XXIII Всероссийская студенческая научно - практическая конференция Нижневартовского государственного университета
статья (старшая группа)

Старостина Анна Вадимовна

В статье рассматривается изучение уровней сформированности  трудовой деятельности  у детей 5-6 лет. Раскрываются критерии и показатели развития сформированности  трудовой деятельности у детей этого возраста, диагностические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №61«Соловушка» г. Нижневартовск

Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета.

«Изучение сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет»

 

                                                       

                                                                                       Составитель:

                                                                                                         Старостина А.В.

1 сл. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ  ДОСТУПНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

2 сл. Проблема нравственного воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Сложность проблемы связана с самим понятием социально-нравственного воспитания и с тем содержанием, которое вкладывается в него в настоящее время и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

Одним из путей социально-нравственного воспитания является трудовое воспитание дошкольников как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно-ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Трудовая деятельность - это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста, выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к труду, формировании уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым.

В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движения в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, то есть обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Р.С. Буре [1], В.Г. Нечаева, Л.В. Куцакова [2] отмечают, что трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений [1].

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия [4].

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

3 сл. Цель данной работы предоставлена на слайде.

Цель исследования на основе теоретико-экспериментального исследования разработать изучить уровни сформированности  трудовой деятельности  у детей 5-6 лет.

4сл. Задачи данной работы предоставлены на слайде

Задачи экспериментального исследования: 1) определить критерии и показатели сформированности  трудовой деятельности у детей 5-6 лет; 2) выявить уровни сформированности  трудовой деятельности  у детей 5-6 лет.

5 сл. Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка».

6 сл. Анализ психолога – педагогических исследований позволил определить критерии и показатели изучение  сформированности трудовой деятельности у старших дошкольников. При их определении ориентировались на критерии сформированности представлений, разработанные Л.И. Сайгушевой.

Они представлены на слайде.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности доступной трудовой деятельности

детей 5-6 лет.

Критерии

Показатели

Наличие трудовых и специальных умений

Умение удерживать цель труда; планировать  и  осуществлять трудовой процесс  поэтапно  до получения результата и оценки качества. Умение использовать различные материалы и инструменты, владеть специальными действиями самоконтроля

Отношение к трудовой деятельности.

Репродуктивный или творческий характер деятельности. Результативность и самостоятельность в достижении результата.

Владение элементами культуры труда

Экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и др.

7 сл. Для выявления уровней сформированности  трудовой деятельности  у детей 5-6 лет была использована следующая методика проведения эксперимента которая представлена на слайде:

Ребенку  индивидуально  предлагалось  сделать  игрушку-сюрприз  для близких (мамы, папы, бабушки и др.). Можно было самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (клей, ножницы, кисточку, шило, иглу и др.) или сделать ее по одному из вариативных образцов.

Воспитатель раскладывала перед ребенком на столе 3 изделия (домик, снежинки, колокольчик) и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

После предложения воспитателя ребенок действовал самостоятельно. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка выявлялось создание замысла, ручная умелость и способность реализовать замысел.

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная  характеристика  уровней.

8 сл Результаты, полученные  в  ходе констатирующего эксперимента, представлены в таблице:

Таблица 2

Уровни сформированности  трудовой доступной деятельности детей 5-6 лет

Уровни

Характеристика

Низкий

Ребенок проявляет поспешность и не качественность во всех компонентах трудового процесса. Иногда отказывается от деятельности. Результат не получает или отмечается репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности.  В  процессе  деятельности  часто  отвлекается, затрудняясь в использовании образцов выполнения. Качество результата низкое.

Средний

Ребенок проявляет самостоятельность в деятельность репродуктивного характера. Комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла развиты недостаточно (требуются советы, напоминания, включение взрослого в трудовой процесс). Качество результата высокое, но без элементов новизны. В деятельности использует образцы выполнения изделия. Может проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия отдельных трудовых умений. Замысел рождается при косвенной помощи взрослого и реализуется частично. 

Высокий

Ребенок осуществляет данный перенос имеющихся трудовых умений и навыков. Отмечаются развитые комбинаторные способности в решении трудового задания; творческий подход к возникновению замысла и нестандартная его реализация с использованием пооперационных карт. Ребенок проявляет полную самостоятельность в достижении результата высокого качества. Владеет элементами культуры труда. Результат оригинален, с элементами новизны. Выражает удовольствие при его достижении.

9 сл. Как видно из диаграммы большая часть детей имеет низкий уровень сформированности доступной трудовой деятельности.

Рис.1.Уровни сформированности доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет.

Количественный и качественный анализ  результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в группе испытуемых к высокому уровню отнесено 4 детей (20%). Так, высокий уровень сформированности трудовой деятельности был выявлен у Кристины С., Марины О., Тани Т., Олега Ю. Эти дети осуществляют  перенос имеющихся трудовой деятельности и навыков. У них отмечаются развитые комбинаторные способности в решении трудового задания; творческий подход к возникновению замысла и нестандартная его реализация с использованием пооперационных карт. Эти дети проявляют полную самостоятельность в достижении результата высокого качества, владеют элементами культуры труда. Результат их трудовой деятельности оригинален, с элементами новизны. Они выражают удовольствие при его достижении.

Средний уровень сформированности трудовой деятельности продемонстрировали Паша У., Толик Ц. (30%). Эти дети проявляют самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. При этом у них недостаточно развиты комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, напоминания, включение взрослого в трудовой процесс). Качество результата трудовой деятельности у них высокое, но без элементов новизны. В деятельности эти дети используют образцы выполнения изделия. Могут проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия отдельных трудовых умений. Замысел рождается при косвенной помощи взрослого и реализуется частично.

К низкому уровню в группе испытуемых относятся 10 детей (50%). ( Дина Г., Наташа У., Света Р., Дима П., Антон О., Данил С., Марина Е., Лера М., Маша К.). Эти дети проявляют беспомощность во всех  компонентах  трудового  процесса.  Иногда они отказываются от деятельности. Эти дети результат не получают или отмечается репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности. В процессе деятельности часто отвлекаются, затрудняясь в использовании образцов выполнения. Качество результаты низкое.

Эксперимент показал преобладание низкого и среднего уровня сформированности трудовой деятельности у старших дошкольников, что ниже реальных возможностей детей дошкольного возраста, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты.

10 сл. Следующая задача эксперимента  – провести анализ практики педагогической работы по формированию доступной трудовой деятельности детей 5-6 лет. Предоставлены на слайде

С этой целью провели:

- анализ документации (годового плана дошкольной образовательной организации, рабочей программы и календарный план старшей группы ДОО),

- анкетирование педагогов и родителей,

- наблюдение за деятельностью воспитателя в старшей группе;

- ознакомились с содержанием развивающей предметно-пространственной среды.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место.

Анализ годового плана дошкольного учреждения показал, что формированию трудовой деятельности отводятся 12 занятий. Особое внимание специалистов ДОО в этом учебном году было уделено укреплению здоровья детей, развитию речи, формированию математических преставлений.

Формами работы по формированию трудовой деятельности являются беседы, рассматривание иллюстраций. Мало времени отведено на самостоятельную трудовую деятельность детей, где дети сами могли бы проявить активность и самостоятельность.

Ознакомление с трудом взрослых и трудовой деятельностью в детском саду осуществляется 1 раз в месяц в образовательной, самостоятельной и совместной деятельности.

Согласно программе педагоги осуществляют взаимодействие с родителями детей старшей группы, одной из задач которого является включение родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.

Из повседневных бесед с родителями мы сделали вывод, что родители недостаточно внимания обращают на конкретные трудовые навыки и умения детей, на необходимость и значение их в будущей жизни ребенка.

Для выявления деятельности педагогов по формированию трудовой деятельности у старших дошкольников провели анкетирование педагогов. Результаты анкетирования педагогов показали, что вопрос изучение процесса доступной трудовой деятельности у детей в данном дошкольном учреждении не является актуальным. Поэтому в практической деятельности воспитателей не в полном объеме планируется работа в данном направлении. Для того чтобы проводимая работа была результативной, целесообразно расширить представления педагогов о понятии «трудовая деятельность» и критериях сформированности трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также о средствах и методах формирования.

Анализируя результаты, полученные в ходе наблюдения за деятельностью педагога, в целом по работе с педагогами ДОО, мы приходим к выводу, что деятельность дошкольной образовательной организации по проблеме формирования трудовой деятельности у старших дошкольников имеет эпизодический характер. Однообразные формы работы, а так же методы и приемы, используемые воспитателями, не дают эффективного роста трудовых умений у старших дошкольников.

11 сл. Таким образом, анализ педагогической работы по изучение процесса доступной трудовой деятельности для детей 5-6 лет в условиях ДОО, позволил сделать вывод: который предоставлен на слайде

1. Отсутствует система работы по формированию доступной трудовой деятельности у старших дошкольников.

2.  В содержании работы обнаруживаются значительные пробелы: внимание педагогов сосредоточено на трудовой деятельности и особенностях труда взрослых, вне поля их внимания остается ручной труд, так же отсутствую задачи по формированию критериев и показателей трудовых умений у дошкольников, а именно: умение планировать работу, организовать деятельность, умение проявлять целеустремленность и инициативность, умение проявлять самоконтроль и самооценку результатов деятельности.

3. Отсутствует система работы с родителями по формированию трудовой деятельности у дошкольников.

На основе анализа различных подходов к проблеме эффективности формирования  трудовой деятельности у  детей  старшего  дошкольного  возраста был сделан вывод о том, что в современных условиях эффективность выступает из ведущих принципов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, обеспечивающим результативность и рациональность педагогической деятельности по достижению целей.

12 сл. Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.

Литература

  1. Буре Р.С., Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4
  2. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - М.: Просвещение 2013г
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Николаев : Знание, 2009. – 52 с.
  4.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета. – 2013. – N 265. – С. 5 – 6.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в сказку"( сборник материалов Всероссийской заочной научно- практической конференции «Методика и педагогическая практика»)

Работа предусматривает активизацию двигательной  деятельности детей  посредством использования нестандартных пособий и оборудования, которая направлена на профилактику нарушений осанки, пред...

Сборник статей студенческой научно - практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»

Сборник статей студенческой научно -  практической конференции «Экономика, управление, социология, психология и право в современных условиях»...

Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2020 г.) Под редакцией Я. С. Иващенко НОВОСИБИРСК

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫВ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ". В статье раскрываются особенности формирования организационной культуры в усло-виях дошкольного образования. В...

Материалы Всероссийской заочной научно- практической конференции

В настоящем издании представлены материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, прошедшей 29 января 2019 года....

Региональная межвузовская студенческая научно-практическая конференция 2005г

            Набережночелнинский государственный педагогический институт отмечает свой 15-летний юбилей (2005г) и проводит очередную студенческую научно-практическу...