Статья Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
статья (средняя группа)

ИЛЬИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Для предупреждения и преодоления трудностей  и проблем семейного воспитания необходимо координировать вести параллельную работу родителями детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как  детский сад – первый  вне  семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с  которым  вступают  в контакт  родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

      Дошкольными учреждениями  накоплен  значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного,  трудового,  умственного,  физического, художественного  воспитания и развития детей.

      Для предупреждения и преодоления трудностей  и проблем семейного воспитания необходимо координировать вести параллельную работу родителями детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как  детский сад – первый  вне  семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с  которым  вступают  в контакт  родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

      Для создания  в семье  благоприятных  условий  для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных  психолого  – педагогических  знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач:

      - показать актуальность проблемы;

      - изучить дифференцированный подход к работе с родителями;

      - определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;

     - выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителям;

     - доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах дошкольных учреждений;

     - проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.

     Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка  в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. От совместной нашей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в частности воспитателей, зависит  уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом  средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям  воспитателей , охотно будут устанавливать с  ними  контакт.  Воспитатели должны  постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

     Поэтому главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом – содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных  учреждениях, какой бы высокой  ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить ,  ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности , формируется их характер;  в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно ,  чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических  знаний  среди родителей . Это необходимо  и  для  того ,  чтобы искоренить  ошибки,  допускающиеся  родителями в семейном воспитании:  многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются  в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы  с  родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

     Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных  психолого  -  педагогических  знаний,  практическими навыками  и   умениями   педагогической деятельности. Согласуя свои действия с семьей , я старалась дополнить  или  компенсировать домашние условия воспитания. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы  и  дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе  и  воспитательно – педагогическом, а  с пониманием, заботой  и  привлечением к посильному  труду. Главное, чтобы ребенок,  как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

     Еще одна проблема – научить детей общению друг с другом,  научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность  объединяется единой целью  -  воспитатель свободного, развитого, ответственного человека, готового для  жизни в обществе.  Важно объяснить родителям эти задачи  и  попытаться совместными усилиями решить их. Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания  личности  в  открытой  социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия , семья оказывает влияние в целом на физическое , психическое  и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном  введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа -   прямая функция семьи. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.  Для плодотворного просвещения родителей  дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

     В связи с этим становиться ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень  общей культуры и педагогические  знания, необходимые  для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия  детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями;  и не только в виде психолого – педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их   в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия  педагогов,  родителей,  детей.

     Первым  и  решающим условием положительного направления  взаимодействия  являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность  добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями  и  умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой  организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только  своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга .  Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность  и  уважение. Взаимодействие детского  сада и семьи едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют  в воспитании одни и те же функции:  информационную ,  собственно воспитательную,  контролирующую. Для осуществления дифференцированного подхода  к родителям нужно соблюдать , как общепедагогических, так  и  специфических условий. Таковыми являются :   - взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;

     -  соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителями;

     - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

     - сочетание индивидуального подхода к каждой семье , с организацией работы со всеми родителями группы;

       -взаимосвязь разных форм работы с родителями;

      - одновременное влияние на родителей и на детей;

      -  обеспечение  в работе с родителями определенной последовательности, системы.

     Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее  уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи  -  дело деликатное, тонкое, требующее проявление уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Для выявления уровня педагогической культуры  и  степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

     1. Анкетирование родителей;

     2. Тестирование родителей;

     3. Индивидуальные  беседы с родителями;

     4. Индивидуальные беседы с детьми;

      5. Посещение семьи ребенка;

      6. Изучение тестов – рисунков детей типа ,,Мой дом,, ,, Моя семья,,.

      7. Наблюдение за ребенком  в сюжетно – ролевой игре ,, Семья,, .

      8. Наблюдение воспитателем  за взаимоотношением родителей и его детей во время приема и ухода детей.

      9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

      Участие семьи в воспитательно – образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как  родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа  с родителями приобретает особое значение  и становиться актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих гуманистических, духовно- нравственных  отношений  среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.

      Список используемой литературы:

      Зеленцова С. А.  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] /С. А. Зеленцова , И. И. Заздравных  //  Педагогика :  традиции  инновации:  междунар.  науч.  конф.  (г. Челябинск,  октябрь  2011 г.). Т.I.  -  Челябинск:  Два комсомольца,2011.  -  С.82 – 84.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Консультация для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, з...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...

Статья «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи ребенка"

Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

консультация для родителей и педагогов...