Консультация для воспитателей
материал (младшая группа)

Захряпина Юлия Рафиковна

"Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_emotsional.blag_.detey_.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

« Эмоциональное благополучие детей

в младшей группе детского сада»                                                                

Цель: Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их  .

Дети раннего возраста - очаровательные существа, деятельные, любопытные, ласковые, искренние и забавные. Когда они здоровы, им хорошо и спокойно, они развиваются быстро и естественно. Что для этого нужно? Прежде всего, обеспечить малышам внутреннее эмоциональное благополучие.

Я знаю это не понаслышке, а из собственного личного опыта, ведь прежде всего я мама,  потом уже педагог, работающий в большом детском садике с детьми раннего возраста. Малыши поступают к нам примерно с двух лет. Работая с ними, я убедилась, что самым сложным периодом как для меня педагога, так и родителей, и детей является адаптация, а именно прощание с мамой в первые дни посещения.

Детский сад-это совершенно новый этап в жизни каждого ребёнка, первый опыт коллективного общения, первое расставание с мамой надолго, режим и дисциплина, другая пища и наконец, чужая «тетя». Это и эмоциональный, и психологический стресс для маленького человечка, ему сложно принять что-то неизведанное для себя: незнакомое «большое» помещение, неизвестных чужих людей, новые игрушки и другие правила жизни. Поэтому обычной реакцией на детский сад у большинства малышей является плач: кто-то начинает капризничать уже перед входом в детсад, кто-то легко входит в группу, но плачет вечером дома, а кто-то с интересом ходит несколько дней, а потом начинает капризничать. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Чтобы помочь детям легче расставаться с родителями, я для себя установили обязательное правило утренних и вечерних бесед с родителями, из которых можно сделать для себя выводы о семейных отношения, о микроклимате в семье и отношении в семье к ребенку. Это очень помогает наладить контакт с малышом и, что немало важно с родителями. Затем я постоянно обнимаю, поглаживаю, беру на руки деток - если они не против и постепенно приучаю их к «обнимашкам». Делаю все, чтобы деткам было уютно и комфортно, а разлука с родителями не казалась столь невыносимой. Стараюсь обеспечить детям защиту, эмоциональное благополучие, интересную, содержательную и наполненную радостью жизнь в детском саду. Действуя в одной связке с родителями, я прикладываем все усилия для того, чтобы адаптационный период для малышей в нашем саду был максимально легким и благополучным.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, занавески на окнах, правильно расположенная мебель, игрушки, выделенные зоны. Желательно иметь в группе место, где малыш может поиграть один. В доступе должны быть настольные игры, карандаши, фломастеры и бумага. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Мы с детками рисуем почти каждый день, раскраски для малышей находятся в доступном месте и они имеют возможность выбрать для рисования то, что они хотят и это вызывает у деток чувство удовлетворения. Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Наши дети очень любят играть с мячом, в кегли - мы очень часто играем и радуемся вместе.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-х недель до 2-3 месяцев). Если ребенка до прихода в детский сад сам почти не кушал, то я не тороплю его, но и не удерживаю от желания самому держать ложку и кушать, подбадриваю его, хвалю, «Какой он молодец, сам кушает». И, вы знаете, все детки очень быстро привыкают и учатся кушать самостоятельно. Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает его. Не дает возможности расслабиться и уснуть. Если ребенок привык, что мама сидит рядом, когда он засыпает, я обязательно рядом посидим, если надо взять на руки и покачать, покачаю. Такая простая вещь, как любимая игрушка, любимый плед, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, становится для малыша символом и частичкой дома. Мы постарались в своей спальне создать идеально комфортные домашние условия: с детьми вместе решали, что рисовать на стенах, сейчас со стен на детей смотрят добрые сонные совы. А «Сонные стихи», без которых детки не хотят засыпать делают своё дело и мы засыпаем очень быстро и хорошо, и спим крепко и долго. Просыпаемся мы точно ангелы, добрые, ласковые, спокойные, переодеваемся и все дружно идем в спальню раскладывать пижамки, этот процесс доставляет детям огромное удовольствие, всё происходит в стиле игры: «Чья пижама? Где кроватка?» Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких. У нас в группе есть дежурный телефон, и каждый ребенок может «позвонить» маме или папе и узнать, как далеко они находятся и когда приедут. Самое интересное, что у детей настолько развита фантазия, что разговаривая по неработающему телефону, имитируют разговор, и потом говорят: «Мама скоро придет!»

В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке и пребыванию в детском саду.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.  

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Саранск

«Детский сад №66»

Консультация на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ»

/младшая группа/

 

    Воспитатель:

Захряпина Ю.Р.

Саранск 2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...