РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ и ПРОТОКОЛ «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет»
материал (старшая группа)

Шевцова Ольга Ивановна

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Сказка»

Родительское собрание

«Возрастные особенности развития
детей 5-6 лет»

Подготовила воспитатель:

Шевцова О.И.

г. Рассказово

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6лет; познакомить родителей с особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, логопед, родители.

План проведения:

1. Выступление логопеда «Специфика обучения и воспитания детей логопедической группы. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

2. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

3. Особенности образовательного процесса в старшей группе.

4. Разное.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем родительском собрании «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Хочу предоставить слово нашему педагогу логопеду Ивановой Ларисе Валентиновне.

Ну, а сейчас мы узнаем, как вы знаете своих деток (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают:

1. До скольких ваш ребенок может считать?

2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы думаете?

3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток?

4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?

5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?

7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям?

8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?

9. Как вы думаете ваш ребенок вежливый?

10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше - меньше, короче, одинаковые)

11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?

12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы?

Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?

13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?

14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома?

15. Чем ваш ребенок информирует придя из детского сада?

16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?

17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?

18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).


Выступление воспитателя: Возрастные особенности детей 5—6 лет

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.

Возраст 5 - 6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы.

Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать

и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность,

проследить логическую закономерность и обосновать.

В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.

Развитие психических процессов:

ВНИМАНИЕ:

 5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

- находить 5-6 отличий между предметами;

-  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

- находить 4-5 пар одинаковых предметов;

- Неспособность быстро и часто переключать внимание.

ПАМЯТЬ:

- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

- рассказывать наизусть несколько стихотворений;

- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

сравнивать два изображения по памяти;

легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

- Преобладает непроизвольная память.

МЫШЛЕНИЕ:

- определять последовательность событий;

- складывать разрезанную картинку из 9 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).

Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

МАТЕМАТИКА

Счет в пределах 10.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»

Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.

Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.

ПОЗНАНИЕ

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.

Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.

Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

Социально – нравственное развитие:

Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;

- стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;

- проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;

- проявляет навыки взаимодействия с детьми;

- активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.

Развитие личности:

Желает показать себя миру;

Он часто привлекает к себе внимание, т.к. ему нужен свидетель его самовыражения;

Стремится к большей самостоятельности;

Очень хочет походить на значимых для него взрослых;

проявляет волевые усилия при преодолении трудностей.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

Игровая деятельность:

Действия детей в играх становятся разнообразными.

Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят

свое поведение, придерживаясь роли.

Конструирование:

Конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.

Дети осваивают 2 вида конструирования:

От природного материала к художественному образу (ребенок достраивает природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями).

От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).

Изобразительная деятельность:

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Трудовая деятельность:

Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро,

осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Гигиенические умения:

ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;

по мере необходимости пользуется носовым платком;

самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за

ее опрятностью;

положительно относится к оздоровительным и закаливающим

мероприятиям.

Отношения со сверстниками:

- Способен играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;

- часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения;

- В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;

- начинают осознавать половые различия

Отношения со взрослыми:

Если до 5-ти лет ребенка интересовал окружающий мир, то после присоединяется интерес к взаимоотношениям людей.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Формируются высшие чувства:

Моральные:

- чувство гордости

- чувство стыда

- чувство дружбы

Интеллектуальные:

- Любознательность

- Интерес

- удивление

Эстетические:

- Чувство прекрасного

- Чувство героического

5–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.

Это порождает агрессивные выпады.

Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.

Формируется основная черта характера ребенка «Я» – позиция.

Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.

Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию

(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Берегите психику детей.

Особенности образовательного процесса в старшей группе.

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

Выступление логопеда «Специфика обучения и воспитания детей в

логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Разное.

Памятка

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми

мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

2. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие-основа вашего здоровья.

3. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

4. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда

вернется к вам многократно увеличенным.

5. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

6. Не создавайте конфликтных ситуаций.

7. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

8. Любить ребенка таким, каков он есть.

9. Уважать в каждом ребенке личность.

10. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не

скупитесь на похвалу.

11. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

12. Хвалить, поощрять, одобрять, создавая положительную

эмоциональную атмосферу.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

Решение родительского собрания:

1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 15:30.

2. Принять к сведению выступления воспитателя и логопеда.

3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

5. По возможности обновить игровой материал в группе.



Предварительный просмотр:

Протокол № 1

Родительского собрания группы № 6 « Солнечный город»

Тема: «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет».

От 14 сентября 2018 г.

Присутствовало: 16 чел.

Отсутствовало: 8 чел.

Повестка родительского собрания:

  1. Вступительное слово заведующего детским садом.
  2. «Специфика обучения и воспитания детей логопедической группы. Роль семьи в преодолении дефектов речи» - выступление педагога-логопеда Ивановой Л.В.
  3. «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Особенности образовательного процесса в старшей группе». Презентация – доклад воспитателя Шевцовой О.И.
  4. Разное.

            По-первому вопросу слушали заведующего детским садом Скрынникову Г.Н. Она поздравила родителей с началом учебного года, пожелала им заинтересованности в развитии собственных детей, выразила благодарность родителям за активную помощь в развитии материальной базы детского сада и группы. Также она сообщила об открытии на новый учебный год кружков «Грамотейка», «Хореография», «Нетрадиционные способы рисования» по дополнительной подготовке детей к школе на платной основе. Особое внимание Скрынникова Г.Н.уделила необходимости профилактики ОРВИ и гриппа в осенне-зимний период и о целесообразности привития детей против ГРИППА. Родительница Панфёрова С. внесла предложение, чтобы больных детей родители не приводили в детский сад во избежание заражения других.

             По-второму вопросу слушали педагога-логопеда Иванову Л.В. Она ознакомила родителей с основными направлениями логопедической работы, с результатами обследования детей, которые показали, что уровень речевого развития у всех детей разный, потребуется совместная большая работа педагогов и родителей по коррекции речи детей, исправлению неправильного произношения. Иванова Л.В. отметила, что для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Учитель-логопед рассказала о правилах работы в домашних тетрадях, подчеркнула важность создания в семье благоприятной речевой среды. Родителям были даны конкретные рекомендации и памятки по совместным с детьми речевым играм.

              По-третьему вопросу слушали воспитателя Шевцову О.И. которая познакомила родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей 5-6 лет, с задачами образовательной работы на 2018-2019 уч.год. Также родителям была предоставлена информация о режиме дня детей, расписании НОД, их количестве и продолжительности.

              По-четвёртому вопросу воспитатель О.И.Шевцова напомнила о недопустимости жестокого обращения с детьми в семье, кратко рассказала о видах насилия над детьми в семье, об уголовной и административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей и жестокое обращение с ними. Воспитатель О.И. Шевцова напомнила так же о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сообщила, что наблюдается рост количества ДТП с участием детей, о причинах и последствиях ДТП. Дала рекомендации, как уберечь ребенка от беды на дороге. Было уделено отдельное внимание вопросу применения пешеходами светоотражающих элементов в темное время суток, применения детских удерживающих устройства при перевозке детей в салоне автомобиля. Подготовила для родителей памятки для родителей по ПДД «Правила знай и их выполняй!»

Родительница Ткачук И.Ю. выдвинула на рассмотрение вопрос об индивидуальной работе с детьми по образовательным областям. Бастрыкина Т.А. поддержала данный вопрос и предложила пополнить ПРС дидактическими играми, которые необходимы для детей данного возраста (5-6 лет) и способствуют их индивидуальному развитию.

Турсина А.Н., председатель родительского комитета, представила отчет о результатах работы родительского комитета за 2017–2018 уч. год. Она отметила, что в течение года родительский комитет работал активно. Родители старались участвовать во всех праздниках и конкурсах, проводимых в ДОУ, усилиями родителей были приобретены рабочие тетради, канцелярские товары, цветные карандаши, развивающие игрушки, конструкторы, книги, настольно-печатные игры и др.

Турсина А.Н. предложила оставить родительский комитет в прежнем составе.

Решение родительского собрания.

1. Осуществлять строгий контроль за состоянием здоровья детей. Проводить профилактику ОРВИ и гриппа в осенне-зимний период, прививать детей против гриппа по желанию родителей. 

2.Способствовать более конструктивному взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей. Принять к сведению содержание памятки «Играем вместе».

3. Одобрить предстоящую работу в старшей группе, педагогам и родителям осуществлять взаимодействие, стремиться к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для успешного образования детей в сложившемся коллективе.

4. Родителям и педагогам использовать положительный опыт в воспитании несовершеннолетних в целях предупреждения детского травматизма, несчастных случаев  среди несовершеннолетних. В вопросах предупреждения жестокого отношения с детьми лицам, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних, использовать нормативно-правовые акты Российского законодательства, а также методические рекомендации по вопросам защиты детей от жестокого обращения.

5. Педагогам ежемесячно пополнять стендовую информацию или по запросам родителей вне плана. Родителям знакомиться с информацией уголка «ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ», подготовленной педагогами, выполнять предлагаемые рекомендации.

6. Оставить родительский комитет в прежнем составе.

Принятие решений осуществлялось путем голосования

За 16 человек

Против 0

Постановили принять единогласно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

Родительское собрание на тему: Возрастные особенности развития детей 3 - 4 лет

Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности развития  детей 3 - 4 лет...

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительское собрание на тему  «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет» 1.     Вступительное слово (сообщение о цели встречи).2....

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенност...

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»...