Выступление на РМО на тему Организация предметно-развивающей среды способствующей развитию социально-коммуникативной мотивации
материал

Хакимова Эльмира Тагировна

Выступление на РМО на тему Организация предметно-развивающей среды способствующей развитию социально-коммуникативной мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО на тему:

«Организация предметно-развивающей среды способствующей

развитию социально-коммуникативной мотивации

в группе раннего возраста»

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить свою работу по организации предметно-развивающей среды способствующей развитию социально-коммуникативной мотивации в группе раннего возраста.

Детский сад – второй дом для его воспитанников, место, где малыши проводит большую часть дня. Поэтому очень важно, чтобы в детском саду было красиво и интересно. Поэтому организации и оформлению отводится важная роль. Это не просто интерьер, это развивающая среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.

Предметно-развивающая среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДОУ) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

2. Основной целью социально - коммуникативного развития детей является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

3. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.

4. Социально-коммуникативное развитие включает в себя:

1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях;

3) развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности;

4) патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

5. Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей.

Дети учатся проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу; выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной ситуацией.

Проявляется желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Формируются начальные навыки ролевого поведения; учатся связывать сюжетные действия с ролью.

5. Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной         игры.

Мы периодически изменяем эти условия (меняем зоны, выставляем новые игрушки), следим за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику.

6. В группе раннего возраста оборудованы центры и уголки: центр строительства и конструирования, центр для сюжетно-ролевых игр, уголок для театрализованных игр, центр музыки, центр мелкой моторики, уголок настольных игр, уголок уединения. Опираясь на инновационную программу дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.  М. Дорофеевой и в зависимости от возраста детей.

В данных центрах и уголках имеются игрушки: куклы, коляски, машинки, конструкторы, пирамидки, фигурки животных,  кухня, посуда, кухонный стол и стулья, муляжи овощей, фруктов, продуктов питания.

Атрибуты для игры в гараж - набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвёртки, топор, шуруповёрт), разноцветные рули.

В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская»

Некоторые виды театра (игрушки для театральных игр),

Детские музыкальные инструменты, погремушки.

Настольные игры: «Собери мозайку», «Домашний уголок»

7. Дидактические игры: «Собери клубочки», «Ковёр «Сказка-терапия»», «Дидактическая юбка».

8. 9. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Третий год        жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре.        

 10. Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасное поведение в природе. Дети знакомятся с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. У детей формируются первичные представления о машинах, улице, дороге.

Дети знакомятся с некоторыми видами транспортных средств: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Дети обучаются различать красный и зелёный цвета.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Дети знакомятся с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомятся с понятиями «можно нельзя», «опасно». У детей формируются представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

11. Следовательно, в уголке безопасности имеются:

- Иллюстрации, плакаты с изображением безопасного поведения детей в природе, в быту, дома и на улице, о правилах дорожного движения.

- Иллюстрации с изображением транспортных средств.

- Набор транспортных средств.

12.- Макет перекрёстка, набор дорожных знаков, макеты светофоров.

- Дидактические игры «Собери машину» (из 2-х частей), «Собери светофор».

13. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.

14. Развитие навыков самообслуживания.У детей раннего возраста способствуют развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживают стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. Дети учатся самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку. Учатся дети одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучаются к опрятности.

15. Приобщаются к доступной трудовой деятельности. Создаются условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекают детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с  взрослым и  под его контролем расставляют хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывают ложки и пр. Приучают поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Поощряют интерес детей к деятельности взрослых. Обращают внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), объясняют, зачем он выполняет те или иные действия. Воспитывают уважительное отношение к труду взрослых.

Следовательно, в группе имеются: иллюстрации, плакаты с изображением детей, которые умываются, едят за столом, одеваются или раздеваются, а также иллюстрации профессии людей.

16. В группе оборудован центр науки, песка и воды. В котором имеются:  Календарь погоды, Песок простой, Кинетический песок, Игры с фасолью, Набор игрушек для игры с водой (коллекции камней, раковин, сосновых шишек, рыбки большие и маленькие), Крупы (гречневая, гороховая, манная, рисовая, перловая), Вата.

17. Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

У детей в группе раннего возраста формируются элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. У каждого ребенка формируется уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

У детей воспитывается внимательное отношение к родителям, близким людям.

Развиваются представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Формируются представления детей о детском садике, о своем городе, о своём селе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.

18. Следовательно, в патриотическом уголке  имеется: Куклы (мальчик и девочка) в национальном башкирском костюме; Матрёшки; Сувениры башкирских красавиц; Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Моё родное село»; Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, овощи, фрукты, характерные для Республики Башкортостан и Российской Федерации; Символы государства: флаги Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду по социально-коммуникативному развитию  в группе раннего возраста, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....

Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...