Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сказка»
рабочая программа (подготовительная группа)

Ефименко Светлана Николаевна

Предлагаю разработку образовательной программы кружка по творческому и нравственному развитию "Волшебная сказка", для детей старшей и подготовительной(логопедической)к школе группе.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных (логопедических) групп, руководителям кружков дополнительного образования, а так же всем, кто стремиться развивать у детей самостоятельное словесное творчества через использование сказочного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.1._kruzhok_konechnyy_variant.docx885.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

ПРОГРАММА.

I.Пояснительная записка.

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки и притчи, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.

Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.

Кружковая работа направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

II.Цель:

Формирование у детей  самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала.

III.Задачи:

Обучающие:

  • формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
  • повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;

Развивающие:

  • развивать речь, коммуникативные качества;
  • воображение, фантазию;
  • память;
  • мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
  • любовь к художественным произведениям;
  • доброжелательные отношения друг к другу.

IV. Построение занятия:

«Путеводитель по Тридесятому царству – Солнечному государству».

  • «Игры - сказки».

Инсценировка сказки, героев которой дети будут создавать сами из самых разных материалов.

  • «Веселые тропинки».

Освоение детьми разных способов создания художественных произведений, в результате которых не только развивается мелкая моторика рук, но и познаётся окружающий и свой внутренний мир с совершенно новых точек зрения.

  • «Ручейки красивой речи».

Разнообразные игры, которые помогут детям  вывести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Развитие красивой речи детей ещё до школы.

  • «Хитрые дорожки».

Удивительные идеи по развитию различных необходимых ребёнку жизненных навыков и общечеловеческих качеств.

V.Виды деятельности:

  • Игровая деятельность.
  • Продуктивная деятельность.
  • Познавательно-речевая деятельность .
  • Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.
  • Музыкальная деятельность.
  • Предпосылки учебной деятельность.
  • Самостоятельная деятельность.

В процессе реализации программы внимание  акцентируется на решении следующих социально важных проблем:

  • Деятельность, как способ выражения себя;
  • Человек в общении с другими людьми;
  • Внешний и внутренний «портреты» ребенка.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

  • Создание специальной обстановки для успешного обучения ребенка.
  • Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
  • Динамичность работы
  • Учет возрастных и психолого- физиологических особенностей ребенка.
  • Совершенствование знаний, умений и навыков при формировании творческого и нравственного развитию детей.
  • Формирование навыков речевой культуры.

Программа рассчитана на один год.

Она:

  • Органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ
  • Предусматривает динамику в умственном развитии.

Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • у детей возникнет интерес к искусству инсценировки сказки, героев которой они будут создавать из самых разных материалов.
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный – формирование «великого и могучего русского языка»;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Я хочу, чтобы мои дети научились состраданию, любви и мудрости. Сказка заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А, тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Тема занятия

Задачи обучения

Содержание

Сентябрь

1.Игра-сказка с куклами из раскрасок.

(4 занятия )

2.Игра - сказка с куклами – воздушными шарами.                  (2 занятия)

3. Игра – сказка осенних  листьев.

(2 занятия)

Учим создавать  свою многосерийную  сказку с использованием кукол из раскрасок. Развиваем  умение использовать  нестандартные красители. Интеллектуальное развитие ребенка путем сочетания умственно – речевой и изобразительной  работ.

Учим инсценировать сказку, используя для создания образов воздушные шары. Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Развиваем  память и внимание.

Учим разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья. Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину ,используя контуры осенних листьев .Учим  подбирать действие к предмету  и предметы к действию.

1.«Веселая тропинка (Почти съедобная раскраска)».

2. «Ручеёк красивой речи (Придумай название своему творению)».

3. «Хитрая дорожка (Сказочное эхо)».

1.«Веселая тропинка (Воздушные рисунки)».

2. «Ручеёк красивой речи (Меняем громкость и скорость речи)».

3. «Хитрая дорожка (Внимательный суфлер)».

1.«Веселая тропинка (Осенние листья - трафареты)».

2. «Ручеёк красивой речи (Что делает)».

3. «Хитрая дорожка (Вторая серия)».

Октябрь

1.Игра – сказка с куклами из спичечных коробков.

(3 занятия)

2. Игра – сказка с  клубочками.

(3  занятия)

3. Игра – сказка с  куклами - масками.

( 2 занятия)

Развиваем  воображение детей  - для этого нужно придумать и разыграть вторую серию уже знакомой сказки. Продолжаем  учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Продолжаем отрабатывать  эмоциональную выразительность речи. Учим  детей выделять главное, а значит, и логически мыслить.

Тренируем  мелкую моторику рук, развиваем  терпение и усидчивость. Продолжаем отрабатывать  эмоциональную выразительность речи (интонацию). Обогащение активного словаря ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного. Составить и записать полезные советы герою сказки. Сыграть сказку наоборот, с учётом составленных полезных советов.

Учим разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые игрушки. Развиваем аккуратность. Развиваем речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Укрепляем чувство собственного достоинства детей.

1.«Веселая тропинка (Разноформатные картинки)».

2. «Ручеёк красивой речи (Страшилка)».

3. «Хитрая дорожка (Афиша)».

1.«Веселая тропинка (Ниткография)».

2. «Ручеёк красивой речи (Какой)».

3. «Хитрая дорожка (Полезные советы)».

1.«Веселая тропинка (Кто аккуратнее)».

2. «Ручеёк красивой речи (Смешная история)».

3. «Хитрая дорожка (Билетики счастья)».

Ноябрь

1.Игра – сказка с куклами – кулёчками.

(3 занятия)

2.Игра – сказка с куклами на магнитах.

(2 занятия)

3. Игра – сказка с куклами из камушков.

(3 занятия)

Тренируем  сосредоточенность детей, предложив нарисовать  героев сказки, используя только одинаковые или только разные геометрические фигуры. Учим  детей узнавать предметы по описанию. Развиваем  умение составлять загадки, словесные  портреты. Развиваем  смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение.

Учим  детей разыгрывать сказку, используя кукол на магнитах. Учим  произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Развиваем   чувства ритма и темпа, умение  управлять своими движениями, ярче выражать свои чувства.

Инсценировать  сказку, используя театр камней. Развиваем фантазию детей – возможность увидеть в объёмной форме того или иного сказочного  героя.  Обогащение активного словаря детей - учим подбирать обстоятельства к глаголам. Учим выражать амплитуду чувств, наиболее точно переводить чувства в звуки, что важно для самовыражения. Развиваем  коммуникабельность.

1.«Веселая тропинка (Картинные геометрические фигуры)».

2. «Ручеёк красивой речи (Узнай по описанию)».

3. «Хитрая дорожка (Сюрприз в сказке)».

1.«Веселая тропинка (Рисуем ватой)».

2. «Ручеёк красивой речи (Артист)».

3. «Хитрая дорожка (Музыкальная палочка)».

1.«Веселая тропинка (Разноцветные ракушки)».

2. «Ручеёк красивой речи (Как)».

3. «Хитрая дорожка (Соловей соловья поймёт издалека)».

Декабрь

1.Игра – сказка с куклами из зонтика.

(3 занятия)

2. Игра – сказка с куклами из веера.

(2 занятия)

3. Игра – сказка с ёлочными куклами.

(3 занятия)

Учим разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться  к уже упомянутым героям, повторяя имена и произошедшие когда – то события. Развиваем память и внимание. Учим детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей. Развиваем  фантазию детей , для этого нужно  придумать  и обыграть уже знакомую сказку так, будто по сюжету в ней действует секретная организация.

Развиваем  эстетические  чувства. Тренируемся подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки. Учимся описывать свою внешность, используя новые придуманные слова. Развиваем речь, фантазию –для этого нужно придумать ,нарисовать и рассказать  о подарках для сказочных героев; и к каждому подарку придумать небольшое пожелание, с ним связанное.

Учим  разыгрывать сказку, используя театр – ёлку. Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Развиваем память и внимание. Учим подбирать рифмы к словам.

Развиваем  смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение.

1.«Веселая тропинка (Загадочные кляксы)».

2. «Ручеёк красивой речи (Удлиняем предложения)».

3. «Хитрая дорожка (Шпионская сказка)»

1.«Веселая тропинка (Морозные узоры)».

2. «Ручеёк красивой речи (Новые слова)».

3. «Хитрая дорожка (От всего сердца)».

1.«Веселая тропинка (Волшебный рисунок)».

2. «Ручеёк красивой речи (Цепочка рифм)».

3. «Хитрая дорожка (Я знаю всё подряд)».

Январь

1.Игра - сказка с куклами из флажков.

(2 занятия )

2.Игра - сказка с куклами из проволоки.

(3 занятия )

3.Игра - сказка с куклами Би – Ба – Бо .

(2 занятия )

Учим  инсценировать сказку, используя театр флажков. Продолжаем учить  сочетать в рассказе прилагательные и наречия. Учим пояснять, аргументировать свои мысли. Развиваем  память и внимание. Развиваем доброжелательные отношения к окружающим.

Развиваем фантазию детей, используя гибкий и податливый материал – проволоку. Тренируем  мелкую  моторику рук, развиваем  терпение и усидчивость. Продолжаем учить придумывать, проговаривать слова  и одновременно разводить ладошки в стороны для сравнения их длины. Обучаем детей пиктографии, что способствует развитию художественного видения слова и мысли, способности выделять главное и обобщать - логически мыслить.

Продолжаем учить инсценировать сказки, используя куклы Би – Ба –Бо. Развиваем творческие возможности детей, умение вести диалог. Развиваем фантазию детей, используя метод «секретного рисования». Продолжаем развивать навыки аргументированной речи, речи с рассуждениями и доказательствами. Расширяем кругозор ребёнка в его представлении о мире и о своих возможностях в нём.

1.«Веселая тропинка (Раскрась что-  нибудь)».

2. «Ручеёк красивой речи (Что нравиться, а что нет)».

3. «Хитрая дорожка (Добрая сказка)».

1.«Веселая тропинка (Рисунки из спичек)».

2. «Ручеёк красивой речи (Длинные и короткие слова)».

3. «Хитрая дорожка (Пиктография)».

1.«Веселая тропинка (Секретное рисование)».

2. «Ручеёк красивой речи (Объяснения, пояснения)».

3. «Хитрая дорожка  (Новый мюзикл)».

Февраль

1.Игра - сказка с куклами - оригами.

(3 занятия )

2.Игра - сказка с куклами из ниток.

(3 занятия )

3.Игра - сказка на подвижных ленточках.

(2 занятия )

Продолжаем учить детей складывать фигурки - оригами, и  развивая творческие качества - обязательно стремимся «вдохнуть в создаваемые образы жизнь – разыграть с получившимися персонажами ролевую сказку. Развиваем наблюдательность. Читая незнакомое стихотворение, опустить последнее  слово – рифму , пусть дети сами попробуют угадать слово рифму находчивость и фантазия. Воспитываем умение взаимодействовать друг с другом.

Развиваем фантазию и воображение детей. Продолжаем развивать  речь детей, предлагаем  взять интервью у главного героя сказки. Учим  правильно составлять вопросительные предложения. Развиваем умение смотреть на себя и свои поступки со стороны, критическое отношение к самому себе.

Учим инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках. Предложить детям придумать несколько предложений за любого сказочного героя. Учить детей делать выводы о том, как правильно поступать в разных ситуациях, размышляя о том, что есть добро, а что зло.

1.«Веселая тропинка (Портрет любимой игрушки)».

2. «Ручеёк красивой речи (Угадай рифму)».

3. «Хитрая дорожка (Будьте так добры)».

1.«Веселая тропинка (Рисунок в тумане)».

2. «Ручеёк красивой речи (Задаем вопросы)».

3. «Хитрая дорожка (Зеркало сказки)».

1.«Веселая тропинка (Кот в мешке)».

2. «Ручеёк красивой речи (Новости леса)».

3. «Хитрая дорожка (Сказочный футбол)».

Март

1. Игра – сказка с куклами из яичной скорлупы.

(3 занятия)

2.Игра - сказка с куклами – напёрстками.

(3 занятия )

3.Игра - сказка с куклами из овощей.

(2 занятия )

Придумать и изготовить кукольный театр из яичной скорлупы. Развиваем фантазию и воображение детей для этого, взяв одно слово, предлагаем составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ. Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела.

Инсценируем сказку, используя куклы-напёрстки – учим детей исполнять роли сразу нескольких героев.  Развиваем фантазию и воображение детей. Учимся использовать сравнительные слова. Развиваем чувство юмора.

Разыграть представление, превратив в персонажей сказки обычные овощи. Фантазируем и раскрашиваем рисунки методом рисования точками. Тренируемся придумывать диалоги. Учимся логически мыслить и развиваем речь детей , предложив придумать другое название для знакомой сказки.

1.«Веселая тропинка (Рисуем на яичной скорлупе)».

2. «Ручеёк красивой речи (Подберём пальто к пуговице)».

3. «Хитрая дорожка (Словесная эстафета )».

1.«Веселая тропинка (Рисуем через копирку)».

2. «Ручеёк красивой речи (Сравни и объясни)».

3. «Хитрая дорожка (Сказка со смешинкой)».

1.«Веселая тропинка (Рисование точками)».

2. «Ручеёк красивой речи (Диалог солнышка и тучки)».

3. «Хитрая дорожка (Другое название)».

Апрель

1.Игра - сказка с куклами на  ложках.

(3 занятия )

2.Игра - сказка с куклами из бумаги.

(3 занятия )

3.Игра - сказка с куклами на колесах.

(2 занятия )

Развиваем интерес детей, предложив смастерить кукол и разыграть  сказку, используя деревянные ложки. Развиваем фантазию и воображение детей,  используя метод мокрого рисунка. Учимся придумывать рассказы – небылицы. Фантазируем и учимся смешивать сюжеты сказок.

Инсценируем сказку, используя кукол из бумаги, которых дети нарисуют, раскрасят и вырежут сами. Развиваем воображение, мелкую моторику рук. Учим детей придумывать необычные письма, а затем сочинять и ответные послания. Расширяем активный словарь детей, развиваем способность к изобретательству.

Расширяем возможности инсценирования сказок, для этого используем детские машинки и изготовим куклы на колёсах. Развиваем фантазию и воображение детей,  используя метод рисования песком и мелкой крупой.

Учимся придумывать монологи воспитанного героя (котёнка, щенка и т.д.). Развиваем лаконичность и точность речи.

1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».

2. «Ручеёк красивой речи (Небылица)».

3. «Хитрая дорожка (Букет из сказок)».

1.«Веселая тропинка (Рисование на пластилиновой дощечке)».

2. «Ручеёк красивой речи (Необычное письмо)».

3. «Хитрая дорожка (Шиворот - навыворот)».

1.«Веселая тропинка (Рисование песком и мелкой крупой)».

2. «Ручеёк красивой речи (Воспитанный котенок)».

3. «Хитрая дорожка (Короткая тропинка)».

Май

1.Игра - сказка с кукламииз пластиковых  упаковок.

(3 занятия )

1.Игра - сказка с  танцующими человечками.

(2 занятия )

3.Игра - сказка с куклами - символами.

(3 занятия )

Разыграть представление, используя изготовленные детьми куклы из пластиковых упаковок. Развиваем фантазию и воображение детей, создавая рисунки с помощью тканей или открыток. Учимся придумывать вместе с детьми сказки– басни. Развиваем мышление.

Инсценируем сказку, используя игрушки танцующих человечков ( куклы-дергунчики). Развиваем фантазию и воображение детей, используя нестандартную живопись – кляксы на асфальте. Воспитываем вежливость и хорошие манеры.

Игра с предметами - заместителями, предметами – символами развивает логику, фантазию, художественный вкус детей. Учимся описывать во всех красках свою самую великую мечту, используя все освоенные изыс-ки русского языка. Развиваем творческий  потенциал и чувство сплочённости.

1.«Веселая тропинка (Рисуем с помощью тканей или открыток)».

2. «Ручеёк красивой речи (Сказка - басня)».

3. «Хитрая дорожка(Сказка за семью печатями)».

1.«Веселая тропинка (Кляксы на асфальте)».

2. «Ручеёк красивой речи (Похожие слова)».

3. «Хитрая дорожка (Самая волшебная роль)».

1.«Веселая тропинка (Коллаж)».

2. «Ручеёк красивой речи (Мечта)».

3. «Хитрая дорожка (Сказка нашей семьи)».


Реализация образовательной программы кружка "Волшебная сказка"- это возможность прекрасно влиять на детей, делать их уверенными в себе, чуткими к окружающим, терпеливыми, добрыми и готовыми к диалогу с таким многообразным миром.

Список литературы:

1.Образовательная методика "Добрые сказки" авторы М.Скребцова, А.Лопатиной.
2. Н.Каландарова "Уроки речевого творчества".
3. Л.Фесюкова "Воспитание сказкой"
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»

Программа дополнительного  образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...

Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.

Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по логоритмике «Весёлый язычок»

Цель. Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и мето...