Программа “Сопровождение талантливых и одаренных детей в дошкольных группах”.
рабочая программа

       Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

      Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podderzhki_odarennyh_detey.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа “Сопровождение талантливых и одаренных детей в дошкольных группах”.

 1.Пояснительная записка.

    Актуальность темы.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования, задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

       Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

      Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

      Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

       Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

        Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, родителей.

Программа рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.

Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;

        - интеграция основного и дополнительного образования;

        - разработать план мероприятий для развития творческой и

психомоторной (спортивной) одаренности детей;

        - повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по

вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

                 2. Нормативно – правовая база программы:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования».

- Письмом  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;

- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

- принцип развивающего обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип возрастания роли дополнительного образования.

  1. Методы диагностики в ходе реализации программы:

- наблюдения;

- беседы;

- педагогическая диагностика

- изучение продуктов детского творчества;

- ведение индивидуальных карт развития.

  1. Планируемые результаты.

- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;

- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;

- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);

- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

- организация системы дополнительного образования;

- обогащение предметно – развивающей среды;

- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

  1. Основные направления реализации программы.

Направления работы:

  1. Работа с одаренными и талантливыми детьми
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с родителями

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- групповые занятия;

- работа по индивидуальным планам и маршрутам.

  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное от занятий время:

- индивидуальные занятия;

- проектная деятельность;

- организация выставок;

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков, секций.

Работа с педагогами:

- педагогические советы;

- педагогическое проектирование;

- взаимопросмотры;

- выступления из опыта работы;

- презентации;

- семинары – практикумы;

- консультации, рекомендации.

Работа с родителями:

- анкетирование;

- родительское собрание;

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

- совместные детско – родительские проекты;

- презентации;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- помощь в создании предметно - развивающей среды.

7.Основные этапы реализации программы.

I этап – диагностико – организационный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в саду.

Задачи: - изучение нормативной базы;

- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;

- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – реализационный.

Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи: - диагностика способностей воспитанников;

        - разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

        - формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;

        - повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.

III этап – аналитический.

Цель:          переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.

Задачи:         - анализ итогов реализации программы;

        - осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;

        - обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.

8. Список литературы.

1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.

5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.

6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.

7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.

8. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.

9. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.

10. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.

11.Т. С. Комарова  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017

12. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.

13. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.

14. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.

15. Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.

16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

17. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.

18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001

    9. Приложения.

Приложение 1.

Методики для выявления компонентов одаренности

в дошкольном возрасте

Название методики

Предназначение методики

Возрастные ограничения

Анкета А. де Кафа -Г. Хаана

Определение компонента одаренности

С дошкольного возраста

Фигурный тест Е. Торренса

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Творческий компонент

С 4 лет

Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Творческий компонент

С 5 лет

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.)

Творческий компонент

4-6 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий компонент

4-6 лет

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Творческий компонент

С 5лет

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);

Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческий компонент

С 5 лет

  Методики диагностики     универсальных творческих способностей для детей

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Творческий компонент

С 5 лет

 Тест креативности Вильямса

Творческий компонент

С 5лет

 Тест №1. Методика определения статической координации.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

 Тест №2 Методика определения динамической координации.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест №3 Методика определения быстрого реагирования «Нажми кнопку»

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест №4 Методика определения ориентировки тела в пространстве.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест №5 Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений.

 «Пройди и запомни»

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Тест №6 Методика определения физической подготовленности.

Психомоторный компонент

С дошкольного возраста

Приложение 2.

Карта одаренного ребенка

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (группа здоровья).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты педагогической диагностики.
  8. Результаты социометрического исследования.
  9. Область одаренности.
  10. Признаки одаренности.
  11. Диагностика одаренности.
  12. Выводы и рекомендации.
  13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Приложение 3.

План работы с талантливыми и одарёнными детьми

на 2020 – 2021 учебный год.

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей.

Защита проектов по изодеятельности.

Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»

Спортивные соревнования « На старт»

Воспитатели

Октябрь

Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях».

Театрализованное представление «Играем в театр»

Тематический праздник «Вот и осень пришла»

Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев»

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Ноябрь

Деловая игра для педагогов «Детская одарённость»

Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!»

Праздник «День Матери»

Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»

Творческая группа

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Декабрь

Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей»

Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы»

Выставка семейных  поделок на тему «Мастерская Деда Мороза»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Январь

Консультация для педагогов «Проблема одарённости в современной педагогике»

Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!»

Спортивный праздник «Весёлые старты»

Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома»

Директор

Муз. руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Февраль

Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка»

Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц»

Воспитатели

Воспитатели

Март

 Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей»

Праздник «Для любимых мам»

Выставка «Букет для мамы»

Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми»

Творческая группа

Муз. руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Апрель

Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка»

 «День здоровья»

Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать»

Директор

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Май

 Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми

Акция «Открытка к 9 мая»

Спортивный праздник «Дружба крепкая»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентаци...

Программа "Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ"

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее время актуальность и значимость проблемы р...

Программа "Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ"

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее время актуальность и значимость проблемы р...

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...

«Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»

Сопровождение талантливых и одаренных детей по изобразительной деятельности в дошкольном учреждениии....