«Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Набиуллина Алина Рашитовна

Выступление перед коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupenie_na_gmo_nabiullinoy_a_r.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественной литературы

в речевом развитии дошкольников 4-5 лет»

Набиуллина А.Р.

Воспитатель МАДОУ детский сад № 4

Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

И проблема приобщения дошкольников к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников: телевидение, Интернет, гаджеты. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Фольклор так же имеет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

А сейчас, хотелось бы подобнее рассказать о нашей систематической работе по данной теме.

Приобщение к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-пространственной развивающей среды. Книжный центр привлекает интерес и внимание дошкольников, располагает ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой, ведь в нем он должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. 

Красочно оформлена зона по ознакомлению с родным краем. Здесь можно познакомиться с культурой, традициями и обычаями татарского, башкирского, русского народов. В этом уголке подобрана вся необходимая литература, справочники, альбомы, имеются предметы старины, карты.

А также в группе организована театральная зона, где можно попробовать себя в том или ином образе, совершенствуя при этом художественно-речевые, исполнительские навыки. В нашем саду есть традиция проводить «Театральные пятницы». Здесь работа ведется в 3 этапа:

I этап – идет знакомство с художественным текстом;

II этап – идет работа над образом героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся не сложные атрибуты, костюмы, декорации, маски – шапочки;

III этап – показ подготовленной инсценировки.

Традиционно в марте проходит театральный фестиваль «Что за прелесть эти сказки».

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране выступления записываем на видео и выкладываем для родителей в социальной сети ВК.

Данная традиция способствует нравственному воспитанию, создает условия для развития у ребят эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Кроме этого, работая в соответствии с комплексно-тематическим планированием каждую неделю оформляются «Тематические полочки». Подбирается необходимая художественная, познавательная литература, картинки, атрибуты. С детьми разучиваем стихи,  читаем произведения по теме недели. А также вместе с воспитанниками создаем рукописные книги, где они сами сочиняют, придумывают рассказы. Для родителей готовим консультации, подборку игр, рекомендации по чтению художественной литературы по данной теме.

В рамках приобщения к художественной литературе в нашем детском саду проводятся различные смотры-конкурсы «Книги своими руками». Книги создаются совместно с родителями, где проявляют творчество и фантазию. Традицией стало создание книг в подарок Деду Морозу. Составление книг с рассказами  о маме и папе к праздникам 8 марта и 23 февраля. В этом году к Юбилею детского сада родители совместно с детьми составляли рассказы о детском саде, и затем мы создали книгу «Наш любимый детский сад». В процессе создания книги дошкольники знакомятся с составными частями книги: обложкой, страницей, текстом, иллюстрацией.

А также, традицией стало проводить литературные конкурсы, приуроченные к юбилею писателей. В конкурсе могут участвовать и дети, и родители.

Таким образом, роль художественной литературы в речевом развитии неоценима. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного литературного языка.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...