картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию. старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Тиссен Елена Юрьевна

Картотека дидактических игр

по социально - коммуникативному развитию

для детей старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по социально - коммуникативному развитию

для детей старшей группы

Игра «Собери фигуру»

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Оснащение: настольно-печатная игра «Собери фигуру»

Ход:

Дети собирают из частей фигурки человечков  — мальчиков и девочек (фигурки можно взять из журналов, книг). Картинка разрезана таким образом, чтобы на ней четко прослеживалась определенная часть тела. Воспитатель. Чем мальчики и девочки похожи внешне?

Дети. У них есть ноги, руки, туловище, голова.

Воспитатель. Сколько у человека рук? А сколько ног?

Дети. Две руки, две ноги.

Воспитатель. А сколько у человека ушей, глаз, щек, губ?

Дети отвечают. А чего у нас много?

Дети. Волос, зубов.

Воспитатель. Молодцы! А что у человека располагается на голове?

Дети. Уши, нос, рот.

Воспитатель. Правильно, ребята, на голове расположены уши, нос, рот, при помощи которых мы слышим, осязаем, говорим. Пусть встанут те, у кого голубые (карие, зеленые) глаза. Посчитайте, сколько у нас в группе детей с голубыми (карими, зелеными) глазами. Запишите это на третьей странице нашего дневника.

Дети выполняют задание. Пусть встанут те, у кого светлые (темные, рыжие) волосы. Посчитайте, сколько у нас ребят со светлыми (темными, рыжими) волосами. Запишите это на той же странице.

Дети выполняют задание. Встаньте те, у кого прямые (кудрявые) волосы. Посчитаем и запишем в дневнике, сколько у нас в группе детей с прямыми и кудрявыми волосами.

Дети выполняют задание. А теперь пусть встанут те, у кого длинные волосы. Дети выполняют задание. Кто обычно носит длинные волосы?

Дети. Девочки.

Воспитатель. Правильно, ребята, длинные волосы  носят девочки, они их заплетают в косы, украшают заколками, бантами. А у кого из девочек нашей группы самые длинные волосы?

Дети отвечают. Ответы детей записываются на третьей странице дневника группы. Но у девочек могут быть и короткие волосы. Встаньте те девочки, у кого короткие волосы. О том, сколько у нас в группе девочек с короткими волосами, мы запишем на этой же странице. Ребята, а у наших мальчиков какие волосы?

Дети. Короткие.

Воспитатель. Правильно, ребята, мальчикам обычно стригут волосы, у них короткие стрижки. Но у них бывают и длинные волосы. А в нашей группе есть мальчики с длинными волосами? Посчитайте, сколько их?

Дети отвечают на вопросы и записывают ответы в дневник.

Ребята, а кто из детей нашей группы самого высокого роста? А кто самый низкий?

Игра «Чем мы похожи»  

Цель: формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;

Оснащение: оснащение не требуется.

Ход:

Первый вариант. Дети сидят в кругу, воспитатель приглашает в центр круга одного из участников на основе какого-либо сходства с собой. Например: «Игорь, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы с тобой живем в одном селе (у нас с тобой одинаковый цвет глаз; у нас с тобой есть младшие сестры и т.д.)». Вышедший в круг ребенок приглашает еще кого-нибудь подобным образом. Игра проводится до тех пор, пока все дети группы не окажутся в центре круга.

Второй вариант. Дети расходятся в разные места групповой комнаты. По очереди называют какие-нибудь реалии. Те дети, которые им соответствуют, подходят к назвавшему. Например: «Подойдите ко мне те, у кого любимое блюдо — пельмени», «Встаньте сюда те, кто хорошо катается на велосипеде», «Бегите ко мне те, кто летом отдыхал на море» и т.д. Таким образом, дети постоянно переходят из одной подгруппы в другую.

Игра «Определи настроение»   

Цель: формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным. 

Оснащение: фотографии детей в различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный, сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) карточки-схемы с изображением радости, грусти, гнева, испуга, удивления, обиды;

Ход:

Дети рассматривают фотографии детей в различных эмоциональных состояниях и подбирают к ним соответствующие пиктограммы, которые расположены в разных местах комнаты.

Игра «Настроение»        

Цель: развивать наглядно-образное мышление, зрительную па-

мять, воображение, социальную перцепцию, речевой диалог;  актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности

Оснащение: настольно-печатная игра «Настроение»

Ход:

Игра построена по типу «лото». Игровая карточка состоит из статично наклеенной картинки с изображением персонажа и незаполненной части. Задача: подобрать картинку, соответствующую заданному эмоциональному состоянию: а) реальное изображение, б) цвет, в) схема. Воспитатель раздает детям набор карточек (3—4 шт.). Предлагает соединить их по принципу соответствия.

Игра «Правильно — неправильно»  

Цель: формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности; 

Оснащение: настольно-печатная игра «Правильно — неправильно»

Ход:

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Игра «Одна дома»    

Цель: формировать дифференцированные представления о качествах девочек 

Оснащение: настольно-печатная игра «Одна дома»

Ход:

На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг изображения только те карточки, на Раздел «Человек среди людей» 45которых нарисованы предметы, помогающие успокоить плачущего малыша (игрушка, молочный рожок, тарелка с кашей и т.д.).

Игра «Узнай, какое настроение»    

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности. 

Оснащение: фотографии детей в различных эмоциональных состояниях,

наборов карточек со схематичными изображениями эмоций

Ход:

Воспитатель показывает фотографии детей в различных эмоциональных состояниях. Дошкольники выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению детей, изображенных на фотографиях.

«Кто больше назовет вежливых слов»  

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения. 

Оснащение: не требуется

Ход:

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Игра «Ласковое слово»  

Цель: способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу.

Оснащение: волшебная палочка.

Ход:

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму, и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Игра «Уроки этикета»  

Цель: актуализировать использование полученной информации

в игровой деятельности.

Оснащение: настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Ход:

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Игра «Комплименты»    

Цель: актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оснащение: мяч

Ход:

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.

Игра «Узнай по голосу»    

Цель: формирование полоролевой социализации.

Оснащение: не требуется

Ход:

Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.

Игра «Правильно — неправильно»    

Цель: формирование полоролевой социализации.

Оснащение:  настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».

Ход:

По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Оснащение: настольно-печатная  игра  «Что перепутал художник?»

Ход:

 Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает овощи в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник? Почему?» Игра «Куклы идут работать» Используются картонные куклы, на которые можно надевать различную одежду (из картона). Куклам дают имена и отчества. Педагог на столе раскладывает предметы одежды. Дети подбирают одежду и головной убор так, чтобы получились комплекты форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия (например: «Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель. Эта одежда защищает его»; «Ольга Ивановна надевает на работу белый медицинский халат и шапочку. Она врач. Эта одежда помогает соблюдать чистоту, по белому халату сразу узнаешь, что это врач»; «Александр Иванович надевает для выступления красивый костюм. Он циркач. Эта одежда украшает его»).

Стр.74

Игра «Угадай мою профессию»  

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к труду взрослых.

Ход:

С помощью считалки выбирают водящего — ребенка, который будет загадывать загадку. Он произносит текст. На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Водящий отбирает реальные предметы, игрушки или картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?» Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет ее представитель.

Игра «Кому что нужно?»

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи. 

Оснащение: картинки с изображением предметов обихода и столярных инструментов

Ход:

Дети рассматривают картинки с изображением предметов

обихода и столярных инструментов и говорят, для чего они нужны, кто (мама или папа) ими пользуется в семье.

семейные вопросы.

Игра «Угадай, где я нахожусь»  

Цель: становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желание им помогать и доставлять радость. 

Оснащение: не требуется.

Ход:

Ребенок изображает («рассказывает») помещение детского

сада, где он больше всего любит бывать. Остальные должны догадаться, о каком помещении идет речь.

Игра «Приветствие»  

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Воспитатель предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Воспитатель. Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, кроме тех способов, которые вы назвали?

Дети. Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине

может поцеловать руку.

Игра «Ласковые имена»  

Цель: формирование ценностного отношения к себе.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети называют ласковые имена девочки. (Воспитатель говорит: «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось».)

Хороводная игра «Плетень»    

Цель: становление основ уважительного отношения к культуре своего народа.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети, взявшись за руки крест-накрест, встают в две шеренги

(одна напротив другой). Под музыку игроки из первой шеренги

подходят к стоящим напротив и кланяются. Поклонившись, воз-

вращаются обратно, делая несколько шагов назад. Затем игроки из второй шеренги под музыку делают то же самое. Звучит плясовая музыка, дети танцуют, используя знакомые движения. С окончанием музыки все бегут на свои места, делая «плетень» из скрещенных рук. Выигрывает команда, которая построится быстрее.

Игра «Дед»    

Цель: становление основ уважительного отношения к культуре своего народа.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами

отходят в сторону и договариваются, какую полевую работу будут показывать, а затем воспроизводят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: «Здравствуй, дед!»

«Дед» отвечает: «Здравствуйте, дети! Где вы были?» Дети: «На работе». «Дед»: «Что делали?» Дети имитируют выполнение той или

иной работы. «Дед» угадывает, что обозначают движения. Дети

ведут хоровод и поют про свою работу.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

По окончании песни дети убегают, а «дед» их догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Русская народная игра «Горшки»    

Цель: формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.

Оснащение: не требуется.

Ход:

Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает

«покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

«Почем горшок?»

«Хозяин» отвечает: «По денежке».

«Покупатель»: «А он не с трещиной?»

«Продавец»: «Попробуй!»

«Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит:

«Крепкий. Давай сговор!»

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары

по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!» Со словом «Вон!»

«хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим.

Русская народная игра «Лапти» 

Цель: формирование уважительного отношения к русской

традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.

Оснащение: верёвка, предмет — «лапоть».

Ход:

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть».

Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих

(только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Игра «Про кого это сказано

Цель: формирование осознанного отношения к эстетической

и нравственной ценности произведений народного творчества.

Оснащение: альбом русских народных пословиц с нарисованными к каждой пословице сюжетными картинками, раскрывающими смысл пословиц

Ход:

Воспитатель произносит пословицы «Птица сильна крылами, а человек друзьями», «Любишь кататься, люби и саночки

возить», «Когда хочется много знать, не надобно много спать»,

«Поспешишь — людей насмешишь», а дети подбирают к ним

подходящую по смыслу сюжетную картинку и рассказывают, почему они выбрали именно ее.

«Баба Яга»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: —

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

«Волшебные очки»

Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».

 «Волшебная нить»

Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику        Ход: Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивает, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Добрые волшебники»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику     Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.

«Комплименты»

Цель: видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику   Ход: Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплементы своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

 «Ожившие игрушки»

Цель: переход к непосредственному общению, предполагающий отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Правила: запрещение разговора между детьми.

Ход: Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днём, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, зайку, лошадку) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать всё это нужно молча. А то проснётся хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку (например, солдатика, который бьёт в барабан, или неваляшку и пр., передвигается по комнате, подходит к каждому ребёнку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаёт честь, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагаем им угадать, кто кого изображал. Если дети не могу угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от неё, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться.

 «Запрещённое движение»

Цель: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Правила: Быть максимально сосредоточенным.

Ход: Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все мои движения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающими побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

 «Что слышно»

Цель: сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.

 «Горячий мяч»

Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе....

Картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию в средней группе

Данный материал может использоваться для проведения ООД, в режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию -подготовительная группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - старшая группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - средняя группа

Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....