Консультация для молодых воспитателей: «Занятие-это занимательное дело»
консультация

Подробное описание составления конспекта занятия, ошибки при проведении занятий с детьми; методические приёмы привлечения интереса и внимания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii_dlja_pedagogov_po_sosta_1.docx109.42 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм составления конспекта занятия

 

 

Деятельность   педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.

В настоящее время все занятия строятся на принципах интеграции. Что такое интеграция?  Это, когда один основной вид деятельности входит в другой вид деятельности, то есть смешивается - интегрируется.  Например, педагог провёл  занятие по ознакомлению с окружающим миром  по теме «Русская береза», где объединила   разные  дидактические методы: беседа, рассматривание репродукций или картин, опытно-экспериментальная или исследовательская работа, использование схем или карт и т.д. Здесь же включила  задачи безопасности, сохранения здоровья детей.  Используя разные дидактические методы и приемы,  педагог еще и  предлагает  детям  через рисование, либо аппликацию изобразить березу или сделать коллективную работу, например,  «Березовую рощу».

Получилась         интеграция         двух         доминирующих         образовательных         областей:  

«Познавательного развития» и «Художественно-эстетического развития».  

 Таким образом, можно строить занятия, где педагог, используя интеграцию, решает образовательные задачи и психолого-педагогическое содержание задач образовательной программы дошкольного образования. Занятия, построенные на принципах интеграции,  позволяют повышать интерес детей, желание заниматься и  активность детей, как правило, всегда высокая.

 

 Типичные ошибки при составлении конспекта занятия

 

Остановимся на общих ошибках, допускающихся  при  составлении  конспекта. При составлении программного содержания занятия обычно допускается  распространенная ошибка - отсутствие триединства в составлении программного содержания. Нет целостности, четкости в составлении программного содержания  в  определении образовательных, развивающих и воспитательных задач. Значит, при составлении программного содержания необходимо всегда продумывать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. 

  • Во многих конспектах не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам, то есть в программном содержании прописываются определенные  задачи, а  в занятии их реализация отсутствует или о решении каких-то задач ничего не говорится, а в занятии воспитатель их  решает.  Например, в программном содержании поставлены задачи: познакомить детей с математическими знаками «плюс», «минус» и «равно», а в ходе занятия выявилось, что дети знаки знают, воспитатель их только закрепляет. В программном содержании ничего не говорится о знаках «больше» и «меньше», а в течение  занятия идет ознакомление с данными математическими знаками.
  • Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи. Объем и отбор  методов и приемов должны иметь оптимальное содержание для решения программных задач и должны соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей.  Методы и приемы должны подбираться так,  чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и занятие тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут, так как смена интересных видов деятельности и продуманная двигательная активность, изменение статической позы ребенка повысят  их  активность  и сохранят повышенный интерес в течение всего занятия. Но главное, должна соблюдаться интеграция образовательных областей. Итак: необходимо обязательно в конспекте  обозначить  основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов  образовательных деятельности. 
  • Конспект следует продумать так, чтобы  в основном говорили дети.  Надо помнить, что педагог должен говорить 25 – 30 %, а остальное время говорят дети. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией.  Необходимо давать возможность детям использовать свой приобретенный жизненный опыт, то есть реализовать знания, полученные ранее не только на занятиях в детском саду, а и посредством  самостоятельных наблюдений, знаний, полученных в общении с родителями, со сверстниками; через просмотр познавательных фильмов, изучения с помощью взрослых энциклопедий, чтения художественной литературы, рассматривания картин, из своих наблюдений  и т. д.
  • Наблюдения показывают, что в использовании элементов проблемности, в обучении чувствуется недоработка. Многие конспекты, составленные воспитателями, скучные, в них не решаются, не выдвигаются проблемы. В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель в занятии решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Например,  воспитатель использовал проблемную ситуацию, но стоит только одному из детей найти правильное решение и воспитатель сразу с ним соглашается. А для Маши и Коли, например, не понятно, они остались при своем мнении, это потому, что воспитатель вместе с детьми не выяснил, почему именно  это решение правильное, может быть  есть и другой способ решения проблемы? Педагог должен быть уверен, что каждый ребенок  понял правильность решения задачи, усвоил материал.  

Итак: выбор  наиболее рациональных методов и приемов обучения, развития и  воспитания,  в зависимости от образовательных задач, обеспечивает развивающий характер занятия (развитие познавательной активности ребенка, его самостоятельности мышления, включения в поисковую ситуацию и др.).

  • Необходимо в конспектах занятий продумать, обозначить  предварительную работу по  определенной теме, то есть, обозначить  степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.
  • Встречается еще одна очень распространенная ошибка. В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет в каждом виде деятельности, как в  организованном, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на словарную работу уделяется крайне мало внимания. 
  • В большинстве         конспектов не обозначается         индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей. В последнее время  говорится о том, что работа в дошкольном учреждении строится на личностно-ориентированном подходе к детям. В индивидуально-дифференцированном подходе как раз есть большая возможность реализовать личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать психологические и физические особенности каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию. Итак, индивидуальная работа с детьми  проводится до занятия с целью облегчить  ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии

нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О  дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

Необходимо также отметить  еще ряд недостатков в продумывании занятия, а также некоторые ошибки, которые встречаются в составлении конспекта: 

  • Допускаются грамматические ошибки;
  • Не конкретно продумываются вопросы;
  • Не четко и последовательно даются детям задания;
  • Мало используется музыкальное оформление занятия и познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств  ИКТ.  Мы не должны  забывать,  в какое время  живем.
  • Допускается неверная подача информации. При продумывании занятия педагог прежде всего сам должен знать, что целесообразно показать и  рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Педагог  должен и обязан  доводить до детей достоверную информацию.
  • Обычно при составлении занятия по физическому развитию детей, часто имеют инновационный характер. Вместе с тем, встречаются ошибки при  составлении  конспекта,  не даются  разъяснения такого характера, например:
  • комплекс упражнений изучен  ранее или идет закрепление;
  • какое из основных движений на сегодня новое;
  • каким способом выполняются основные движения:
  • знакома ли подвижная игра для детей или она новая. И, если даже эта игра детям знакома, то по методике все равно необходимо повторить правила или сделать акцент на правило, которое дети чаще всего нарушают. А, если эта игра для детей новая, необходимо показать, как педагог преподносит детям правила игры;
  • не показана индивидуальная работа с детьми, и самое место на таких занятиях, особенно в основных видах деятельности, использовать дифференцированный подход;
  • не показана роль воспитателя на занятии.

• Каждый конспект занятия, либо сценарий какого-то праздника или развлечения, направлены на то, чтобы делиться опытом работы и, кроме основных требований к оформлению конспекта, было бы хорошо сопровождать его приложениями или сопровождать иллюстративным материалом, обеспечить дидактическим материалом (например, схемы, карточки, движения какой-то игры, музыкальные композиции и  др.)  

Итак: При составлении и оформлении конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество  образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы  представление,  какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится занятия, какой материал будет использован на занятии, какая должна быть предварительная работа и т.д.    

 

 Рекомендации к вхождению в тему:

 

Для успешного вхождения в тему, для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, заворожить детей. Как это можно сделать, какие приемы использовать?

1.Сюрпризный момент очень выигрышный:

  • какое-то письмо с проблемными заданиями;
  • закадровый голос;
  • в гости какой-то персонаж пришел и предложил…
  • какой-то элемент яркий на доске либо на фланелеграфе, например, из-за кустика выглядывают чьи-то ушки…

2.Педагог, перевоплощенный в какого-то героя, имеющий проблему…

3.Использование Модели 3-х вопросов – инновационный метод

  • что вы знаете о….?
  • откуда вы это знаете?...
  • что бы вы хотели еще узнать?...

 

Указания к составлению конспекта занятия  

 

Подготовка к составлению занятия: 

1. Определить программное содержание занятия, опираясь на:

- образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и обучения детей;

-ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

- время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

- дефект речевого развития детей;

- уровень развития детей, входящих в группу;

- ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. Необходимо сформулировать программное содержание, которое, как и на

всех         видах         занятий         будет         включать         в         себя         три         вида         основных

задач: образовательная (обучающая), развивающая, воспитательная.

Логичнее начинать формулировать с образовательной:

  1. Образовательные (здесь мы можем расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов». 
  2. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).
  3. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы». 
  • Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов.

-При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

  • Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).
  • Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант). - Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант).
  • Избегать при формулировке задач слов:
  • «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;
  • «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.
  1. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.
  2. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это – индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).  

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

  • Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида

детей и т.п.).

  • Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)
  • Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.
  • Сообщение цели занятия.
  • На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;
  • очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;
  • при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её

определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

  • При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..
  • Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).
  • Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,
  • По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.
  • Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.
  • Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. 

 

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть – итоговая (до 3 –5 минут) Включает в себя:

  • Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».
  • Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.
  • Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.
  • Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

 При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

Обобщенная схема конспекта занятия 

  1. В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.
  2. Титульный лист конспекта содержит: 

Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);

Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине);

Конспект (указать форму проведения: занятие, наблюдение, развлечение, экскурсия, игра и т.д.), тема «….») в ___группе (указывается возрастная группа

ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть)

  1. 2020-2021 учебный год (внизу, по центру).

 

Далее или на втором листе должны быть указаны:

 

1. Цель. (является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет достичь, к чему он стремится). Она может быть только одна. Используются глаголы: совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение. 

  • направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД;
  • соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение НОД;
  • представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели;

 

2. Программное содержание или задачи: 

 Образовательная   

1. … 2. …

3. …

 Развивающая  

1. … 2. …

3. …

 Воспитательная  

1. … 2. …

3. …

  1. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
  2. Виды детской деятельности
  3. Методы и приемы реализации содержания занятия
  4. Активизация словаря (расписать новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей)  
  5. П о д г о т о в к а  к  з а н я т и ю Предварительная работа. 
  • Чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения);
  • Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель)
  • Игры (название)
  • Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

 

  1. Материалы и оборудование: Раздаточный: Пример: 
  1. Зеркала - 10 шт. 
  2. Мягкая игрушка «Котёнок» - 1 шт. 
  3. Карандаши зеленые и синие – по количеству детей. 
  4. Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.

  1. Индивидуальная работа: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример: «Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу». 
  2. План, ход работы: 

  1. часть. Вводная (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

Мотивация игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления. 

  1. часть. Основная  (последовательное решение всех поставленных задач).
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности воспитанников.
  • Методика изложения нового материала.
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников;
  • Постановка целей самостоятельной работы детей.
  • Определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации совместной деятельности воспитателя с  учётом         индивидуально-дифференцированных         особенностей воспитанников.

II часть. Заключительная  (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности, фиксация в речи детей нового знания или способа действия, организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний; мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков).

Условия проведения: оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений; использование фишек для обозначения собственного уровня роста знаний или деятельности на занятии; организация беседы; использование вопросов к детям: «Что нового вы узнали?», «Где можно применить новое знание?», «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?», «Зачем мы отправились в путешествие?», «Зачем мы искали истину?», «Для чего мы проводили эксперименты?», «Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?», «Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии» и др. Вопросы, задаваемые детям, могут быть связаны с программными задачами занятия, с формой проведении занятия, с «открытием» нового знания, с эмоциональным состоянием детей, с познавательной деятельностью детей.

Список использованных источников. Указываются программы, на основе которых выбиралось содержание и задачи образовательной деятельности, методические пособия.

Приложение. Иллюстративные материалы (фото, видеоматериалы и т.д.)

  

  

  

 

 

 

Приложение

к методическим рекомендациям «Алгоритм составления конспекта занятия»

 

Модель составления формулировки учебных задач 

Наименование задачи

Слово для начала формулировки задачи

На что может быть направлена задача

Образовательная

Учить …

Формировать …

Способствовать …

Знакомить …

Обобщить … Расширить представления..

  • выполнять основные виды операций;
  • представления о …;
  • осознавать признаки понятий, технологию процессов;
  • определять причинно-следственные связи, закономерности…;
  • правила поведения …;
  • и т. п.

Развивающая

Развивать …

Формировать …

Обогащать …

Систематизировать …

Обобщать …

Стимулировать …

  • … умения и навыки;
  • словарный запас детей;
  • способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
  • сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

  • двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений); - познавательный интерес учащихся; - …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);
  • самостоятельность обучающихся;
  • способности к …;
  • и т. п.

Воспитательная

Воспитывать…

Способствовать …

  • нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности

(например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

  • общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);
  • коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).

 Классификация методов обучения

 

Методы

Форма

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия Лекция Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.) Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

Упражнения Практическая работа Решение задач

Моделирование объектов

 

 

 

ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Название приема

Описание приема

1.

Голосовая и эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

2.

Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3.

Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь.

4.

«Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных (словесно или баллами).

5.

Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны

6.

Риторические вопросы.

Повторение основных моментов рассказа в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7.

Контрольные вопросы.

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных обучающихся.

8.

Наводящие вопросы

В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

9.

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

10.

Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового сообщения задавать  уточняющие вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее.

11.

Тренировка кратковременной слуховой памяти.

Педагог прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажения: «Как эхо».

12.

Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения).

Главное усилие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул: включить или выключить магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор; опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п.


ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ

Приемы

Влияние на процессы внимания

Переключение

- замена слуховой информации на зрительную (и наоборот);

- изменение на короткое время темпа работы.

Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания.

Фактор новизны

- парадоксальный случай, спорное утверждение;

- необычный предмет в поле зрения («помощник»).

Интригует;

концентрирует внимание.

Использование системы звуковых сигналов.

Концентрирует внимание.

Неполное представление содержания.

Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес).

Возможность (для обучающегося) личной интерпретации неопределенного содержания.

Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.

Эмоциональная насыщенность материала:

- придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны;

- создание зрительных образов (визуальный ряд).

Формируется произвольное внимание.

Разнообразие материала и видов деятельности.

Привлечение внимания; устойчивость внимания.

Систематизация материала, различного рода схемы.

Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний

Установка на внимание перед изучением определенной части материала.

Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание.

Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др.

Активизация, привлечение внимания.

Практическая ценность и личная (профессиональная) значимость изучаемого материала.

Активизация внимания и интереса.

Факторы, способствующие возникновению интереса:

 - оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно;

- определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер);

- нестандартный вопрос, проблема, загадка;

- прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления.

Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Консультация для молодых воспитателей по теме "Сказкотерапия"

Данная консультация по психологии поможет молодым воспитателям понять как сказка влияет на развитие личности ребенка дошкольного возраста...

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...