Картотека дидактических игр по «Познавательному развитию» Средняя группа (4-5 лет)
картотека (средняя группа)

Стрелкова Карина Сергеевна

Игры с подробным описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_didakticheskih_igr.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

Образовательная область «Познавательное развитие»

Средняя группа (4-5 лет)

«Цветик – семицветик»

Цель: развивать представления о цветах радуги; формировать умения группировать предметы по цвету и величине; обогащать словарный запас именами прилагательными.

Оборудование: по 2 больших и маленьких цветка, состоящих из 7 лепестков оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового и красного цвета, с белой сердцевиной, на которой с изнаночной стороны имеются отверстия, соответствующие размеру конца лепестка. Цветки прикреплены к деревянным палочкам — стебелькам; аудиозапись вальса.

Ход игры:  Педагог приносит два цветка, предлагает воспитанникам их рассмотреть. Показывает, как лепестки могут падать со стебелька и возвращаться на свое место, рассказывает, что у каждого лепестка есть имя, и называет их (цвета), начиная с красного. Один цветок закрепляется на видном месте. Из другого цветка воспитанникам предлагается выбрать себе по одному лепестку — играющие «превращаются» в лепестки и под мелодию вальса кружатся на ветру. Затем педагог сообщает о том, что он будет произносить волшебные слова о лепестках, и тот, к кому они обращены, должен найти свое место и прикрепить лепесток к середине цветка. Он последовательно читает стихи о цветах радуги, и постепенно воспитанники складывают цветок.

Есть такой цветок волшебный

Только в детстве он цветёт

Оторвёшь один листочек

Сразу в сказку попадёшь.

Как же быть, желаний столько,

А листочков только семь

Постараться нужно выбрать

Что всего, всего важней.

Оторву листочек красный

Будет пусть, земля прекрасной!

Оранжевый листочек отрываю,

Всем здоровья пожелаю!

Третий, жёлтый лепесток

Будто лучик света,

Пусть он светится добром

Чтоб жила планета!

Вот зелёный лепесточек

Не желтеет пусть листочек!

Пятый листик оторву

Тихо-тихо попрошу

Пусть всегда над головою

Будет небо голубое!

Синий листик, пусть вода

Не исчезнет никогда!

И последние желанье

У листочка попрошу,

Сделай так, чтоб на планете

О войне не знали дети!

Сказка эта чтоб жила

Не кончалась никогда!

«Одень Буратино»

Цели: развивать способность систематизировать предметы по величине и соотносить по цвету; вводить в активный словарь имена прилагательные: красный, синий, желтый, зеленый.

Оборудование: по 4 фигурки Буратино одинакового размера в колпаках красного, зеленого, синего и желтого цвета и куртки соответствующего размера и цвета, 4 аналогичные фигурки Буратино в разноцветных колпаках и куртках, но отличающиеся друг от друга размером.

Ход игры: 1-й вариант. По предложению педагога, ведущего игру, воспитанники берут по одной фигурке Буратино. На столе раскладываются курточки для них. Игроки должны подобрать для своего Буратино соответствующую цвету колпака куртку. После того как все справятся с заданием, куртки снова раскладываются на столе, игроки меняются фигурками, и игра повторяется.

2-й вариант. Педагог раздает воспитанникам по одной фигурке Буратино, оставляя куртки у себя. Затем показывает одну из них и задает вопрос, например, «Кому нужна зеленая куртка?» Тот, у кого Буратино в зеленом колпаке, должен ответить: «Мне нужна зеленая куртка». После этого педагог отдает куртку участнику, который надевает ее на Буратино. (Если игрок не называет цвет, куртка ему не отдается.)

«Живое домино»

Цель: развивать способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предмета.

Оборудование: набор широких и узких красных, зеленых, синих, желтых и белых лент длиной 10 см, кирпичики этих же цветов.

Ход игры: Воспитанники собираются вокруг стола, на котором в произвольном порядке разложены 10 лент. Педагог задает вопросы: «Ребята, что это такое? Какого цвета ленты? Одинаковы ли они по ширине?» Предлагает поиграть с ними. Каждый ребенок берет себе ленту и повязывает ее на левую руку как браслет. Педагог просит помочь друг другу завязать ленту, потому что одному — это сделать трудно. После этого педагог обращает внимание воспитанников на кирпичи, расположенные в разных местах комнаты: «Это будут наши дома. Сейчас мы гуляем все вместе, но по моему сигналу — удар в бубен — нужно найти себе пару (того, у кого на руке такой же по цвету браслет) и вместе подойти к своему дому — кирпичу того же цвета». Усложнение: игроки должны подобрать себе пару, ориентируясь не только на цвет, но и на ширину ленты.

«Сделаем букет»

Цель: формировать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

Оборудование: 8 красных и белых роз и гвоздик, 1 желтая роза, 2 вазы для цветов.

Ход игры: Воспитанники собираются вокруг стола, на котором стоят две вазы и лежат в произвольном порядке цветы. Вместе с педагогом рассматривают, называют их и определяют цвет. После этого педагог предлагает расставить цветы в две вазы, определяя способы группировки: можно розы поставить в одну вазу, а гвоздики в другую; можно сделать букет из роз и гвоздик, подобрав их по цвету, — в одной вазе будут белые розы и гвоздики, а в другой красные.

Затем педагог показывает желтую розу, и они вместе определяют, куда ее нужно поставить (в первом случае — к розам, а во втором — в любую вазу).

Можно предложить найти другие способы формирования букетов (красные розы и белые гвоздики; красные гвоздики и белые розы в разных соотношениях).

«Подбери лист»

Цель: формировать умение сопоставлять предметы по двум качественным признакам.

Оборудование: 8 наборов карточек; в каждом — 1 большая (10x10 см), разделенная на равные квадратные клетки, и 4 маленькие (5x5 см). На каждой большой карточке в трех клетках нарисованы желтые и зеленые листья двух размеров. (Например, вверху нарисованы большой и маленький зеленые листья дуба, а внизу большой желтый лист клена.) Одна клетка пустая. На соответствующих им маленьких карточках нарисованы маленькие желтый и зеленый листья клена, большой и маленький зеленые листья дуба.

Ход игры: Воспитанники усаживаются вокруг стола. Педагог кладет перед ними большую карточку с изображением листьев дуба и клена, рядом раскладывает маленькие карточки и обращается к игрокам: «Посмотрите, что нарисовано на большой карточке. Что нарисовано на маленьких карточках? А вот здесь есть пустая клетка. Нужно выбрать среди маленьких карточек ту, которая лучше всего сюда подходит. Для этого необходимо внимательно рассмотреть все, что нарисовано на большой карте, там есть подсказка. Кто догадается?» Выслушав все ответы, участники определяют, что в клетку нужно положить маленький желтый лист клена.

После этого всем раздаются наборы карточек для игры. Воспитанники раскладывают их перед собой: большую карточку и над ней в ряд — маленькие. Подбирают соответствующую маленькую карточку и кладут ее в пустую клетку. Ведущий игру педагог проверяет и при необходимости помогает и объясняет правила игры отдельным детям. Затем педагог предлагает играющим поменяться комплектами карт; получив новый набор - продолжают играть.

 

«Дороги»

Цели: развивать умение определять свойства предметов: цвет, форму и величину;

понимать значение слов, обозначающих свойства предметов.

Оборудование: логические блоки Дьенеша; фигурки — заяц, кошка, собака, медведь, петушок и поросенок; набор кирпичей и кубов.

Ход игры:  На столах расставлены шесть домиков-кубиков, возле каждого находится фигурка животного и геометрическая фигура из блока Дьенеша: маленький круг, большой круг, маленький квадрат, большой квадрат, маленький треугольник, большой треугольник. На небольшом расстоянии от домов выложена дорога из кирпичей. На отдельном столе расположены три группы фигур: круги, треугольники, квадраты. Педагог приглашает воспитанников поиграть с фигурками. Участники усаживаются так, чтобы им были видны домики и дорога, и беседуют с педагогом о том, что видят перед собой. Затем взрослый предлагает помочь животным построить дорожки от дома до кирпичной дороги. Для этого нужно посмотреть, какая геометрическая фигура уже есть возле дома, взять побольше таких же и построить из них дорожку. Договорившись о том, кто какому животному будет строить дорогу, играющие приступают к работе.

В ходе работы педагог общается с воспитанниками, при необходимости помогает подобрать фигуры и называет их (надо взять все: большие и маленькие — фигуры заданной формы). Он поощряет попытки взаимообучения, особенно со стороны «зрителей», предупреждая конфликтные ситуации.

После того как первая группа участников справилась с заданием, дорожки из фигурок убирают — «дождик смыл», и к игре приступает вторая группа участников.

 «Подбери окошки»

Цель: формировать умение устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов, обобщать представления о величине, форме и цвете.

Оборудование: 8 наборов карт: большая карта (20x20 см), разделенная на 8 равных квадратов (квадраты верхней части закрашены красным, синим, желтым и зеленым цветом); 9 маленьких карточек (5x5 см), на которых изображены такие же, как на большой карте, окошки двух размеров и еще одно окошко круглой формы.

Ход игры: 1-й вариант. Воспитанники усаживаются вокруг стола. Все наборы карт у педагога. Он показывает карточки одного набора и объясняет содержание игры: «Дети, видите (указывает на большую карту), это дом, вверху у него окошки, а внизу их нет. Чтобы можно было в нем жить, нужно вставить окошки и на нижнем этаже. У нас есть разные окошки (раскладывает четыре окошка, подходящих для дома, и одно круглое окошко), разного цвета. Давайте посмотрим, какого цвета окошки у нас есть, и назовем их. Какого цвета это окошко? А это? Нужно посмотреть, какое окошко вверху, найти такое же и положить его внизу под верхним окошком». Вместе с участниками подбирает все окошки. После этого участники берут по одному набору карт и самостоятельно подбирают окошки для нижнего этажа дома. 2-й вариант. Педагог раздает наборы, состоящие из одной большой и девяти маленьких карточек. В этом случае из девяти окошек ребенок выбирает те, которые подходят для дома, т.е. того же цвета и величины, что и окна верхнего этажа. Затем можно предложить детям подобрать окошки меньшего, чем наверху, размера, предварительно показав, как это делать. Игровое задание можно усложнить, изменив форму окон.

«Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: формировать умение двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед, назад, направо, налево.

Оборудование: матрешка.

Ход игры: Воспитанники усаживаются полукругом. Педагог объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый игрок должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи». Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевалки и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое участников: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет. Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д. Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» или «горячо».

«Где чей домик?»

Цель: развивать представление о движении в пространстве: вперед — назад, вверх — вниз, налево — направо, умение использовать схематическое изображение пути движения.

Оборудование: 2 листа картона (30x20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются, на втором — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками; фигурки животных: собака, кошка и кролик.

Ход игры: Воспитанники усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Педагог объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. Выиграет тот, кто первым приведет животного домой». Педагог обращает внимание детей на стрелки, указывающие направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.

Усложнение: участникам дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие

направление движения, как на ориентир.

«День и ночь кружатся»

Цель: развивать представление о суточном цикле.

Оборудование: круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин Н. Рериха «Гонец» (ночь), «Святой остров» (утро), «Три радости» (день), «Беда-праведник» (вечер) или репродукции картин других художников, на которых изображено разное время суток; 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Ход игры: 1-й вариант. Педагог показывает знакомое воспитанникам изображение перехода ночи в день и дня в ночь. В беседе уточняется последовательность наступления разных периодов суток, особое внимание уделяется восходу и заходу солнца, утро и вечер рассматриваются как границы перехода тьмы в свет и обратно.

2-й вариант. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть репродукции картин Н. Рериха. При этом они свободно обмениваются впечатлениями. Далее к обсуждению подключается педагог, который задает вопросы: «Как вы думаете, что здесь нарисовано? Утро или день? Как вы догадались?» После определения времени суток на каждой из картин они раскладываются по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа

laquo;Найди ошибку»  Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа

Картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа

laquo;Придумай сам»Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в ка...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа

Картотека игр направленная на развитие познавательных способностей у детей 4-5 лет...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию.Средний дошкольный возраст.

В работе представлены игры направленные на развитие различных психических процессов у детей среднего дошкольного возраста....

картотека дидактических игр по познавательному развитию средняя группа

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение ...