Проект "Осень-золотая"
проект

Азизова Шахла Агабей кызы

Проект "Осень-золотая" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx627.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город Детства»

Среднесрочный проект «Осень -золотая»в подготовительной группе «Капелька»

 Выполнила:   Азизова Ш.А

Дрожжино 2020г.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительная группа № «Капелька»

Актуальность темы: в условиях образовательного процесса в МАДОУ

укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное

отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной

деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и

творческих способностей детей.

Задачи:

 обобщить и систематизировать представления детей об осенних

изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

 расширить представления детей о многообразии и пользе осенних

даров природы;

 развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразие его красок и форм через наблюдения во время

прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

 расширять и активизировать речевой запас детей на основе

углубления представлений об окружающем;

 развивать способность применять сформированные умения и навыки

связной речи в различных ситуациях общения;

 способствовать развитию памяти, восприятия;

 воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

o закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и

дарах;

o расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления

и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе

знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней

тематики;

o применение сформированных навыков связной речи в различных

ситуациях общения;

o отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в

различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной,

умственной, игровой);

o заинтересованность и активное участие родителей в образовательном

процессе детского сада.

Этапы осуществления проекта:

 Подготовительный этап.

 Основной этап.

 Заключительный этап.

Подготовительный этап.

 составление плана совместной работы с детьми, родителями;

 разработка конспектов ОД;

 подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;

 подбор художественного материала;

 оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

 беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном

отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап.

План мероприятий по реализации проекта:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное

развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов

овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и

открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

 «Осенний лес. Дары леса»

 «Приметы осени»

 «В гости к осени»

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья»,

«Что мы знаем о лесе.»

«Осень. Что я знаю об осени.»

«Приметы поздней осени»

Цикл наблюдений:

 за погодой

 за деревьями

 за солнцем

 за небом и осадками

 за сезонными изменениями

 за изморозью и инеем

за птицами

 за ветром (внешние проявления ветра)

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

 «Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ

или фрукт?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевоеразвитие:

Рассматривание иллюстраций об осени, составление

описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок

(И.Пивоварова «Осенний клад», М.Ходякова «Осень»).

Словесные игры:

«Осенние деревья», «Подбери действие», «Опиши

словами осень!», «Осень в лесу», «Один – много»,

«Вспомни – назови», «Будь внимательным».

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

 А.К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный

сад»

Алябьев сказка «Как небо собирается в гости к

Земле»

 А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

 А. Плещеев «Скучная картина»

 К. Бальмонт «Осень»

 Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

 А. Ерикеев «Наступила осень

 В. Бианки «Синичкин календарь»

 З. Федоровская «Осень»

 К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально –коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный

мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»,

«Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры – драматизации:

«Репка»,

«Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме».

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

 сбор природного материала на прогулке (сбор

шишек, семян, листочков для гербария)

 подготовка клумбы группового участка к зиме

 уборка мусора с участка – ветки, бумажки,

камни.

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие

деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно –эстетическое развитие

Аппликация:

 «Осенние картины»

«Разноцветный лес»

Рисование:

 «Ветка рябины»

 «Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

«Что нам осень подарила»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Деревья осенью»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное — несъедобное!»

«Осенние листочки»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Физкультминутки:

«Клён»

«Листопад»

«Грибы»:

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

«Осенние листья»

Заключительный этап.

Продукт проектной деятельности или итоговое мероприятие:

 работы детей на тему «Осень»;

 выставка совместных работ

Приложение 1

Познавательное развитие

Беседа с детьми об осени.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать

у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между

наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой

воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и

приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к

растениям и животным.

Ход:

Загадать детям загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь елочек и сосен.

Кто я, дети? … (осень)

- Какое сейчас время года?

- Назовите признаки осени. (солнце светит реже, и не греет, день

становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло

одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся

разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и

др.)

- Почему происходят эти изменения в природе? (солнце меньше светит и

не греет)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сентябрь - первый осенний месяц. Это бархатный месяц,

румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом,

рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.)

- Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему?

- Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц

молодого звонкого льда) Почему?

- Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме)

- Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки

нагнутся и сломаются)

- Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять

голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а

животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в

воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья, людям и

животным нечем будет дышать.)

- Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все

насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под

листочки, нечего есть)

- Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они

питаются только насекомыми)

- Какие улетают чуть попозже? Почему? (журавли, грачи и кукушки, т.к.

остался корм: зерна, плоды, ягоды)

- Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока

водоемы не замерзли, корма им хватает.)

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)

- Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие)

- Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку,

делают запасы, меняют шубы)

- Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов

убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для

домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают

озимые хлеба- рожь и пшеницу.)

- Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая,

багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная,

пёстрая)

- Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про

осень.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

- Какие стихи про осень вы знаете? ( А.С. Пушкин «Уж небо осенью

дышало..») (дети читают знакомые стихи об осени)

Приложение 2

Цикл наблюдений

1. Наблюдение за погодой

Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать

наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома

Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли,

небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди

со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонкохрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играетноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

2. Наблюдение за деревьями

Цели: уточнить строение деревьев;

развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть

почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в

покое.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

3. За солнцем

Цели: расширить знания о солнце в ноябре.

Ход наблюдения: Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается

невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с

детьми, почему так говорят).

Загадка: Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это… (солнце)

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе

прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе,

лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

4. Наблюдение за небом и осадками.

Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения: Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со

снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

5.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

 формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня,

пребывание ночи);

 закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения

Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.

А. Исаковской

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на

мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки

деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце

выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

Воспитатель задает детям вопросы.

 Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

 Почему?

Попробуйте отгадать загадку.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

6. Наблюдение за изморозью и инеем.

Цели: расширить знания о явлениях неживой природы;

развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на

земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на

земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это

кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за

термометром).

Загадка: В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает.

(Иней)

7. Наблюдение за птицами.

Цели: развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения:

Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к

кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить,

как можно помочь.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

8. Наблюдение за ветром (внешние проявления ветра)

Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду

по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать

наблюдательность.

Ход наблюдения:

Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить

направление ветра.

Шарики воздушные,

Ветерку послушные!

Ветер дунул и летят.

Пусть летят, куда хотят!

Приложение 3

Речевое развитие

Приложение 4

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

 Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или

овощ, правильно называть его цвет,развиватьвнимание,память,устную

речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

 Я-чудесный мешочек,

 Всем ребятам я — дружочек.

 Очень хочется мне знать,

 Как вы любите играть.

 Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее

по очереди берут из мешочка предмет,на ощупь определяют,что это,

называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы

«Овощи», «Фрукты».

«Узнай по описанию»

(попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об

овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в

чай» (Лимон).

"Отгадай загадку — нарисуй отгадку"

Участникам игры предлагают отгадать загадки. Задача усложняется тем,

что надо не только назвать, но и нарисовать отгадку.

Приложение 5

Физическое развитие

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)