Семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»
статья (подготовительная группа)

Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе
(из опыта работы воспитателя)
 
Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с окружающим миром, а также необходимых процессов саморазвития и социализации. Одним из таких механизмов является распределение в малые группы. 
 
Малая группа – вид социальных групп, с установленными нормами поведения, межличностными контактами, сопровождающийся специфическими эмоциональными отношениями и поведенческими нормами.
 
Объединение в малые группы может происходить, как спонтанно, так и с помощью целенаправленного создания педагогом специальной развивающей среды, в которой ребенок будет учиться уважению к личности другого человека, доброжелательности, креативности, стремиться развивать самостоятельность, интеллектуальную и практическую сферу жизни. В процессе взаимодействия с другими в таких малых группах (или микро группах  создаются возможности для сравнения своих навыков и умений и результатов со знаниями и результатами действий других детей, а значит происходит формирование адекватной самооценки и собственного опыта. 
Наиболее ранней группой социальной организации малых групп является группа детского сада, где ребенок впервые вступает в социальные отношения с другими детьми и учится взаимодействию с ними.
Формирование малых групп происходит с помощью социо-игровых технологий, которые подразумевают под собой занятия с детьми в формате игры, где дети получают возможность обмениваться собственным опытом, знаниям и получать поддержку от своих сверстников. 
В младшем дошкольном возрасте для продуктивного общения является оптимальным объединение детей в группы по 2-3 человека, в старшем – по 5-6 человек.
В процессе деления на малые группы перед педагогом ставится задача в помощи детям научиться взаимодействию с другими людьми, развитию познавательного интереса, самостоятельности, а также просто в возможности сделать образовательный процесс более легким и доступным для детского восприятия.
Само деление на группы может быть очень разнообразным и зависеть от фантазии педагога, его опыта, количества детей и их умении договариваться друг с другом и воспринимать предлагаемую информацию. 
Несколько способов деления на группы:
1) По движению, слову или действию.
- предложить детям назвать по очереди цвета и тем, кто назвал один цвет собраться в группу
- то же самое с названием транспорта, животных, растений, времен года
-  вспоминать или придумывать движения и повторять их в предложенном порядке
 
2)По жизненным ситуациям.
- дети собираются в группы с теми, с кем рядом живут
- с кем сидят за обеденным столом 
- с кем спят рядом в детском саду
 
3)По предметам, объединенным одним признаком.
Каждому ребенку выдается по одному предмету. Задача состоит в том, чтобы найти у другого предмет, соответствующий и подходящий его собственному.
 
4)Объединение посредством образования пар.
Каждому ребенку дается индивидуальное задание, после выполнения которого ему необходимо найти в пару друга, с которым он мог бы объединить результаты этого задания, после чего данная пара находит себе еще одну пару, и так вплоть до образования малой группы, способной дальше выполнять задания педагога.
Возможные варианты заданий:
-придумать предложение и найти, с кем можно его объединить
-сделать аппликацию, рисунок или поделку
-составить рассказ про любимую игрушку, книгу, время года и т.д.
 
5)Деление на «первый-второй». 
 
6)Деление по признаку( по росту, цвету глаз, по первой букве имени, по составу семьи и т.д.)
 
7)Игра «Цепочка». Ведущий выбирает количество детей по количеству команд, после этого каждый ребенок выбирает первых участников команд, те, в свою очередь, выбирают вторых и т.д.
 
8) «Разрезанная открытка». Педагог берет несколько открыток, разрезает их на несколько частей и выдает их каждому ребенку, после чего дети должны попытаться отыскать товарищей, у которых есть недостающие фрагменты открытки и собрать ее.
 
Главной задачей педагога в процессе формирования малых групп и проведения занятий с детьми является создание условий для свободного проявления желаний ребенка. Не нужно пытаться навязывать детям свое мнение и указывать, как правильно себя вести. Чтобы в группе соблюдался порядок необходимо изначально обговорить с детьми правила поведения, которые будут соблюдаться всеми, в том числе педагогом. Вместо того, чтобы одергивать детей указаниями: «Соблюдайте тишину», нужно просто объяснить, что громкое поведение может помешать другим детям заниматься. В таком случае ребенок уже с малых лет начнет приучаться уважать интересы других людей. 
Также нельзя требовать от детей обязательного верного исполнения задания и ждать от каждого результат. Педагог не должен лишать ребенка возможности совершить ошибку и учиться на собственном опыте, скорей наоборот, взрослому необходимо дать понять малышу, что ошибаться и проигрывать– это нормально, и воспринимать это нужно, как опыт, из которого надо извлекать урок.
Работая даже с малышами, я поняла, что непосредственная образовательная   деятельность обязательно должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Очень важны равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.
Все это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.
Опыт показал, что могут возникать определенные проблемы в работе малых групп:
конфликт
неготовность к компромиссу и сотрудничеству
неготовность слушать 
В каждом конкретном случае инициативу нужно взять на себя в разрешении конфликта. Важно   напомнить детям о правилах работы в группах:
один за всех и все за одного;
когда работаешь сам, не мешай другим;
справился сам, помоги другу;
главное не бояться доказывать свою правоту;
умей принять помощь.
В моей практике применение методик работы с малыми группами способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, умение договариваться, ответственность.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Тема: Технологии организации взаимодействия дошкольников в малой группе

(из опыта работы воспитателя)

Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с окружающим миром, а также необходимых процессов саморазвития и социализации. Одним из таких механизмов является распределение в малые группы.

Малая группа – вид социальных групп, с установленными нормами поведения, межличностными контактами, сопровождающийся специфическими эмоциональными отношениями и поведенческими нормами.


Объединение в малые группы может происходить, как спонтанно, так и с помощью целенаправленного создания педагогом специальной развивающей среды, в которой ребенок будет учиться уважению к личности другого человека, доброжелательности, креативности, стремиться развивать самостоятельность, интеллектуальную и практическую сферу жизни. В процессе взаимодействия с другими в таких малых группах (или микро группах  создаются возможности для сравнения своих навыков и умений и результатов со знаниями и результатами действий других детей, а значит происходит формирование адекватной самооценки и собственного опыта.
Наиболее ранней группой социальной организации малых групп является группа детского сада, где ребенок впервые вступает в социальные отношения с другими детьми и учится взаимодействию с ними.
Формирование малых групп происходит с помощью социо-игровых технологий, которые подразумевают под собой занятия с детьми в формате игры, где дети получают возможность обмениваться собственным опытом, знаниям и получать поддержку от своих сверстников.
В младшем дошкольном возрасте для продуктивного общения является оптимальным объединение детей в группы по 2-3 человека, в старшем – по 5-6 человек.
В процессе деления на малые группы перед педагогом ставится задача в помощи детям научиться взаимодействию с другими людьми, развитию познавательного интереса, самостоятельности, а также просто в возможности сделать образовательный процесс более легким и доступным для детского восприятия.
Само деление на группы может быть очень разнообразным и зависеть от фантазии педагога, его опыта, количества детей и их умении договариваться друг с другом и воспринимать предлагаемую информацию.
Несколько способов деления на группы:
1) По движению, слову или действию.
- предложить детям назвать по очереди цвета и тем, кто назвал один цвет собраться в группу
- то же самое с названием транспорта, животных, растений, времен года
-  вспоминать или придумывать движения и повторять их в предложенном порядке

2)
По жизненным ситуациям.
- дети собираются в группы с теми, с кем рядом живут
- с кем сидят за обеденным столом
- с кем спят рядом в детском саду

3)
По предметам, объединенным одним признаком.
Каждому ребенку выдается по одному предмету. Задача состоит в том, чтобы найти у другого предмет, соответствующий и подходящий его собственному.

4)
Объединение посредством образования пар.
Каждому ребенку дается индивидуальное задание, после выполнения которого ему необходимо найти в пару друга, с которым он мог бы объединить результаты этого задания, после чего данная пара находит себе еще одну пару, и так вплоть до образования малой группы, способной дальше выполнять задания педагога.
Возможные варианты заданий:
-придумать предложение и найти, с кем можно его объединить
-сделать аппликацию, рисунок или поделку
-составить рассказ про любимую игрушку, книгу, время года и т.д.

5)
Деление на «первый-второй». 

6)
Деление по признаку( по росту, цвету глаз, по первой букве имени, по составу семьи и т.д.)

7)
Игра «Цепочка». Ведущий выбирает количество детей по количеству команд, после этого каждый ребенок выбирает первых участников команд, те, в свою очередь, выбирают вторых и т.д.

8)
«Разрезанная открытка». Педагог берет несколько открыток, разрезает их на несколько частей и выдает их каждому ребенку, после чего дети должны попытаться отыскать товарищей, у которых есть недостающие фрагменты открытки и собрать ее.

Главной задачей педагога в процессе формирования малых групп и проведения занятий с детьми является создание условий для свободного проявления желаний ребенка. Не нужно пытаться навязывать детям свое мнение и указывать, как правильно себя вести. Чтобы в группе соблюдался порядок необходимо изначально обговорить с детьми правила поведения, которые будут соблюдаться всеми, в том числе педагогом. Вместо того, чтобы одергивать детей указаниями: «Соблюдайте тишину», нужно просто объяснить, что громкое поведение может помешать другим детям заниматься. В таком случае ребенок уже с малых лет начнет приучаться уважать интересы других людей.
Также нельзя требовать от детей обязательного верного исполнения задания и ждать от каждого результат. Педагог не должен лишать ребенка возможности совершить ошибку и учиться на собственном опыте, скорей наоборот, взрослому необходимо дать понять малышу, что ошибаться и проигрывать– это нормально, и воспринимать это нужно, как опыт, из которого надо извлекать урок.

Работая даже с малышами, я поняла, что непосредственная образовательная   деятельность обязательно должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Очень важны равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.

Все это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.

Опыт показал, что могут возникать определенные проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу нужно взять на себя в разрешении конфликта. Важно   напомнить детям о правилах работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение методик работы с малыми группами способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, умение договариваться, ответственность.

Список литературы

1.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками

2. Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»Консультация для педагогов

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...

семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

семинар «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования

В настояшее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу иновационные технологии....

Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования

в статье рассказывается о современных технологиях в дошкольном образовании, о требованиях к технологиям....