Мосты
план-конспект занятия (старшая группа)

Герасименко Наталья Александровна

Формирование умения создавать объект из конструктора (геометрических тел) в соответствии со схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mosty_5-6let.docx111.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мосты»

Цель: формирование умения создавать объект из конструктора (геометрических тел) в соответствии со схемой.

Задачи:

  1. Расширить представления о разнообразии мостов по строению и назначению:
  2. Изучить основные части моста;
  3. Воспитывать умение работы в парах и микро-группах;
  4. Опытным путем определить, как можно укрепить мост и познакомить с особенностями арочного моста;
  5. Составить свою (индивидуальную) схему моста, закрепив знания о геометрических телах и изображений их на схеме.
  6. Построить мост из геометрических тел, опираясь на составленную схему.

Ребята, скажите, а что бы вы сделали, если бы вам нужно было бы попасть на другой берег реки? А из материалов и инструментов у вас были бы самые простые  - бревно, камень, веревка.

По одному бревну передвигаться не очень удобно, но если выложить ими целый ряд, то получится обыкновенная дорога, по которой легко перебраться на другую сторону.

Если речка широка,
И крутые берега,
Чтоб до цели вам добраться,
И сухим, притом остаться,

Вам не нужен самолёт,
Вертолёт и луноход.
Ведь ответ загадки прост:
Через речку строят …

Именно о мостах мы сегодня с вами и поговорим.

Но, сначала мы поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?» (С мячом)

Мост для автомобилей – мост какой? – автомобильный мост
Мост
для транспорта – транспортный мост
Мост
для железной дороги –железно — дорожный мост
Мост
для пешеходов –пешеходный мост

Мост из бетона – бетонный мост
Мост
из металла – металлический мост
Мост
из дерева – деревянный мост
Мост
изо льда – ледяной мост

Мост из кирпича – кирпичный мост
Мост
из камня — каменный мост

А теперь давайте пройдем за столы и узнаем, что нас ожидает дальше.

Я  хочу вас познакомить с необыкновенными подвесными мостами

Посмотрите на картинку.

Как вы думаете, где можно увидеть такие мосты?

 в горных районах нашей планеты.

Везде, где есть узкие, но очень глубокие ущелья.

Строятся они очень просто. На другой берег перебрасывается (или переносится вплавь) один из концов веревки. Второй конец остается на этом берегу. Оба конца закрепляются. Получается канатный мостик.

По нему рискнет пройти лишь цирковой акробат-канатоходец.

лучше держаться за какие-нибудь перила? Поэтому чуть выше основного каната на подвесном мосту обычно протягивают еще две веревки, чтобы было за что держаться. Да и снизу часто вместо одного каната протягивают два и настилают по ним настил из поперечных дощечек.

А в Индии такие мосты бывают живыми! Люди протягивают канаты с берега на берег и пускают по ним виться ростки лиан. Лианы очень прочные и гибкие растения. И растут они достаточно быстро. Поэтому через некоторое время канат оказывается опутанным лианами, по которым вполне можно ходить как по мосту.

Как называется такой мост? (подвесной)

Мосты по назначению бывают: пешеходные (посмотрите рисунок)

Автомобильные, вы их знаете (рисунок)

Железнодорожные.

Вот посмотрите, здесь изображен необычный мост

Такой мост называется двухъярусный, по нижнему ярусу передвигаются автомобили, а выше проходит поезд.

А это что за мост, кто знает?

Встречаются также разводные мосты.

Скажите, а как вы думаете, зачем нужны такие мосты?

А теперь давайте с вами разберемся, из каких частей состоит  мост.

строение моста

Опоры - это те конструкции, на которые мост (точнее, его пролетные строения) опираются и которые распределяют нагрузку, давящую на сам мост.

Пролетные строения - это собственно сам мост. То, по чему переходят реку люди или переезжает транспорт.

В зависимости от того как расположен мост и для чего его делают, планируются спуски с моста.

Если это пешеходный мост, то что должно быть (лестница)

И конечно, для безопасности необходимо на мосту установить перила.

Что может случиться, если перила не будут установлены?

Итак, давайте посмотрим, у вас на столах стоят формочки с водой. Представьте, что это река или большое озеро, например. И вам нужно через него перебраться, что нужно сделать.

Какие геометрические тела мы можем взять для опоры нашего моста (цилиндры, кубы).

Постройте, пожалуйста, опоры моста с обоих сторон вашего водоема.

Обратите внимание, что водоем у вас один, а значит, вы должны вместе договориться, кто, что будет делать и с какой стороны.

А теперь возьмите прямоугольную полоску из картона – это будет пролет нашего моста. Установите его так, чтобы он лег на поры моста и не упал в воду.

Как вы думаете по такому мосту будет удобно ходить?

Возьмите человечка из тарелочки и проверьте, сможет ли он переместится с одного берега на другой.

Хорошо, а теперь возьмите автомобиль. И попробуйте проехать на автомобиле. Оставьте машину на середине моста. Что произошло с мостом?

Он изогнулся

Что может произойти с машиной?

Да, мост может сломаться, и машина упадет в воду.

Ребята, подумайте, а что можно сделать, чтобы мост стал прочнее и надежнее

 Нужно поставить еще одну опору.

Подберите, пожалуйста, нужную по размеру опору и установите ее.

А представьте, что у вас нет такого длинного пролета. Но есть несколько коротких. Тогда что нужно сделать, чтобы наш мост получился.

Но даже при наличии промежуточных опор, балки под грузом прогибаются. Эту проблему решили древние римляне. Именно они стали строить первые каменные мосты, использовать в строительстве цемент и делать арочные (или как их еще называют, сводчатые) конструкции.

Что же это значит?

Возьмите полоску картона и попросите малыша продемонстрировать вам арку. Чем же она лучше ровного перекрытия?

Это можно проверить самому. Пусть малыш попробует надавить пальцем на середину "моста" из полоски картона. Он легко прогнется. А теперь выгните полоску в виде арки и пусть малыш попробует прогнуть этот мост. Правда, это сделать гораздо труднее?

Поэтому и мосты с арочными перекрытиями очень прочны и их можно делать гораздо длиннее, чем балочные. Есть мосты, построенные древними римлянами, которые стоят до сих пор.

В - Как вы считаете, достаточно ли для нашего города мостов? - А вы хотите придумать свои модели моста, чтобы украсить наш город, улучшить движение автомобилей и дать возможность для новых прогулок жителям города?

Д – да.

Для начала нам с вами снова нужно превратиться в архитекторов

Кто такие архитекторы?

Вам нужно построить схему вашего моста.

Давайте с вами вспомним как изображаются на схеме геометрические тела.

Для этого вы должны решить какой будет у вас мост по назначению (автомобильный, пешеходный железнодорожный)

Какие должны быть спуски с моста, если он для пешеходов?

А смогут ли машины спуститься по лестнице

Какой спуск должен быть для автомобиля?

Не забываем, что опоры у моста должны быть прочные устойчивые. Какие тела мы можем использовать для постройки опор.

Кто выполнит чертеж. Поднимает руку, я проверю и только тогда начнем строительство самого моста.

Мне кажется, что с такими красивыми, разными и интересными мостами наш город станет еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Мосты повисли над водами..."

Конспект совместной деятельности с детьми на тему: «Мосты повисли над водами…» с детьми подготовительной к школе группы. Образовательная область «Коммуникация» - составление творческих рассказов по...

Конспект к презентации "Мосты Санкт-Петербурга".

Я создала презентацию по ознакомлению детей подготовительной группы с мостами нашего города. Показывая фотографию моста, я даю краткое описание его, в чём его особенностсть, почему он так называется. ...

Мосты

Цель: дать представление о мостах, об их функциональном назначении, рассмотреть образцы 3-4 мостов разной конструкции....

Такие разные мосты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему" Знакомство с родным городом Санкт-Петербургом"...

Стихотворение, посвящённое открытию Крымского моста "Много ест мостов на свете..."

Уникальный проект сторительства Крымского моста привлекает и по сей день внимание всего мира......

Презентация "Мосты, мосты..."

Презентация дает возможность познакомить дошкольников с различными видами мостов: пешеходными, автомобильными, железнодорожными, комбинированными, а также с мостами интересной необычной формы....

Уважаемые родители советуем вам совершить удивительное путешествие с детьми к мостам Санкт -Петербурга. Выберите мосты и в путь.

Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией. Приблизительно, общая длина рек, протоков и каналов Санкт-Петербурга составляет 300 км, в городе так же имеются около 100 водоемов (оз...