Метеостанция в детском саду
проект (старшая группа)

Метеостанция в детском саду-это современное оборудование, огромная помощь воспитателю в формировании экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteostantsiya_v_detskom_sadu.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                           учреждение №24 «Космос»                

                «Метеостанция в детском саду»

                                                                    Воспитатель: Писанова О.В

                                                               Сургут 2021г.

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть , как изменяется небо перед дождём, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка… А теперь представим, как радуются этим изменениям маленькие дети.

                                              Актуальность

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством Просвещения РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), введение профстандартов обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В 2020 году, в нашем детском саду на каждом участке появилась своя «Метеостанция». Дети очень интересуются  погодными изменениями, задают много вопросов, учатся работать с термометром, измеряют, сколько осадков выпало, отмечают день недели, время года. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.

II. Содержательная часть

Проблема

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Поэтому для  прогнозирования погоды мы работаем на нашей метеостанции.

Цель:

продемонстрировать использование педагогической технологии проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».

Обоснованность достижения планируемых результатов. Наш детский сад шагает в ногу со временем. Инновацией  для нас стала современная метеостанция на территории ДОУ, это важная составляющая часть работы по экологическому воспитанию дошкольников.

• Метеорологическая будка, в которой лежат:

1. барометр (прибор для определения атмосферного давления),

2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются),

3. компас (прибор для определения сторон света),

4. линейка (прибор для измерения уровня осадков),

5. лупы (индивидуальные увеличительные приборы).

• зонт – осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии),

• ветряной рукав – рыба (прибор для определения направления ветра и его силы),

• солнечные часы,

• флюгер (прибор для определения направления ветра),

• термометр для почвы и воздуха,

• стенд, на котором изображены виды облаков.

Критерии и показатели эффективности реализации идеи

Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.

Направленность на обеспечение качественного образования Метеостанция даёт возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.

Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т.д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых Развитие здоровьесберегающей деятельности: Знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Ведь движение – это жизнь. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций. Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах (рисунки, лепка, аппликация). Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

Возможность использования в образовательной практике Развитие педагогического потенциала:  «Метеостанция в детском саду» дает толчок к познанию вокруг, детской самостоятельности, любви к природе.  Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.

                                                  Методическая часть

                                                      Паспорт проекта

Цель проекта: формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи: Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Познакомить с профессией метеоролога.

Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.).

Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. (Истоковедение)

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).

Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами.

Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.

Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.

Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада.

Воспитывать основы экологической культуры.

Вид проекта: экспериментально – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.

Этапы проекта:

Подготовительный:

собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;

выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

внедрение в практику плана реализации проекта: работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

разработка плана мероприятий для всех участников проекта.

Заключительный:

представление опыта работы: участие в мастерклассах, в конкурсах, публикация работы на сайте ДОУ, интернет пространстве;

анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Формы работы по проекту:

Беседы , наблюдения в природе, книга народных примет, опыты-эксперименты, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, слушанье музыки, работа с родителями.

Предполагаемые результаты:

1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и

представления через прогнозирование.

3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений

от природных факторов.

4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут

использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.

                          Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

Презентация. Экскурсия на метеоплощадку.

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями.

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду.

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря.»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

Беседа-путешествие.

Что такое компас?

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. Учить определять стороны света.

Путешествие на территории детского сада.

Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером.

Обучать детей работе с компасом. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера.

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Изготовление флюгера.

Что такое осадки? Измерение осадков.

Познакомить  со способами измерения осадков. Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним. Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками.

Занятие на метеоплощадке.

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Занятие на метеостанции, участке.

Чем измерить скорость ветра? Какой бывает ветер?

Познакомить  со способами определения скорости ветра. Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек.

Знакомство с солнечными часами

Познакомить с солнечными часами.

Наблюдение за тенью.

Занятие на метеостанции, участке.

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

Занятие на метеоплощадке.

 Какая бывает почва.

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Занятие на метеоплощадке.

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.

                                                       Библиография

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

Картотека стихов и загадок по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование погоды и создание мини-метеостанции в детском саду.

В возрасте 5-6 лет моих детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При набл...

Проект "Метеостанция в детском саду"

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Кружок "Метеостанция в детском саду"

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников: соревнований, игр, походов и экскурсий в природной среде. Поэтому в воспитании детей ...

Методическая разработка для метеостанции в детском саду "Ловец облаков"

Метеорологический прибор по изучению и наблюдению за облаками «Ловец облаков», методические рекомндации по изготовлению и применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Проект " Метеостанция в детском саду"...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...

ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОЕКТМЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ               Воспитатель:Григорьева Н.И.  Содержание:...