Семинар "Экспериментирование"
презентация

Минина Нина Олеговна

Презентация проведенного семинара на тему "Экспериментирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon eksperimentirovanie_prezentatsiya.ppt636 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование в детском саду

Слайд 2

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ: «РАССКАЖИ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ — И Я ПОЙМУ». «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» . К.Е. Тимирязев

Слайд 3

Основная цель экспериментирования- познание окружающего мира (познавательное развитие) Это и является приоритетной целью

Слайд 4

Задачи экспериментирования Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Слайд 5

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование .

Слайд 6

Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства : 1 . Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми. 2 . Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. 3. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую . Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. .

Слайд 7

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. После трех лет ребенок переходит в следующий период – любопытства и любознательности

Слайд 8

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОПЫТСТВО И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? ЧТО ПЕРВИЧНО? (найти определение ) 1 . ………………………– внутренний стимул к получению новой информации с целью развития, расширения кругозора. 2. ……………………….– неконтролируемое стремление к познанию, присущее многим живым существам.

Слайд 9

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для планирования работы по подготовке спитанника, о любознательности там говорится следующее: «Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует. Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Устанавливает простейшие причинно-следственные связи»

Слайд 10

Факторы определяющие развитие любознательности: - развивающая среда; -проблемно- поисковые методы обучения; -детские вопросы; -детское экспериментирование, как основной метод развития познавательного интереса.

Слайд 11

Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности.

Слайд 12

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОПЫТОМ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ? (найти определение) 1 . ………………….. – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. 2.…………………. – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы .

Слайд 13

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ БУДЕМ ОБСЛЕДОВАТЬ? (назвать объекты для экспериментирования)

Слайд 14

Объекты живой природы. Объекты неживой Объекты рукотворного мира Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). Человек и группы людей .

Слайд 15

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО РАЗНЫМ ПРИНЦИПАМ. № п/п Принципы Описание 1. По направлениям: - “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). -. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.). - “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). - “Человек и группы людей” - “Рукотворный мир” (материалы и их свойства). 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке и т. п. 3. По количеству детей (форма организации): - индивидуальные (1—4 ребенка); - групповые (5—10 детей); - коллективные (вся группа). 4. По причине их проведения: - случайные; (специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение). - запланированные опыты проводятся на подготовленном предмете, объекте.

Слайд 16

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО РАЗНЫМ ПРИНЦИПАМ. 5 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные, или циклические. 6. По продолжительности: - кратковременные (от 5 до 15 минут); - длительные (свыше 15 минут). 7. По месту в цикле: - первичные; - повторные; - заключительные и итоговые. 8. По характеру включения в педагогический процесс: - эпизодические (проводимые от случая к случаю); - систематические. 9. По характеру познавательной деятельности детей: - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. -

Слайд 17

СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (последовательность элементов экспериментирования на примере опыта «Тонет, не тонет») 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (На прогулке дети заметили, что камушки тонут в луже, а веточки от деревьев не тонут, возник вопрос: «Что еще не тонет?». При организации трудовой деятельности (мятье конструктора, кукольной посудки…..) дети заметили, что одни предметы тонут, а другие –нет. Какие предметы тонут, а какие –нет?) 2. Целеполагание (что нужно сделать - опустить предметы в воду и посмотреть, что утонет, а что будет плавать) 3.Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается- взять тазик с водой, найти предметы из разных материалов; утонут металлические, стеклянные, камни ….???) 4. Правила ОБЖ ( надеть передники, тазик поставить на середину стола, опускать предметы медленно, по очереди, если намочили руки – вытереть) 5. Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии- дети с педагогом подбирают предметы, готовят тазик с водой, и выполняют опыт …) 6. Формулирование и фиксация выводов ( легкие предметы не тонут, тяжелые – тонут, корабль не тонет, потому что у него внутри воздух) 7. Возникновение новой гипотезы, предположений ( почему не тонет металлический корабль…)

Слайд 18

Результаты экспериментирования фиксируются для того, чтобы: -они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент; -фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в схеме; -развивать внешнюю и внутреннюю речь, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления. Способы фиксация результатов детского экспериментирования 1. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей. 2.Графический . Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. 3.Практический . Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием.

Слайд 19

ВЫБЕРИТЕ ОПЫТ И ЗАФИКСИРУЙТЕ РЕЗУЛЬТАТ 1 . Доказать, что в пустом стакане есть воздух . В емкость с водой ровно опускать перевернутый вверх дном стакан. Вода в стакан не будет набираться, воздух в стакане будет выталкивать воду. ИЛИ Опустить перевернутый стакан в воду, на поверхности воды появятся пузырьки. Вода в стакан наберется, и вытолкнет воздух (пузырики) 2. Растворимость веществ в воде . В один прозрачный стакан насыпаем сахар, в другой – песок и размешиваем. Сахар растворился, и вода стала сладкой. Песок – не растворился и выпал в осадок. 3 . Водопроницаемость песка и глины . В два прозрачных стакана ставим воронки, на них слой ваты, на вату в один стакан- песок, в другой стакан – глину. Наливаем воду на песок и глину. В стакане, где песок вода просачивается быстро, где глина – очень медленно.

Слайд 20

Особое место в педагогике занимает мысленный эксперимент , своеобразие которого заключается в том, что вместо манипуляции с реальными объектами, исследователь оперирует с информацией о свершившихся событиях . Что было бы, если б шкафчик с игрушками превратился в обеденный стол, чем бы тогда стали игрушки? » « А если фруктовые деревья превратятся в ёлки, чем тогда станут шишки? » « Что будет, если цветы поселятся в русском алфавите, чем тогда станут буквы? » « А вдруг дикие животные захотят жить в улее, кем тогда станут пчёлы? »

Слайд 21

ПОПРОБУЙТЕ ПОРАССУЖДАТЬ «Что будет, если снег превратится в конфеты?»

Слайд 22

Варианты решения: - снег можно будет есть; - с неба будут падать не снежинки, а конфеты, их можно будет собирать и хранить дома; - конфетный снег можно будет подарить друг.

Слайд 23

Благодарю за внимание Спасибо "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.