Консультация для педагогов "Развитие навыков дошкольников по сенсорному восприятию окружающего мира"
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

Окружающий мир – это то, что находится в реальном окружении ребенка, воздействует, влияет на него, требует от него уже сейчас правильных действий.

Задачи:

  1. Развитие восприятия как умения наблюдать; воображения как основы для решения творческих задач; мышления как умения анализировать и обобщать; речи как умения характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, поддерживать диалог.
  2. Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и о его месте в природе и обществе;
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.

Функции мозга при познании мира:

  1. Восприятие – получение информации с помощью органов чувств.
  2. Удержание – запись и хранение информации.
  3. Анализ – распознавание и классификация информации посредством проверки и исследования данных.
  4. Распознавание – узнавание кодов, информационных символов и т.д.
  5. Усвоение – восприятие слов, смысловых образов.
  6. Воспроизведение информации.

Познание опирается на развитие сенсорного восприятия мира. От этого зависит развитие всех сфер личности человека: познавательной деятельности, личных качеств и эмоционального отношения к окружающему миру.

Восприятие осуществляется через две сигнальные системы:

  1. Восприятие через 5 органов чувств.
  2. Восприятие через слово (устное, письменное).

Основные факторы, необходимые для развития второй сигнальной системы:

  1. наличие сформированных механизмов первой сигнальной системы;
  2. полноценное состояние центральной нервной системы;
  3. социальные факторы.

Инструменты сенсорного восприятия:

Наблюдением называют целенаправленное планомерное восприятие. Целью наблюдения является установление связей между сигналом принятым органом чувств и эмоциональной и интеллектуальной сферой человека. Типы наблюдений: общеразвивающее, коррекционное, мотивирующее, обобщающее.

Упражнения на развитие наблюдательности:

  • Поставьте перед детьми яркую игрушку или предмет с большим количеством деталей. Пусть дети рассматривают ее долго и спокойно. Затем предложите детям закрыть глаза, вспомнить и назвать все детали игрушки. Вместе проанализировать, что назвали, а что нет.
  • Предложите детям нарисовать интересный для них предмет по памяти.
  • Поработайте с парными картинками, содержащими различия.
  • Среди множества предметов предложите детям найти два одинаковых.
  • Предложите детям описать звуки, которые им нравятся или не нравятся, звуки животных, природы и человека.
  • Предложите детям изобразить звуки в рисунках и символах (нарисовать музыку).
  • Предложите детям, найти как можно больше запахов природы, и определить самый сильный из них.
  • Предложите детям найти как можно больше цветов осени.
  • Предложите детям найти осенний листочек с самым инертным цветовым сочетанием.
  • Упражнение «Коктейль запахов» - определение запаха с закрытыми глазами.
  • Упражнение «Портрет сегодняшнего дня» - графическое изображение образа прошедшего дня.
  • Упражнение «Какая тень подходит к каждому объекту».

Исследовательская деятельность – обобщение, обработка информации, способ (метод) познания.

Характеристики процесса исследования: объективность, вопроизводимость, доказательность.

Формы работы по поисково-экспериментальной детальности: экскурсии, эксперименты и опыты, лабораторные работы, театрализованная деятельность, наблюдение за живой и неживой природой, рассматривание картин, предметные недели, акции добрых дел, трудовая деятельность, праздники и т.д. Другими словами все, что может дать нам информацию через органы чувств.

Виды экспериментирования:

  1. Манипулятивное:
  • ведущий вопрос «А что будет?»
  • метод проб и ошибок
  1. Научно-методическое:
  • ведущий вопрос «Что я хочу узнать?»
  • метод исследования.

Структура детского научно-методического экспериментирования:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
  2. Целеполагание, что нужно сделать для решения проблемы.
  3. Выдвижение гипотез – поиск возможных путей решения.
  4. Проверка гипотез – сбор данных, реализация в действиях.
  5. Анализ полученного результата – подтвердилось или не подтвердилось.
  6. Формирование выводов.

Направления экспериментальных исследований:

  • живая природа (характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде);
  • неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:

  1. Самостоятельная детальность детей (не имеет ничего общего с научным экспериментированием).
  2. Совместная деятельность педагога и детей (соответствие с научным экспериментированием). Лучше, если педагог и дети делают все параллельно друг с другом.
  3. Специально организованное обучение (высший пилотаж экспериментальной деятельности).

При правильной организации исследований, опытов в детском саду, систематической рабы в этом направлении, к 6-7 годам ребенок овладеет навыком экспериментальной деятельности.

Очень важно при осуществлении познавательного процесса фиксировать результаты наблюдения или экспериментирования (например, дневник наблюдений).

Проектирование

В основе проектирования лежат:

  1. Развитие познавательных умений и навыков воспитанников;
  2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  4. Умение интегрировать знания из различных областей науки;
  5. Умение критически мыслить.

Технологическая приемлемость стандартов:

Дошкольное образование => творческие задания с элементами проектной деятельности.

Начальная школа => проектная деятельность;

Основная школа => коллективный проект;

Средняя школа (10-11 класс) => индивидуальный проект.

Проект – это воплощение замысла. Всегда начинается с идеи «Я хочу что-то получить», затем мы ищем ресурсы и используем их, и наконец, получаем то, что хотели. Но задача педагога заключается в том, чтобы не просто объяснить ребенку, что такое проект, а научить его замечать какие-то процессы, думать, как получить определенные ресурсы и использовать их.

Виды проектов:

  1. Творческие проекты.
  2. Ценностно-ориентированные проекты (проекты о семье, друзьях, любви к животным, Родине и т.д.).
  3. Игровые проекты (то есть проект-игра, например «Строим город будущего»). Обычно краткосрочные (две недели).
  4. Исследовательско-познавательные проекты (например, «Кто рисует книги»)
  5. Информационно-практико-ориентированные проекты (например, «Скоро праздник мам» или «Оформляем группу к новому году»).

Важно! Прежде, чем планировать познавательный процесс педагогу необходимо самому подготовиться, уточнить свои знания о тех или иных объектах живой или неживой природы, явлениях природы и т.д. Ваши знания должны быть систематизированы, Вы должны точно знать, что Ваши дети будут делать в процессе познания конкретного объекта. Также Вы должны подготовить необходимое оборудование  и методическую литературу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"

В консультации раскрыты особенности  восприятия окружающего мира  мальчиками и девочками....

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой...

Роль наблюдений в развитии мышления и восприятия окружающего мира дошкольников.

В статье предложены способы  применения  метода наблюдения за окружающим миром  для полноценного  и разностороннего развития  дошкольников....

Формирования осмысленного восприятия окружающего мира у старших дошкольников

Методика развития осмысленного восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Основная суть заключается в реализации идеи активного взаимодействия анализаторных систем при наличии субъкт-субъе...

Отчет по теме самообразования "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками"

Отчет "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками" оформлен в виде проекта, где четко описаны этапы и план работы по самообразованию, указана актуальность выбранной ...