"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"
методическая разработка (средняя группа)

Крюкова Надежда Константиновна

Масстер - класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность»

Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и возможности применения её на практике; продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой; распространение педагогического опыта.

Задачи:  расширить знания педагогов о развитии познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

повысить профессиональное мастерство педагогов.

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Важным составляющим развития познавательной активности дошкольников являются способности к преобразованию. Способности к преобразованию в свою очередь  можно продемонстрировать во время выполнения заданий  по познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные виды исследований, доступных дошкольникам, позволяющими занять им активную исследовательскую позицию. Ведь новая информация детьми усваивается прочно только тогда, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Сегодня я хочу вам показать некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми. Темы для экспериментирования выбираю с учётом интересов детей, требованиями программы ДО, а также событийностью.

Практическая часть:

Опыт №1: Можно ли носить воду в решете?

Материал: дуршлаг, стакан с водой, лёд, ванночка.

Ход опыта: Наливаем воду в дуршлаг, затем туда же кладём лёд.

Сделали вывод: Вода имеет разные состояния: может быть жидкостью, а может быть – твёрдой.

Опыт №2: Почему осенью бывает грязно?

Материал: пульверизатор с водой, чашка с землёй, салфетки.

Ход опыта: В чашку с землёй набрызгали воды («дождик идёт»). Пощупали руками образовавшуюся грязь.

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности обращаю внимание детей на происходящие вокруг превращения, которые носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяющие ребёнку экспериментировать, развивая познавательную инициативу.

Опыт №3: Куда делся запах?

Материал: кукурузные палочки, банка с крышкой, пипетка, одеколон.

Ход опыта: Взять кукурузные палочки, положить их в банку, в которую заранее был капнут одеколон и закрыть плотно крышкой. Через 10 минут открыв  крышку – запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек.

Сделали вывод: Поглощение запаха называют адсорбцией.

Опыт №4: Красочная лампа

Материал: подсолнечное масло, вода, 3 стакана, таблетка аспирина, краситель (краска), пипетка, фонарик

Ход опыта: 1- Смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды, добавить краситель. 2 – Взять таблетку аспирина, бросить на дно банки с полученной смесью. 3- Для подсветки можно направить луч фонарика.

Сделали вывод: Таблетка начинает шипеть и перемешивать воду, а капельки краски  начинают растворяться.

Вывод: Достоинство познавательно – исследовательской деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Деятельность выстраивается таким образом, что ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.

Рефлексия: 

1. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию в вашей работе.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Доброе утро, я вам говорю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

- Ребята, давайте встанем в круг на ковре и возьмёмся все вместе за руки. Сейчас мы поиграем в учёных, исследователей. Скажите, чем занимаются учёные? (ответы детей)

- Учёные занимаются наукой. Наука – это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают учёные? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину)

- Но чтобы попасть в лабораторию, нам ребята, надо узнать темы наших исследований. И первые подсказки стоят перед вами. Отгадайте, что это?

Она всегда бежит вперёд,

Но никуда не утекает.

(вода)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(лёд)

 

- Правильно, молодцы! Сейчас мы как настоящие учёные, будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды. Для этого вам необходимо занять свои рабочие места. Приступим к нашему исследованию.

- А вы слышали такую поговорку: «носить воду в решете»? Можно ли это делать? (ответы детей) Давайте проверим.

- Возьмите стаканчик с водой и налейте немного в дуршлаг – наше решето. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается. Где теперь наша вода? (в ванночке) А теперь возьмите и положите в дуршлаг лёд. Можно потрясти его, покачать. Что происходит? Лёд продолжает лежать в дуршлаге.

- Почему вода утекла? (она жидкая) А почему лёд не утекает? (он твёрдый).

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, а твёрдой как лёд, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью. Так можем ли мы носить воду в решете? (нет)

- Отгадайте, ребята, какая тема нашего следующего исследования:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это…(дождь)

- Ребята, почему осенью на улице грязно? (ответы детей) Давайте проверим, так ли это.

- Возьмите пульверизатор с водой и набрызгайте в чашку с землёй. Это у нас «дождик идёт». Пощупайте руками образовавшуюся грязь. Грязно? Мокро?  

- А теперь скажите, почему так происходит? (ответы детей) Верно. При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

- А что тут у меня такое? А, это же письмо от нашего друга Незнайки. Посмотрим, что на этот раз он хочет узнать. (Читаю)

«Здравствуйте, мои юные исследователи. В бутылочке когда-то были мои любимые духи, но они закончились, и остался только приятный запах. Я решил использовать бутылочку ещё подо что-нибудь и насыпал туда кукурузных палочек. И мой любимый запах исчез! Помогите разобраться, куда делся запах?»

- Ребята, вы знаете, куда исчез запах? (ответы детей)

- У вас на рабочем столе есть баночки, в которых есть запах духов. Понюхайте. Положим туда кукурузных палочек и закроем баночки крышкой. Теперь нам нужно немного подождать.

- Совсем недавно мы с вами отмечали День матери. Вы пели песни, танцевали, дарили подарки. А хотите еще сделать любимой маме приятное? Тогда я предлагаю вам в нашей лаборатории сделать красочную лампу.

- Для этого эксперимента нам нужно смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды. Затем капнуть туда немного краски. А я добавлю немного волшебства (бросаю в стакан с полученной смесью таблетку аспирина). Посмотрите, какая красота! Как вы думаете, что сейчас происходит? (ответы детей)

- Моя «волшебная» таблетка начинает шипеть и перемешивать масло и воду, а капельки краски начинают растворяться. (для подсветки можно направить луч фонарика)

- Вернёмся к нашим баночкам, в которые вы положили кукурузные палочки. Открывайте крышечки и понюхайте. Что вы чувствуете, есть запах? (ответы детей) Запаха нет – его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение запахов называется адсорбцией.

- Я думаю обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"

Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.Актуальность.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоян...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют ста...