Консультация для родителей: "Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_samootsenki_v_razvitii_lichnosti.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Роль самооценки
в развитии ребенка дошкольного возраста»

  Самооценка – это представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей, оценивание  себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Значительную роль в формировании самооценки играют  оценки окружающих и достижения индивида.

 В теории самооценка –это  оценивание человеком самого себя.

Самооценка

    Проблема адекватной самооценки детей дошкольного возраста достаточно важная, так как в этом возрасте она очень изменчива. И от того, какая самооценка сформируется в детстве, будет зависть и взрослая жизнь человека.

Самооценка

       В  дошкольном  возрасте ребенок на подсознательном уровне свою личность определяет через поступки. Например, я собрала все свои куклы – я хорошая, я перевернул тарелку с супом – я плохой. Именно поэтому, психологи категорически запрещают сравнивать своего ребенка с другими. Особенно, в его присутствии. 

   Фразы, которые нанесут непоправимый вред самооценке Вашего ребенка 

«Твой друг Толя уже давно умеет читать, а ты нет. Так и останешься неучем» 

«Ты что без рук? Почему не помогаешь маме? А сестра твоя уже успела убрать свою комнату» 

«Вроде бы взрослый мальчик, а правил приличия не знает. Смотри, даже место не уступил» 

«Такая большая, а хныкаешь» 

Быть примером 

    Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал - маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

Признаки завышенной самооценки

конфликтность;

отсутствие способности воспринимать критику;

требовательность;

стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;

высокомерность;

неусидчивость.

     Что происходит, когда идет формирование         оценки неправильно:

Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными.

Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками.

Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.

Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи.


Заниженная самооценка дошкольников

очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;

стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;

при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;

почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;

у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

конфликтуют, общаясь со сверстниками;

имеют слабое развитие личности;

у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Особенности адекватной самооценки

ответственность;

способность высоко оценивать окружающих;

уверенность;

принципиальность;

отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.

Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.

Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста - появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Игры для формирования адекватной самооценки

«Игры-ряжения»

Задачи. Уточнить схему тела.   

Материалы. Шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки, зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры. Ребенку предлагается поиграть в переодевания. Перед ним раскладываются шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки. Ребенок по очереди надевает разложенные перед ним вещи и любуется собой в зеркале. С ребенком обсуждается: кто в зеркале, похож ли ребенок на себя, нравится ли ребенку его зеркальное отражение.

«Я красивый»

Задачи. Сформировать положительную самооценку.

Материалы. Цветные карандаши, бумага.

Ход игры. Ведущий обсуждает с детьми вопросы: «Какой ты?», «Каким ты чаще бываешь?», «Каким чаще бывает твой друг (подруга)?». Убедившись, что дети определяют себя как красивых и хороших, предлагает нарисовать красивого и нарядного себя. При обсуждении рисунков акцентируется внимание на позитивных сторонах нарисованного ребенком изображения себя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме самообразования "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Роль режима дня в жизни ребенка дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей «Роль режима дня в жизни ребенка дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»

В наш высоко технологичный век роль книги постепенно теряет свое значение. Еще несколько десятков лет назад книга выступала в роли наставника для подрастающего поколения. Сейчас же высокий ритм жизни ...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»

Цели:- организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;- повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодей...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребенка дошкольного возраста»

Актуальность семейного чтенияВ наш высоко технологичный век роль книги постепенно теряет свое значение. Еще несколько десятков лет назад книга выступала в роли наставника для подрастающего поколения. ...