Игры с палочками Кюизенера
материал

Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._igry_s_palochkami_kyuzinera21.docx72.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №42 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

на тему:

«Игры с палочками Кюизенера»


hello_html_m77743d81.jpg

        

Подготовила воспитатель:

Сафарова Н.А.

Санкт-Петербург

2021г.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную

своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 
лет.

  • 1 этап игровой (с 1 года, но в среднем – с 3 лет)

На этом этапе происходит знакомство с материалом: строительство башен, лесенок и пр.

  • 2 этап математический (с 4–4,5 лет)

Начиная со среднего дошкольного возраста можно приступать к формированию понятия состава числа и последовательности чисел

Что почитать

Ниже представлены пособия по работе с палочками Кюизенера, которые помогут вам использовать все возможности этого поистине уникального пособия.

  • Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет, © Новикова В. П., Тихонова Л. И. 2008
  • Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет, М.: «Гном», 2015.
  • Разноцветные полоски//сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова
  • Альтхауз Д., Дум Э. Цвет — форма — количество. — М.: Просвещение, 1984. 64 с.

С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:
- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
- поможете освоить ключевые средства познания
– сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- сформируете навык самоконтроля и самооценки.
Игры  и занятия с  палочками Кюизенера:

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Раскладываем палочки по цвету, длине.

3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую," - и т.д.

7. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

8. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть всё на место.

9. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».

12. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

13. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

14. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

15. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам» 
Дайте ребенку фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера и предложите выбрать соответствующие палочки – «ленточки» к фартучкам и назвать их цвет: «это ленточка красная, и эта такая же»; «эта желтая и эта желтая» и т.д.
«Мы по лесенке шагаем» 
Предложите выложить числовую лесенку, найти палочку «1» - какого цвета, предлагается выложить перед собой, «2» - какого цвета, положить ее под белую палочку (или рядом сбелой), так чтобы получилась ступенька и т.д.

Старший возраст

 1.Вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд)

А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь дорогу... Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».

 Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?

 Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?

В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?

2.Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!

Какого цвета твой домик?

Какой формы у тебя крыша?

 Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?

3.На участке мы увидели дерево. Сделайте его.

 Где находится дерево? (слева, справа)

Какое у тебя дерево? (яблоня, груша и т.д.)

Если дерево с плодами, то, сколько плодов висит на твоем дереве?

4. Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?

5. Математическая лесенка. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!

Счет прямой и обратный, пространственные отношения (за, перед, между), длина (назови все палочки, короче фиолетовой), порядковый счет,

 Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Используемая литература:

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.

Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.

Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.

Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Кростики», «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».

https://razvivashka.online/metodiki/palochki-kyuizenera


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с палочками Кюизенера

Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...

Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"

В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые  способствуют развитию интеллекта ребенка....

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».

Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

Рекомендации для родителей. Как играть с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – м...

Игры с палочками Кюизенера. Картотека

Использование в работе палочек Кюизенера помогает детям формировать представление о цвете, длине, ширине, высоте; учит сравнивать и измерять предметы, помогает осваивать состав чисел и учит решать про...