Кружковая работа."Умелые ручки".
занимательные факты (средняя группа)

Башмакова Татьяна Николаевна

Кружковая работа во второй младшей группе.

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем ,ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Березка»

Чувашская Республика

Кружок

 "Умелые ручки."

Вторая младшая группа.

                                                                                                                            

                                                                                                                 Воспитатель: Башмакова Т.Н.

                                                                             2021-2022

                                                               Содержание

  1. Актуальность………………………………………………………………………….3

  2 .Педагогическая целесообразность…………………………………………………..3

  3. Цели и задачи…………………………………………………………………………3

  4. Возрастные особенности детей 4-5 лет……………………………………………..4

   5. Перспективное планирование на 2020-2021…….....................................................5

   6. Срок реализации образовательной программы……………………………………8

   6. Принципы и методы организации образовательного процесса…………………..8

   8. Ожидаемый результат……………………………………………………………….9

   9. Способы проверки…………………………………………………………………..9

  10. Список литературы………………………………………………………………..10

                                                     Актуальность.

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем ,ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях .В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком ,соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути , будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того ,что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»,

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой ,находить общее и различия ,создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение .когда они удаются и великое огорчение ,если образ не получился .В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата .Необходимо заметить тот факт ,что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их ,не позволяют другим испортить поделку.

 

                                         Педагогическая целесообразность 

Рабочая программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Рабочая программа направлена на то, чтобы через труд и творчество приобщить детей к художственному труду.

 Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, аппликация, упражнения зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги.

                                                                 Цель программы

Цель : Развивать познавательные ,конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

   Задачи:1.Воспитание трудолюбия, аккуратности,желание доводить начатое дело до конца .

2.Развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

3.Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр,игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения .

4.Обучение детей различным приемам преобразования ткани.


Обучающие:

- освоения практических приемов и навыков ручного мастерства (работа с пластилином, бумагой, соленым тестом, бисер).

- сформировать представление о создании поделок;

- научить находить общее и различия.

- сформировать представление о геометрических фигурах;

- сформировать представление о времени и пространстве;

Развивающие задачи:

- развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

- Развитие логического мышления и творческих способностей.

- Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

- Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные  задачи:

 - Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

- Привить любовь к конкретному предмету -ручному труду.

- Дать необходимые современному дошкольнику знания в области и развить соответствую-

щие способности детей.

- Воспитывать чувства ответственности и самостоятельности.

-Воспитывать  и развивать  общие способности  ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные.

- Воспитывать любознательность и сообразительность.

 -Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

                                                     Возрасные особенности.

«Умелые ручки для детей 4 -5 лет,». Отличается программа от других программ тем, что дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой,с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

                                                   

                                                     

                                                      ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

                                                                     РАБОТЫ.

                                                                     Сентябрь.    

Тема: Вводное занятие

Цель: Дать детям представление о ручном труде, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.

Тема: «Ёж» (аппликация с использованием природного материала)

Цель: Формирование у детей навыка делать аппликацию с использованием природного материала.

  Тема: « Гроздь винограда.»(лепка)

Цель: Учить скатывать маленькие шарики, выкладывать шариками форму грозди винограда.

Материал: пластилин, дощечка для лепки.

Тема: "Красивый букет" (печатание растений)

Цель: Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья и отпечатывание) . Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.

Материал: краски, кисточка, непроливайка, вода,  салфетка.

Тема: «Овощи на тарелке».(лепка)

Цель: Учить скатывать шарики, овал, расплющивать пластилин и придавать пластилину форму тарелки. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Материал: пластилин, дощечка для лепки.


                                                                 
     Октябрь
  Тема: "Радужный петух" (лепка)

Цель: Закрепить умение лепить овальные формы разного размера (туловище, голова).Закрепить прием оттягивания.

Материал: Пластилин, дощечка для лепки.

  Тема : "Рыбка" (пластилинография)

Цель: лепка пластилиновой поделки «золотая рыбка» на плоскости, освоить основные способы работы с пластилином: скатывание шарика, раскатывание, расплющивание, прижимание, размазывание.

Материал: Пластилин, диск, стеки, влажные салфетки.

  Тема : Коллективная работа«Наш горох совсем неплох».

Цель :Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.

Материал:лист А3 белого цвета, полоски зеленой бумаги на каждого ребенка, зеленый пластилин, зеленые фломастеры, клей-карандаш.

   Тема: «Яблоня».(аппликация)

Цель: Учить правильно наносить клей на бумагу, приклеивать в нужном месте картинки.

 Материал: вырезанные стволы, кроны и яблоки, листы бумаги.

                                                               

                                                                     Ноябрь
   Тема: Коллективная «Осень–краса» «Жар-птица» (стразы)

Цель :В работе с блестками соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты). Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

Материал: рисунок, клей, ножницы, кисточка, краски, стразы или бисер.

  Тема : «Рыбка» (из пуговиц)

Цель: Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.

Материал: клей, рисунок, пуговица, бумага.

  Тема: «Ежик» (лепка)

 Цель: обучение детей лепке предмета из куска пластилина,передавая характерные особенности (вытянутыйнос,лапы,иголки).
Материал:
 пластилин, доски, салфетки, семена гречи на каждого ребенка; 

  Тема: «Фруктовая корзина».(лепка)

Цель: Учить передавать особенности каждого предмета. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Воспитывать самостоятельность.

  Материа:пластелин,доска.

                                                                       Декабрь
 
Тема :"Зимний пейзаж" (акварель и соль)

Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель и соль”. 

Материал: Цветные листы картона, клей, кисточки, салфетки, соль в волшебных мешочках по количеству детей, детские ложечки, письмо, посылка.

   Тема: «Елка в лесу» (из манной крупы)

Цель: Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

Материал: манная крупа, контурный рисунок на картоне серого, синего или голубого цвета, клей ПВА, кисточка клеевая.

   Тема: «Чашка и блюдце»(лепка)

Цель: продолжать учить лепить шар, вдавливать в него палец и получить отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали.

Материал: пластилин, дощечка.

  Тема: «Елочные украшения».(тестопластика)

Цель: Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.

Материал: тесто для лепки, дощечки.

                                                             Январь
    Тема : «Девочка в шубке»(лепка)

Цель: вызвать у детей желание работать с пластилином.

Материал:пластелин, дощечка.

    Тема: «Снеговик» из ваты( работаем с ватой).

Цель: Прививать аккуратность и желание сделать очень красивую поделку.

Материал: рисунок, вата, клей,цветная бумага, клей.

    Тема: «Снежинки».(лепка из теста)

Цель:  вызвать у детей интерес к занятию, учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы

Материал:  тесто, формы снежинок, образец.


                                                                  Февраль
   Тема:
 «Красивое украшение для мамы» (стразы, бусины, природный материал)

Цель: Вызвать желание сделать приятный подарок для мамы. Воспитывать эстетический вкус. Вызвать желание , последовательность, трудолюбие.

Материал: нитки, стразы, бусинки, бисер.

   Тема: "Сердечки" (соленое тесто)

Цель: Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти. 

Материал: соленое тесто, дощечка, образец.

   Тема: "Парусник" (техника обрывной аппликации)

Цель: Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги. 

 Материал: белый лист бумаги ;цветная бумага; карандаш; клей.


                                                                         Март
  Тема:
 "Цветочная поляна" (тестопластика)

Цель: Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.

Материал:соленое тесто,дощечка.

   Тема: «Овечки из ваты»(нетрадиционная аппликация).

Цель: Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия).

Материал: картон с силуэтом овечки, клей, вата.

   Тема: «Закладка для книг» (из бумаги)

Цель: Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей). Развивать чувство цвета.

Материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

   Тема: «Полосатый кот» (путем обрыва бумаги)

Цель: Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

Материал: картон с силуэтом кот, цветная бумага, клей, салфетка.


                                                                           Апрель
  Тема:
 «Птичка» (лепка)

Цель:  формировать умение лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, вытягивать и прикреплять мелкие части.

Материал: пластелин, доска для лепки, образейц.

  Тема: «Покорение космоса» (аппликация)

Цель: закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на всём листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звёзды.

Материал: цветной картон, заготовки заранее изготовленные ракет, планет, ножницы, клей.

  Тема: «Русские березы» (путем обрыва бумаги)

Цель: Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги.

Материал: картон, цвктная бумага, ножницы, клей.

  Тема: «Листок с божьей коровкой» (тестопластика)

Цель: Развитие у детей навыка лепки из теста.

Материал: соленое тесто, дощечка для лепки, формочки для лепки тестом.

                                                                         Май.

   Тема: "Праздничный салют" (рисования тычком жёсткой полусухой кистью)

Цель: Развитие воображения и интерес к художественному творчеству, познакомить с новой техникой рисования.

Материал: лист бумаги, краски, вода, салфетка, кисть.

   Тема: “Весенний дождик”.( пластилинография).

Цель: закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон дополняя рисунок.

Материал: рисунок, пластилин.

   Тема:  “Букет цветов”( пластилинография).

Цель: закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон.

Материал :пластилин, картинка с изображением цветов.

                      Срок реализации образовательной программы

   Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения. Занятия с обучающимися проводятся 1 раза в неделю по 25 минут.-30 минут. По учебному плану в год предусмотрено 34 занятия.

                       Принципы организации образовательного процесса

   За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

                                                    Принцип построения:

   На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

   Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата .Также циклы очень мобильный ,ими легко пользоваться

-от простого к сложному.

-системность работ.

-принцип тематических циклов.

-индивидуального подхода.

                                                                        Методы

     Для качественного развития творческой деятельности умелые ручки  рабочей программой предусмотрено:

1.Наглядные(показ педагога, пример, помощь)

2.Словесные(объяснение,описаниепоощрение,убеждение,использование скороговорок,пословиц и поговорок).

3.Практические(самостоятельное и совместное выполнение подели).

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.

  Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

   Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

  Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работыгде стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

  В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко    применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу,

  Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

                                  Ожидаемые результаты освоения программы

   Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

  Этапы работы.

 1этап-знакомство со свойствами материалов.

 2этап-обучение приемам изготовления.

 3этап-изготовление поделок

  .Работа с родителями :индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы: приглашение родителей на открытое занятия, на выстави детских работ.

   Средняя группа:

-Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

-Освоят навыками работы с ножницами и клеем.

-Научатся видеть необычное в обычных предметах.

-Разовьют мелкую моторику рук.

                      Способы проверки результатов освоения программы

   Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе занятий, конкурсах, беседы с родителями и т.п.

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов.

                                                       Список литературы

1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;

6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;

16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия:“Вместе учимся мастерить”).

18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия:“Вместе учимся мастерить”).

19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;

20. “Субботник” - субботняя телепередача;

21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

План кружковой работы "Умелые ручки"

Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.Развивать сенсорные способности детей.Формировать художественный вкус....

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе.

Перспективное планирование кружковой работы "Умелые ручки" в старшей группе. Дата Тема Цель Материалы Июнь-Сентябрь Сбор природного и бросового материала. Для дальнейшей работы. Октябрь...

Отчет по кружковой работе "Умелые ручки"

Творческий отчёт работы руководителя кружка «Умелые ручки»Кулемина Ю.Ю.за 2014-2015 учебный год.По ФГОС одной из целей является развитие творческих способностей  воспитанников.Занятия кружка «Уме...

Отчет по кружковой работе «Умелые ручки»

Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками...

Кружковая работа "Умелые ручки"средняя группа

Кружковая работа"Умелые ручки"средняя группа...

Кружковая работа «Умелые ручки» (вязание крючком), «Бисероплетение» (Развитие мелкой моторики у девочек в продуктивных видах деятельности)

Эти виды рукоделия, пришедшие к нам из глубины веков, не только помогают нам в развитии мелкой моторики рук у девочек, но и успокаивают нервную систему, воспитывают усидчивость, вызывают желание созда...