраста формирует:

1.Способность к чувственному восприятию мира;

2.Ассоциативность художественного мышления;

3.Выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

4.Координацию слуха – голоса – зрения – движения;

5.Чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;

6.Палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;

7.Радостное мироощущение, сопричастность и  сострадание.

Формы работы

В работе использованы следующие формы организации и проведения занятий:

  1. Групповые и индивидуальные;
  2. Комплексные и интегрированные;
  3. Музыкально -литературные гостиные;
  4. Праздники, развлечения, досуги;
  5. Работа с воспитателями;
  6. Работа с родителями;

Педагогические методы и приёмы

  1. Наглядно-слуховой метод (воспроизведение  музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).
  2. Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека  с помощью различных изобразительных средств- музыки, живописи, поэзии ).
  3. Проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
  4. Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
  5. Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).

Основные  принципы, которые легли в основу опыта:

  1. Принцип целенаправленности.

Учитываются цели и задачи,  работа строится на современных стандартах в области дошкольного образования.

  1. Принцип систематичности и последовательности.

«Учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

  1. Принцип доступности.

Опираясь на него,  учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

  1.  Принцип наглядности обучения.

   - методика показа,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определенных видов наглядности,

- включение детей в анализ наблюдаемых объектов,

- соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

5.Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

 Ведущие цели обучения: познавательная, развивающая, воспитательная.

В процессе работы  дети нацелены к самостоятельному поиску, импровизации.

6.Принцип прочности.

Все сформированные умения и навыки применяю на практике;    

 Осуществляется  индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

Длительность работы над опытом составляет 3 года.

Период работы: с 1 сентября 2016 года - по 25 мая 2019 года.

Первый этап включал в себя подбор соответствующей методической литературы, разработку учебной программы, тематического перспективного плана работы, конспектов занятий, организацию предметно-развивающей среды.

На втором этапе была постановка цели и задач и выбор методов работы.

Третий этап был отведен проведению диагностики и анализу результатов, подведению итогов.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Диапазон опыта

Опыт представляет собой систему занятий, основанных на использовании синтеза искусств в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, который обеспечивает реализацию технологии художественно-эстетического развития дошкольников.

 1.2.Теоретическая база опыта

В развитии системы дошкольного образования важным шагом стало утверждение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, в котором особое внимание уделено различным формам творческой активности, формирование у дошкольника эстетической культуры.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания искусством, художественно-эстетического образования, концепции педагогических систем, связанные с установкой на раскрытие индивидуальных творческих способностей детей нашли свое отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки: Аристотеля, П.П. Блонского, Н.Я. Брюсовой, Я.А. Коменского, А.В. Луначарского, И.Г. Песталоцци, Платона, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева, Н.Г. Гродзенская, Н.А. Ветлугина, П.Ф. Вейс, Е.А. Гелебицкая и другие.

Музыкальное воспитание ребёнка не может рассматриваться в отрыве от других видов художественной деятельности. Восприятие музыки требует у ребёнка накопления определённого жизненного и художественного опыта. Этот опыт накапливается благодаря взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности ребёнка - изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Д. Кабалевский подчеркивал, что без искусства, особенно музыкального, не может быть полноценного воспитания личности. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это в первую очередь воспитание не музыканта, а человека. Ю.Б. Бореев указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики, носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу.

Несомненно, искусство – это источник формирования творческих способностей ребенка. Литература, живопись, музыка, скульптура, народное творчество пробуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец – движением, поэзия играет смыслами, заключенными в созвучиях языковых форм.

Автор книги Р.М.Чумичева  «Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника» писала о том, что если педагог освоил синтезирование искусств, способен применить их в практике, опираясь на методы своей профессиональной деятельности, которые позволяют формировать культуру ребёнка, то можно сказать, что он определил показатели общей и профессиональной культуры. Воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщая детей к культуре, мы добиваемся, чтобы дети стали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, то есть её носителями.

Художественно - эстетическое развитие  личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития. В связи с этим понятно и внимание к эмоционально-духовной сфере человека, только вступающего  в большую жизнь.

Общеизвестно, что воздействие искусств является наиболее эффективным способом развития личности. Нами были апробированы некоторые подходы  к методике проведения занятий по комплексному взаимодействию искусств на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

2.1Практическая часть

Одной из главных задач ДОУ на современном этапе является создание условий для художественно-эстетического развития, насыщение жизни ребёнка искусством, введение его в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра.

Общеизвестно: ребенок не может  развиваться на пустом месте, для этого необходимо создать определенные условия. Для  гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды.

От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий  и инструментов.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь  потенциал для музыкального воспитания и развития творчества.

В нашем детском саду музыкальные центры для детей старшего дошкольного возраста  оформлены в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.         

Развивающая среда - формирующая культуру ребенка, то есть музыкальные пособия были подготовлены мной. Они эстетически привлекательные, простые в обращении, яркие, красочные, поэтому они вызывают желание действовать с ними.

Структура музыкальных  центров имеет целостность и в то же время –  присутствуют трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес.

Музыкально предметная среда, была расположена в соответствии с возрастными особенностями детей, то есть, доступна глазу, действиям руки, росту ребенка. Музыкальная предметная среда в группах ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организована по трем основным блокам:

• восприятие  музыки

•воспроизведение  музыки

•музыкально-творческая  деятельность

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Старшая группа
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (авторские, с рисунками одного ребенка)

- Иллюстрации по теме «Времена года»;
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества ( стихи А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки» 
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых.
- Пластмассовые кубики (на грани наклееные картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)
Подготовительная группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.

- иллюстрации по теме «Времена года»;
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ – это самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение. Это визитная карточка детского сада.

Организация  окружающего пространства, расположена таким образом, чтобы дать возможность ребенку реализовать себя в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная среда является одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Здесь проходят не только непосредственная организованная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Рационально организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.

Выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, его развития, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Для  развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеются оборудования, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях.

Музыкальный зал МДОУ оснащён:

Музыкальными инструментами: пианино,баян

- музыкальным центром, DVD плеером

экраном - проектором

магнитной доской

телевизором

методической литературой

аудио и видео дисками

Для развития детского музыкального творчества имеется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.

Музыкально-дидактические игры разнообразны по содержанию и красочно оформлены.

Музыкальный зал богато оснащён детскими музыкальными инструментами:
- с хроматическим и диатоническим звукорядом (пианино, металлофон, ксилофон, флейта и др.)

- с одним фиксированным звуком (дудки) ;

- шумовыми (погремушки, бубенцы, маракасы, рубели, колокольчики, бар чаймс и др.)

- ударными (бубны, барабаны, румбы, треугольники, ложки, тарелка и др.)

 Пособия  для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.

- нотный стан

- лесенка

- нотное лото

- геометрические фигуры для условного обозначения частей музыкального произведения.

2.2Описание опыта

Музыкальные  занятия-основная форма организации обучения детей, при этом - содержание обучения соответствует целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи.

В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.

Поэтому первым этапом моей работы является диагностика, которая служит начальной точкой моей работы.

Проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу о том, что необходимо приобщить детей к музыкальной культуре с помощью синтеза искусств. Ознакомившись с методической литературой и подготовив материал я приступила к данной теме.

На занятиях по музыке  я решила поставить перед собой цель: расширить представления детей старшего дошкольного возраста о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств. Тем самым накапливать  познавательно-ценностный опыт детей в творческой музыкальной деятельности.

Составив перспективное планирование (Приложение №1), я разработала цикл занятий по теме: «Использование синтеза искусств в процессе приобщения детей к музыкальной культуре» и приступила к работе.

 

Специально организованные музыкальные занятия,   построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка.

Занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения я использовала на занятиях следующие нетрадиционные методы:

- метод «помощник»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

 - диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора.

- игровые методы несут эмоциональный заряд при передачи информации и поэтому занимают важное место в организации музыкальных занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствует развитию коммуникативных качеств.

Формируя эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыки, живописи, литературы, искусства с помощью художественного слова, репродукций картин, музыкальных пьес и произведений. Совместно с героями дети отправляются в путешествия по сказкам, осеннему, зимнему лесу, где дети, помогают героям, справится с трудными ситуациями.

Использовала  синтетический метод, творческого характера по созданию новой синтетической музыкально-художественной деятельности, то есть направляла детей на выражение эмоций к произведениям искусства через слушание музыкальных произведений, стихов.

 Учу сравнивать и сопоставлять художественные образы. При этом стимулирую творческую активность, свободу эмоциональной раскованности, обогащаю положительный  эмоциональный опыт детей старшего дошкольного возраста.

 Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам.  На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети совместно со мной становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида  деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей старшего дошкольного возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. 

    На занятиях использую речевые упражнения, координационно - подвижные игры и упражнения, игры с  самодельными  инструментами, музыкальные, театральные, творческие этюды, пальчиковые игры. Все это способствует развитию  у ребенка  эстетических чувств, накоплению детьми  двигательного  опыта, создает  предпосылки творческого самовыражения, формирует хорошую дикцию и артикуляцию, развивается инициативность, фантазия.

Одним из эффективных приемов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений, театральных этюдов).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Прием этюдов побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение этюдов позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и импровизацию.

Данный прием использую в пьесах «Болезнь куклы»,  П.И.Чайковский, «Клоуны» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

С помощью музыкальных этюдов я совершенствую выразительность интонации: речевую, вокальную, пластическую,      инструментальную.

Развиваю все компоненты музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса.

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве, то есть дети могут увидеть и услышать пьесу в моем исполнении.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы, не только прививаю детям интерес, любовь к музыке, расширяя представления о некоторых явлениях действительности, но и обогащаю их внутренний мир, чувства, формирую нравственные качества, интересы. От установки, которая дается перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

         В своей работе придерживаюсь такого правила  «меньше обучать - больше взаимодействовать», то есть «учу-играя». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей.       

Использую  показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Иногда создавая игровую ситуацию, прошу детей соотнести  два музыкальных произведения с двумя картинами.

Аналогично  сопоставляю и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «Кукушка», пьесы С.Прокофьева, «Клоуны» Д.Б.Кабалевского и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия.

Оркестровку  сочетаю с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Или другой вариант, после прослушивания пьесы предлагаю показать характер героев с помощью мимики, пластики эмоций.

 Такие варианты, являются отвлечением от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Музыкальная  деятельность построена на грамотном исполнении музыкального произведения, вызывает у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивает их сердца, побуждает к высказываниям.

     Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Провожу с воспитателями беседы, консультации.

Педагоги  активно включаются в процесс подготовки и проведения музыкальных занятий, развлечений. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Таким образом, привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

 

2.3 Ожидаемые результаты

1.      Дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства.

2.Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии. Выражают  собственное мнение о предмете.

3.     Умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.

4. Умеют выбирать из большого количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.

3.1Результативность работы.

 На сегодняшний день можно сказать, что проводимая мною работа имеет практическую эффективность в развитии музыкальных способностей детей и развитии творческого воображения, о чем свидетельствуют данные мониторинга.

Методика «Экспресс-анализ и оценка художественно-эстетического развития дошкольников» под ред. О.А. Сафоновой свидетельствуют о положительной динамике 2015-2016г. - 42%,2016-2017г. -53%, 2017-2018г. -64% (Приложение №2).

Диагностический метод «Синтез искусств», так же свидетельствует о положительной динамике в течении трех лет, данные подтверждают результативность работы(Приложение №2).

Список используемой литературы

1. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие. - М, ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 128с.

2. Интеграция разных видов детской творческой деятельности. Сборник практических материалов. М. Центр дополнительного образования «Восхождение» 2011. – 120с.

3. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Под редакцией Н.В. Микляевой. - М. ТЦ Сфера, 2013. - 192с. 4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Пособие для музыкальных руководителей Издательство «Композитор»2009. – 156с.

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексная занятия с детьми раннего возраста.(2-3 года). Методическое рекомендации. - СПб. Паритет,2004. – 112с.

6. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. М., Издательство Скрипторий», 2010. -146с.

7. Авдонина Е.В. Интегрированные занятия в детском саду. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6., 2011. – 56с

Приложение

Приложение 1.

Тематический план Старшая группа

Название месяца

Тема

Кол-во занятий

Задачи

1

сентябрь

Знакомство детей с симфоническим оркестром

1

- Знакомство детей с симфонически м оркестром (составом, дирижером). - Обогатить слуховые и визуальные представления об основных музыкальных инструментах каждой из четырех групп симфоническо го оркестра. --Знакомить детей с жизнью и творчеством С.С. Прокофьева

2

октябрь

Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского

1

- Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского -Знакомить детей с жанром “Балет”. - Побуждать детей определять характер сцен, передавая его в движении.

3

ноябрь

Познакомить детей с составом симфонического оркестра; струнными инструментами /клавесин, лютня, скрипка, виола/

1

- Побуждать детейсамостоятельно  называть профессии музыкантов (дирижер, барабанщик)-Побуждать детей в движениях передавать характер музыкальных образов.

4

декабрь

Знакомство детей с творчеством И.Гайдна

1

Знакомить детей с жизнью и творчеством И. Гайдна. - Познакомить детей с составом симфоническо го оркестра; струнными инструментам и /клавесин, лютня, скрипка, виола/. - Дать возможность услышать исполнение симфонии в дворцовом интерьере: показать гармонию сочетания окружающих предметов искусства /скульптуры, живописи, декоративноИ. Гайдн “Симфония при свечах”

5

январь

И.Гайдн «Симфония при свечах»

1

6

февраль

7

март

Знакомство с творчеством композитора.С.С. Прокофьев сказка “Петя и волк”

1

--Знакомить детей с жизнью и творчеством С.С. Прокофьев

8

апрель

Знакомство с творчеством композитора И. С. Бах «Шутка»

1

9

май

Итоговое занятие

1

Тематический план  Подготовительная группа

Название месяца

Тема

Кол-во часов

1

сентябрь

Знакомство детей с творчеством Э.Грига

Э.Григ «В пещере горного короля

1

2

октябрь

П.И.Чайковский «Времена года»

1

3

ноябрь

Знакомить детей с органной музыкой / органом

1

4

декабрь

П.И.Чайковский «Времена года»

1

5

январь

Знакомство с оперой М.И.Глинки ”Руслан и Людмила”.

1

6

февраль

Знакомить детей с творчеством и жизнью А. Вивальди

1

7

март

А.Вивальди. Концерт «Времена года»

1

8

апрель

В.А. Моцарт “Чудесная флейта” «Менуэт»

1

9

май

Тематический вечер «По страницам любимых мелодий»

1

Приложение 2.

Для диагностирования детей я взяла за основу экспресс –анализ и оценка детской деятельности под редакцией О.А. Сафроновой

ЭКСПРЕСС – АНАЛИЗ И   ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( под редакцией О.А. Сафоновой)      Н.Новгород,  1995г.  

 Методическая основа разработанных  материалов базируется на следующих принципах:

Соответствие возрастным нормативам физического и психического  развития ребенка ;

Направленность на выявления уровня овладения ребенка деятельностью;

Особенность становления и развития детской деятельности – от восприятия к воспроизведению  к обобщающему подражанию  к творчеству;

Обеспечение необходимой информации для построения целостного

представления, характеризующего:

 - уровень овладения ребенком деятельностью;

- эффективность методики формирования деятельности;

- типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения;

Для изучения и оценки результативности педагогического процесса используется метод экспресс-анализа, позволяющий при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижениях детей в плане их соответствия некоторому среднему  уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня в ту или иную сторону.Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить то или иное задание, т.е. ставит их в условия проблемной ситуации. При этом он четко фиксирует, какими путями каждый ребенок пытается найти из нее выход, какие способы и насколько качественно применяет. Если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, ему оказывается помощь, начиная от самой незначительной дозы и постепенно увеличивая ее  до тех пор, пока задание не будет выполнено. При  этом точно фиксируется этап, когда выполнение задания стало возможным.

Используемая методика позволяет выявить соответствие деятельности ребенка уровню нормы, определяет характерные отклонения от нее, позволяет увидеть потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка.

Экспресс –анализ и оценка проводится 2 раза в  учебный год :

В 1 полугодии помогает выявить наличный уровень деятельности;

Во 2 полугодии  - наличие ( отсутствие) динамики ее развития и тем самым определить эффективность воспитательно-образовательного процесса

МУЗЫКАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ  РЕБЕНКА -  ДОШКОЛЬНИКА.

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста, т.к. дошкольный возраст – сензитивный период для ее становления.

Музыкальность ребенка определяется 7 –ю показателями :

ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Эмоциональная отзывчивость на музыку.

Звуковысотный слух.

Чувство ритма.

Динамический слух.

Тембровый слух.

Музыкальное мышление:

                   а). репродуктивное;

                   б). продуктивное, творческое.

           7.   Музыкальная память.

Каждый показатель определяется  4 уровнями его развития

Таблица 1.

Уровень показателя

 Параметры

  Баллы

Оптимальный

Задание выполнено правильно и самостоятельно, деятельность соответствует уровню нормы

  4

Высокий

Задание выполнено правильно после оказания словесной помощи, незначительные отклонения от уровня нормы

  3

Средний

Задание выполнено правильно после оказания словесной помощи  в сочетании с действиями с предметами, существенные отклонения от уровня нормы

2

Низкий

Задание выполнено со значительными ошибками после оказания помощи, практически не соответствует уровню нормы

1

Описательная характеристика уровней

 музыкальности ребенка дошкольного возраста

Оптимальный. 3.5 - 4 балла

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении; умением охарактеризовать музыку, применяя художественно – образное описание. Самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыки. Отлично отличает выразительность отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамике, в соответствии с требованиями программы. Отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

Высокий. 2.4.- 3.4.балла

У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыки и рассказывает об общем характере музыки. Различает звуки по высоте, длительности, динамике, тембру, может и желает сочинять песню, танец, импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью.

      Средний 1.3. – 2.3. балла 

У ребенка отмечается  интерес к музыке. Обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь  правильно дает жанровую характеристику музыки и рассказывает об общем характере музыки. При наличии данной помощи различает звуки по высоте, длительности, динамике, тембру. Репродуктивное мышление, посредственная музыкальная память.

      Низкий . ниже 1.2.

Отсутствует интерес к музыке. Помощь взрослого не дает положительных результатов. Репродуктивное мышление, посредственная муз. память.

АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Дает возможность получить общую картину развития музыкальности ребенка 

Уровень развития музыкальности  ребенка определяется суммой уровней развития семи (8) основных  показателей деленных на общее количество показателей-8- .

Итоговый показатель рассчитывается по формуле: складываются показатели и делятся на 8.

                 ПО   ПО  СОВОКУПНОСТИ   БАЛЛОВ :

От 3,5- 4 б.-   оптимальный уровень

         От 2.4 -3.4. -   высокий уровень

          От 1.3 – 2.3 -  средний уровень

          Ниже 1.2-       низкий уровень

На основании полученных данных об уровне развития музыкальности каждого ребенка определяется средний показатель развития музыкальности детей определенной возрастной группы.

Расчет: Складываются уровни развития каждого ребенка и делятся на количество детей

              МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ

 УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

Определение уровня музыкальности осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и наглядные пособия, д.м.и. Диагностику проводят в изолированном помещении.

Таблица2.

Показатели

    УРОВНИ

Баллы

Методика выявления

1.Эмоциональная отзывчивость на музыку

4. У ребенка отмечается яркое эмоционально- оценочное отношение к образам музыкального произведения. Умеет самост. охарак-теризовать музыку, применяет худ.- образное описание.

4

Педагог спрашивает у ребенка, какой вид деятельности он больше всего любит? Почему? В соответствии с возрастными возможностями и обученностью предлагает послушать 2 контрастных  незнакомых музыкальных произведения, давая их название.

Средняя гр. :  Гречанинов « Котик заболел-котик выздровел»

Старшая гр.: Чайковский « Болезнь куклы», « Новая кукла»

Подготовительная группа « Чайковский « Песня жаворонка», Римский- Корсаков « Пляска птиц»

Ребенку предлагается рассказать, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях характера и средств музыкальной выразительности произведений.

.

3. Ребенок после словесной помощи взрослого умеет охарактеризовать музыку, у него имеется эмоционально- оценочное отношение к музыке

3

Если ребенок затрудняется высказаться., педагог помогает ему, объясняя характер музыки. Затем задание повторяется.

2.Эмоциональное отношение к музыке. может ее охарактеризовать псоле словесной помощи взрослого  и опорой на наглядность или моторику.

2

Ребенок рассматривает соответствующие иллюстрации, после прослушивания музыки МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ НА ИЛЛЮСТРАЦИЮ И РАССКАЗАТЬ. Передает через движения характер музыки.

1. Отсутствует интерес к музыке и эмоционально- оценочное отношение к ней.  Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой.

1

Оказывается любая помощь

2. Звуко

высотный слух.

4.Ребенок отличает :

Средняя  гр : кварта(ре-соль)

Старшая: терция ( ми-соль)

Подг.: секунда (фа-соль):

4

М/д игра « Птица и птенчик». Ребенку  наглядно объясняют условия игры, знакомят со звучанием голосов, затем предлагают отвернуться и определить на слух : высокий-низкий –высокий-низкий.

3. Хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи

3

М/д игра « Птица и птенчик». Ребенку  наглядно объясняют условия игры,поясняют , кто каким голосом поет,  знакомят со звучанием голосов, затем предлагают отвернуться и определить на слух : высокий-низкий –высокий-низкий.

2. отличает звуки по высоте после словесной помощи и с опорой на двигательную активность

2

То же, ребенок сам рассаживает птицу и птенчика на ветки.

1. Различает со значительными ошибками указанные соотношения звуков

1

Оказывается любая помощь

3Чувсво ритма

4. Ребенок отлично различаент римические отношения в след. Муз. примерах.

4

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки и каждый из них любит свою музыку. На муз. пример поясняют соотношение музыки и игрушки,даются примеры на ритм . После этого загадывают муз. загадки.

Ср.гр: ♪♪ I  - ♪♪ I –II ;         ♪♪♪♪ I - ♪♪♪♪ I – I  I ;

Ст. гр. I I ♪♪ I -  I I ♪♪ I ;      ♫ I ξ - ♫ I ξ- ;  ♪♫♫♪- ♪♫♫♪

П.гр:     ♪♫♪♫♪♪ !  - ♪♫♪♫♪♪ ! ;♪♫!! - ♪♫!! ;

3.Ребенок хорошо отличает ритмические

отн. муз. звуков после словесной помощи в виде обр. х-ки,м-р -приемов

3

Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку

2.Ребенок отличает выразительные ритм. отношения муз. звуков после оказания словесной и моторной помощи

2

Предлагается еще послушать музыку и прохлопать ее самому. Одноврем енно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется.

1. Различает со значительными ошибками ритм. примеры.

1

Оказывается любая помощь.

4.Динамический слух

4. Отлично различает дин. Отношения муз. звуков :

 

  4

Ребенку показывают неозвученные игрушки-аккордеоны и поясняют, что каждый звучит по –разному.

СР.гр:   ff – f - p

Ст. гр : mf – f –p

П.гр:     ff – fp –pp

3. Хорошо различает дин. Отношения муз. звуков после словесной помощи

 3

Сначала показываются аккордеоны и поясняется как звучит каждый, потом задание повтрояется.

2. различает дин. Отношения муз. звуков после словесной  и моторной помощи

 2

Ребенок играет любые звуки на детском аккордеоне в соответствии с предлагаемыми дин. Оттенками. Одновременно характеризуется сила звучания. Задание повторяется.

1. Не различает правильно указанные выше отношения муз. звуков

1

Оказывается любая помощь

5.Тембровый слух

4. Отлично различает тембровые свойства муз. звучания след. инстру-ментов :

Ср.гр :1.м-ф-  2. к-к-3. тр-к

Ст.гр: 1. Д-ра2. Кс-н 3. ц-ры 4. Фл. 5, Аккордеон

П.гр: 1.Д-ра 2 Кл-т 3 Ф-та

4.Ц-ры  5 М-на 6 Аккорд.

7 Триола

4

Ребенку показывают, называют муз. инструменты, играют на них, такие же инструменты лежат за ширмой.

Предлагаются музыкальные загадки, ребенок должен послушать, а затем посмотреть и показать интсрумент. :

Ср.гр – 2-1-3-   Ст.гр: 5-2-3-4-1  П гр:1-2-7-6-5-3-4

3. различает тембровые свойства муз. звучания инструментов после словесной помощи.

3

Слушаем два раза, одновременно дается характеристика звучания. Задание повторяется.

2. различает тембровые свойства муз. звучания инструментов после словесной  и моторной помощи

2

То же,  + ребенок может сам поиграть на инструменте. Задание повторяется

1. Чаще не различает, чем различает тембры инструментов.

1

Оказывается любая помощь.

6репродукт.

Перцептивное муз. мышление.

4.Быстро и правильно определяет жанр м.пр.  и эмоционально рассказывает о его характере:

Ср.гр: плясовая-колыб.

Ст.гр: к-м-плясовая

П.гр: п-т-марш

4

Предлагают послушать муз. пьесы, опр.жанр, рассказать о х-ре и показать через движения под музыку.

П.гр - Ч-кий. «Марш д.с.», « Неаполит. песенка»,

  Глинка « Д. полька»

3. Правильно дает жанр. Х-ку муз.пр. и эмоц. Рассказ. Об общем х-ре музыки после словесной помощи.

3

Наводящие вопросы. Задание повторяется.

2. Правильно дает жанр. х-ку муз.пр. и эмоц. рассказ. Об общем х-ре музыки после словесной  и моторной помощи.

2

Взрослый предлагает ребенку под музыку петь, танцевать или маршировать. Задание повторяется.

1. Чаще не определяет жанры, чем определяет

1

Оказывается любая помощь

6б.

Прод.

Творч.

Мышл.

4. Свободно сочиняет и исп. ориг. песню или танец, или марш. Можно на м-фоне.

4

Педагог предлагает сочинить свою песню или танец или марш по желанию.

3. Сочиняет или исп. песню (танец, марш) после словесной помощи.

3

Оказывается элементарная словесная помощь, задание повторяется.

2. Сочиняет или исп. песню (танец, марш) после словесной и моторной  помощи

2

Предлагается образец в исполнении взрослого. Задание повторяется

1. Ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки

1

Оказывается любая помощь

7. Музыкальная

память

4.Самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию.

Ср.гр: «Зима» Карасева

Ст.гр: р.н.м.»Как у наших»

П.гр: рнм « Ах вы, сени»

4

Ребенку предлагается прослушать 2 такта незнакомой песни два раза: со словами и мелодию

Затем ребенку предлагается воспроизвести.

3.Правильно воспроизводит песню или мелодию после элементарной словесной помощи

3

Дается небольшая словесная помощь. Задание повторяется.

2.Правильно воспроизводит песню или мелодию после элементарной словесной  и моторной помощи

2

Пропевает со взрослым 2-4- такта песни, потом проигрывается мелодия на ф-но. Задание повторяется.

1.Ребенок не может правильно воспроизвести мелодию

1

Оказывается любая помощь

Для диагностирования детей я взяла за основу экспресс –анализ и оценка детской деятельности под редакцией О.А. Сафроновой и немного  ее видоизменила, заменив  оптимальный уровень на высокий, средний и низкий оставила в неизменном виде.

Таблица 2.

Диагностика Синтез искусств

уровень

Узнает произведение

Определяет жанр прослушанного произведения  и инструмент

Определяет общее настроение, характер музыкального произведения

Различает части музыкального произведения

Умеет выразительно двигаться в соответствии с характером музыки; передавать несложный ритмический рисунок

Умеет выполнять определенные танцевальные движения

Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

Исполняет сольно и в подгруппе несложные этюды на предложенные произведения

в

с

н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...