Картотека дидактических игр для первой младшей группы.
картотека (младшая группа)

Черныш Татьяна Феодосиевна

Картотека дидактических игр для первой младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для первой младшей группы.

1.Дидактическая игра «Ёлочка»

Цель: формирование у детей умения различать основные цвета: красный,

жёлтый, зелёный и синий, развивать мелкую моторику рук.

Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение:

Скоро-скоро Новый год -

Праздник к нам с тобой придёт.

Гости к нам уже спешат,

Чтоб порадовать ребят.

Кто-то из лесу спешит,

За окном уже шуршит. (Прислушиваются)

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью. (Ёлка.)

(Воспитатель показывает заготовку ёлочки)

- Какая красивая Ёлочка к нам пришла!

- Ребята, пока ёлочка шла к нам в гости, она потеряла иголочки. Давайте ей

сделаем новые иголочки. Из чего мы можем сделать ей иголочки? (Варианты

детей)

(Воспитатель достает ведерки с прищепками зелёного, желтого, красного и

синего цвета).

- А что у меня в ведерках? (Прищепки)

- Давайте мы ей сделаем иголочки из прищепок.

- Какого цвета наша Ёлочка? (Зелёного)

- А какого цвета сделаем иголочки? (Зелёного)

(Дети выбирают ведерко с зелеными прищепками, если они ошибаются, то

воспитатель их поправляет, затем они крепят прищепки на ёлочку)

2.Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко»

Цель: формирование у детей умения различать основные цвета: красный,

жёлтый, зелёный и синий,

Материал: пёрышки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.

Ход игры:

Перед детьми магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста.

Рядом на столике лежат перья для хвоста четырёх основных цветов: красное,

жёлтое, зелёное, синее.

Воспитатель показывает детям изображение петуха с ярким пышным хвостом.

Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит

малышей подарить ему пёрышки: красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает).

"Вначале пёрышко подарю я, - говорит воспитатель. -Петушок, какое пёрышко

тебе подарить?" "Красное" - отвечает петушок. Воспитатель находит красное

пёрышко. "Пусть Оля подарит мне зелёное пёрышко", - просит петушок. Если

ребёнок ошибается, петушок кукарекает: "Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу

перо зелёное!" (так продолжается до конца игры) В заключение дети любуется

красивым петушиным хвостом. "Красивый у меня хвост!" - радуется петушок.

"Очень-очень красивый!" - подтверждают дети и воспитатель. "Петушок

доволен, - говорит воспитатель, - послушайте про него стихотворение:

"Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: "Здравствуй!" На ногах его

сапожки, На ушах висят серёжки, На головке - гребешок, Вот какой он,

петушок!" (Г.Бойко. «Петух»)

3.Дидактическая игра "Ёжики"

Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать

мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.

Материал: ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого),

прищепки тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель читает детям сказку "Не хочу носить колючки! " и показывает им

ёжиков.

"Не хочу носить колючки! "

Все знают, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится, но что

поделать: таким уж он уродился. Как надел свой колючий кафтанчик, так и

ходит в нем зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только

жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в

догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют бельчонка, и друг уже

обижается. А ведь ежик ни в чем не виноват!

Или бежит он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их

потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном

костюме. Да мало ли еще чего… Потому-то однажды и случилась эта история:

надоело ежику колючки на себе носить.

– Не хочу быть колючим! – сказал малыш. Сбросил он свой кафтанчик, спрятал

его в самый дальний уголок норки – и пошел гулять без иголок.

Идет ежик по тропинке, радуется: как хорошо гулять без колючек. Травинки

гладят его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не норовят

зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше,

сорвать и на спину положить, да только ничего у него не получилось. Раньше

грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает.

– Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибочком попозже.

Долго он бегал по лесу и все не мог нарадоваться: как же здорово ему теперь

живется! Только вдруг показалось ежонку, что мелькнул за деревьями рыжий

хвост.

– Лиса! – испугался малыш и тут же свернулся в клубочек. – Пусть теперь

попробует подойти – я ее мигом колючками…

И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и некому теперь защитить

маленького зверька от коварной и злой лисы.

– Ай-яй-яй! Что же я наделал? – заплакал ежонок и побежал поскорее в свой

домик прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда очутился в норке, надел

свой колючий кафтанчик – и сразу успокоился.

– Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал малыш. – А друзья мои на меня

обижаться не будут – они же друзья!

Так ежик понял, что очень любит свои колючки и больше не хочет с ними

расставаться.

Непослушные зверята перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться

для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ёжикам подобрать для них

иголки по цвету их ножек.

(Дети прикрепляют прищепки к ёжикам)

4.Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: закрепление умения детей называть овощи и их цвет; развивать

зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи (огурец, помидор, капуста, перец зелёный и жёлтый)

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка»

овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек,

найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

5.Дидактическая игра «Подбери кукле чашку»

Цель: закрепление знания цветов (желтый, синий, зелёный, красный), развивать

мелкую моторику рук.

Материал: куклы четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого),

кружки тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что куклы перепутали чашки.

Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе

куклу и путём выбора кружки из четырёх предложенных цветов выбирает

нужную кружку под цвет платья куклы.

Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому

ребёнку

- какое платье у твоей куклы? (красное)

- какие ты кружку тебе нужно взять для куклы? (красную)

- а у твоей куклы, какое платье?

- значит ты какую кружку возьмешь? и т.д

И так с каждым ребёнком, на такие вопросы во время игры занятия уходит не

более 2 мин., поэтому педагог постоянно должен вести диалог.

6. Дидактическая игра «Угадай, что делать»

Цель: Воспитание у детей умения соотносить характер своих действий со звучанием бубна.

Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Подготовительная

работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко

звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат

руки на коленях.

7. Дидактическая игра «Где позвонили?»

Цель: Воспитание у детей умения определять направление звука. Развитие направленности

слухового внимания. Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход игры:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в

центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает

кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая

глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет

правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто

позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он

отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

8.Дидактическая игра «Бабочка, лети!»

Цель: Развитие длительного, непрерывного ротового выдоха у детей.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек.

К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на

расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так,

чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые

бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим,

могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы

подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному

возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

9. Дидактическая игра «Пускание корабликов»

Цель: Развитие умения у каждого ребенка длительно произносить звук ф на

одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе.

Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные

кораблики.

Ход игры:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с

водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук

ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в

другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался,

нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф.

Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик

при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует

ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному

месту.)

10. Дидактическая игра «Громко - тихо»

Цель: Развитие умения у детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание

умения менять силу голоса. Подготовительная работа. Педагог подбирает

парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и

маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход игры:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она

подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети

громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина

сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо

произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте

внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не

ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично

обыгрываются остальные игрушки.

11.Дидактическая игра «Длинный – короткий»

Цель: Продолжение развивать сенсорные способности малышей, уметь различать

предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее -

короче», развивать воображение, мышление.

Ход игры:

Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом

детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета.

Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

12.Дидактическая игра «Вкладыши»

Цель: Умение выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат,

треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает

геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять

в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг,

квадрат, треугольник.

13.Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Развитие первых математических способностей, развивать внимание

мышление, умение различать цвет предметов.

Ход игры:

Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске

картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по

показу найти и прикрепить такие же картинки.

14.Дидактическая игра «Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: Продолжение развития мелкой мускулатуры кисти рук, закреплять знание

цвета, развивать внимание, воображение.

Ход игры:

Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята

размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а

потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в

результативную активность.

15.Дидактическая игра «Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжение развития умения различать геометрические фигуры по

величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать

основные цвета.

Ход игры:

Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических

фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать

сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно

вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг

желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение

фантазии воспитателя.

16.Дидактическая игра «Покажи такую же»

Цель: Продолжение закрепления умения находить нужную геометрическую

фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь

умение называть цвет фигуры.

Ход игры:

Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в

гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит

рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает

фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит

показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в первой младшей группе.

Картотека дидактических игр в первой младшей группе....

Картотека дидактических игр в первой младшей группе

Картотека дидактических игр в первой младшей группе...

Картотека дидактических игр в первой младшей группе.

Картотека дидактических игр в 1 младшей группе.Сентябрь1 неделя Детский сад.                                  ...

Картотека дидактических игр в первой младшей группе.

Картотека дидактических игр    в первой младшей группе. Карточка №1      Дидактическая игра «Ёлочка»Цель: формировать у дете...

Картотека дидактических игр в первой младшей группе

Дидактические игры для малышей в помощь родителям и воспитателям...