Развитие и обучение детей раннего возраста с использованием системы Монтессори
статья

Клинцова Анна Вячеславовна

Статья посвящена актуальной теме развития и обучения детей раннего возраста с использованием системы Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klintsova.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и обучение детей раннего возраста с использованием системы Монтессори

(Клинцова А.В., МАДОУ№43 «Детский сад комбинированного вида», город Кемерово, воспитатель)

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме развития и обучения детей раннего возраста с использованием системы Монтессори.

Ключевые слова: развитие, обучение, дети, ранний возраст,  Монтессори.

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании.

Эта знаменитая педагогическая система была предложена итальянским педагогом Марией Монтессори в начале XX века, но имеет множество горячих последователей и сейчас. Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных и личностных особенностей, самостоятельность в обучении - все это дает ощутимые результаты [1, с.8].

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит.

Мария Монтессори как врач и педагог заботилась о реальном и правильном развитии ребенка. В своих поисках она опиралась на помощь других ученых в сопряженных с педагогикой отраслях. Так ее другом и советчиком был основатель генетической психологии Жан Пиаже, много консультаций получила в переписке с детским психологом Анной Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда и его последовательница).

Вопрос встал так: если по Фрейду многие проблемы личности проистекают из детских впечатлений, то как убрать из впечатлений ребенка негатив и дать ему возможность развиваться правильно.

Заслуга Монтессори в том, что она вывела не только теорию, но и дала миру свою ценнейшую практику.

Ставится цель - личностное развитие ребенка.

Под эту цель генерируются следующие задачи для воспитателя:

- пробудить у ребенка интерес;

- обеспечить индивидуальный подход в воспитании (в идеале каждому ребенку отдельный воспитатель);

- обеспечить ребенку свободу выбора;

- обеспечить своевременность физического и психического развития ребенка, не ускоряя и не замедляя процесс. (Воспитатель только вовремя должен подкидывать новые идеи в его ум, как дровишки в камин).

Своей деятельностью педагоги, по мнению Марии Монтессори, должны помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. Она выделяет здесь три этапа:

Первый – подготовка привлекательной и удобной для работы детей среды.

Второй – разрушение деятельности некоторых деток, которые мешают саморазвитию остальных детей в группе. Это самый сложный этап. (Всегда был и есть). Воспитатель должен показать ребенку, что его все равно любят и даже таким, шаловливым, беспокойным и несносным. В то же время педагог старается помочь ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Таким образом перераспределяет энергию с хаотичной к конструктивной деятельности. Это в конечном итоге ведет к личностному развитию.

На третьем этапе воспитатель старается не мешать ребенку в его поисках и в его работе.

Идеи Монтессори частично внедрялись в практику работы с дошкольниками и младшими школьниками. Наибольший эффект приносила работа в старших группах ДОУ. В начальной школе работать по этой системе было практически невозможно. Но даже отдельные элементы выглядели свежо и результативно [2, с.5].

В монтессори-группе занятие строится из следующих блоков:

- приветствие-круг (общение, музыка, танец, движение)

- работа с материалами (плашечки, бусинки, пирамидки и др., и пр. - многие десятки наименований удивительных развивающих материалов). Работа идет БЕЗ участия взрослого. Педагог постоянно рядом, присматривает за всеми, но вмешивается только в случае необходимости: покажет, как правильно пользоваться материалом, притормозит конфликт и т.д.

Почти все материалы сделаны так, чтобы ими можно было заниматься и в одиночку, и нескольким детям. Постоянно в доступе ребенка игры для развития движений: мячики, кегли, кольцеброс и пр. В любой момент ребенок, который устал сидеть, идет и, например, играет в кольцеброс или метает мячики в «пеликана».

Для детей раннего возраста важным является движение, которое осуществляется постоянно. Педагог, работающий с детьми раннего возраста по системе Монтессори представляет детям возможность самостоятельно делать выбор, так как дети раннего возраста не могут чем-то заниматься подолгу и на одном месте. Ребенок свободен в выборе.

Еще один блок занятий для детей раннего возраста важным является - творческий. Педагог показывает ребенку множество творческих техник, подбирая те, что подходят к раннему возрасту. Например, практикуются рисование ладошками и пальчиками. Во время занятий творчеством идут беседы, рассказываются и придумываются сказки.

И, наконец, финальный круг - снова музыка, общение, потом прощание.

В педагогической системе Монтессори для детей раннего возраста применяют определенные материалы, которые способствуют обучению ребенка. Эти материалы просты в применении, имеют привлекательный вид, соответствуют возрасту ребенка, их изготавливают из натуральных экологически чистых материалов: натуральные ткани или дерево, красители применяют гипоалергенные. Дизайн их изготовления не менялся со дня создания, т.е им почти 100 лет. Можно сказать, что монтессори-материалы это симбиоз развивающей игры и учебного пособия.

Монтессори-материалы направлены на развитие определенных навыков и умений у детей раннего возраста.

Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – рамки с застежками, шнуровками, блоки цилиндров и т. д.

Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т. д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков.

Для развития речи детей раннего возраста важным является общение с педагогом, который организует пальчиковые игры, игры-драматизации со сказочными персонажами.

Громадное преимущество этой методики для детей раннего возраста важным является состоит в том, что ребёнку даётся больше свободы в выборе занятий, больше самостоятельности, и принуждение сводится к минимуму. Естественно, при этом к минимуму сводится чувство обиды, и ребёнок развивается гораздо быстрее в интеллектуальном плане.

Список литературы

  1. Борисова, О. Ф. Детский сад по системе Монтессори. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования / О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен. - М.: Национальное образование, 2015. - 192 c.
  2. Монтессори, М. Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг) / М. Монтессори. - Москва: РГГУ, 2011. - 604 c.
  3. Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребенком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. - Москва: Высшая школа, 2014. - 192 c.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений

Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

Презентация на тему : "Игра как средство воспитания, развития и обучения детей раннего возраста"

Материал  в помощь педагогам при подготовке к музыкальным занятиям с детьми раннего возраста....

Мультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей Мультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Консультация для воспитателейМультимедийные и информационно - коммуникативные технологии в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста...

ИКТ и Мультимедиа в процессе адаптации, развития и обучения детей раннего возраста

Целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами в группах раннего возраста в процессе адаптации...