Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки.
материал (старшая группа)

Сулайманова Назира Арстанбековна

 развитие мелкой моторики у детей  посредством дидактических игр и игрушек.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

 «Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

        Воспитатель:                                                                                 Сулайманова Назира Арстанбековна

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность ( лепка, вырезание, нетрадиционные техники изобразительной деятельности).

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

  • Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
  • Родительское онлайн-собрание на тему : « Как развить моторику рук и пальцев у детей в возрасте 5-6 лет через продуктивную деятельность, и зачем это нужно?»
  • Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

- работа с родителями посредством родительских онлайн-собраний, индивидуальных консультаций.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • игры с мелкими предметами
  • развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные методы рисования

                                 

                                       Актуальность

       

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

     Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

                           План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей подготовительного дошкольного возраста»

Октябрь

листки-памятки

 «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,

 «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,

 «Как развить мелкую мускулатуру рук»,

 «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», 

«Игровой самомассаж для кистей и пальцев»,

 «Чтобы пальчики писали.»;

В теч. года

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Ноябрь

Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей подготовительного возраста»

Декабрь

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Родительское онлайн-собрание на тему :

« Как развить моторику рук и пальцев у детей в возрасте 5-6 лет через продуктивную деятельность, и зачем это нужно?»

Апрель

Январь

Работа с родителями

Работа с детьми

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Январь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

Март

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Май

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

Использование игр

  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пальчиковый театр",

В теч. года

Работа кружка « Очень умелые ручки» с использованием нетрадиционных методов рисования

В теч.года

        

 

        Литература:

  • Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  • Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  • - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  • - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

В презентации представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования, а также работа с родителями, мониторинг, пальчиковые игры...

«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

     Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей дошкольного возраста....

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельнос...

Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...