Рабочая программа воспитателя средней группы на 2021 – 2022 учебный год.
рабочая программа (средняя группа)

Якушенкова Надежда Викторовна

Рабочая программа по развитию детей средней группы , разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МБДОУ д/с. «Теремок». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sr.gr_.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                   Утверждаю:

                Заведующая МБДОУ      

Детский сад «Теремок»

_________А.Г.Фомина                                                    

                    Приказ

                    от «__ » _____2021г.

                      №__

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Теремок»

Рассмотрено:

Советом педагогов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Протокол                                                                                                                                                                                                                                                                                            От «__»_________2021г.                                                                                                                                                                                                                                                              

№___                                                                                              

                                                                                                                               

Рабочая программа воспитателя

средней группы «Белочка»

на 2021 – 2022 учебный год.

Воспитатель первой квалификационной категории: Якушенкова Н.В.

с.Бичура

Сентябрь 2021г.

Содержание

  1. Целевой раздел……………………………………………………………………………3          

1.1. Пояснительная записка……………………...………………………. ………………….3

  1. Возрастные и индивидуальные особенности  детей средней группы ..........................4
  2. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы) ……...……....7
  1. Содержательный раздел………………………………………………………………....9

2.1.Описание особенностей образовательной деятельности с детьми средней  группе ...9

2.2. Способы поддержки детской инициативы в средней группе…………… …………..13

2.3.Специфика национальных социокультурных условий……….……………………….15

2.4.Особенности сотрудничества с семьей воспитанников……………………………….16

3. Организационный раздел…………………………………………. …………...……....19

3.1.Режим пребывания детей средней группы в ДОУ.………………..……………...……19

3.2.Модель образовательного процесса……………………………….................................20

3.3 Лист здоровья воспитанников …………………………. ……………………………....20

3.4. Социальный паспорт группы……………………………………………………………20

3.5. Профилактическо-оздоровительный план……………………………………………..20

3.6 Традиции группы, культурно-досуговая деятельность………………………………..21

3.7. Материально-техническое сопровождение  образовательного процесса……….......21

3.8. Организация предметно пространственной среды……………………………………22

3.9. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям………………………………………………………………….23

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

         Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МБДОУ д.с.«Теремок». Рабочая программа по развитию детей средней группы детского сада обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям –  социально-коммуникативное, познавательному, речевому , художественно-эстетическому и физическому. Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

 - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;

 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;

- Устав МБДОУ д.с.«Теремок».

- Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».

Целью рабочей программы - является создание благоприятных условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачи:

  • Практическая реализация компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования при изучении конкретного предмета;

- определение содержания, объема, порядка изучения образовательной области, направления деятельности с детьми с учетом целей, задач и особенностей воспитательного-образовательного процесса образовательного учреждения и контингента воспитанников.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Принципы рабочей программы (смотреть пункт 1.4 ФГОС ДО).

- Полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение, амплификация детского развития.

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка ,при котором сам ребенок становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных  видах деятельности.

- Сотрудничество детского сада и семьи.

- Приобщение детей к сооциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования.

- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основные научные подходы:

- культурно – исторический подход.

- личностный подход.

- деятельностный подход.

1.2.Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы.

Средняя группа «Белочка» возраст от 4-5 лет. Группу посещают 22 ребёнка. Из них 11 девочек и 11 мальчиков.

Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребѐнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют еѐ по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причѐска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребѐнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребѐнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всѐ более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребѐнок пошѐл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). 5 Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображѐнных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребѐнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребѐнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения

1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы детей средней группы).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования для детей средней группы.

Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.

Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.

В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.

Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.

Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

Имеет представления: - о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; — об обществе (ближайшем

социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве: знает название страны и села, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).

Оценка планируемых результатов.

При организации программы проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка проводится в рамках педагогической диагностики , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащие в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач - Индивидуализация образования;

- оптимизация работы с группой детей.

2. Содержательный раздел.

2.1 Описание особенностей образовательной деятельности с детьми  средней группы .

Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

- речевое развитие;        

 - художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально- коммуникативное развитие

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи: 

Развивающие: 

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  •  Развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Образовательные: 

  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  •  Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности
  •  Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

Воспитательные: 

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  •  Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской
  • принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.  

 

 Познавательное развитие

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: 

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательные: 

  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  •  Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  •  Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  •  Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
  • Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  •  Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Воспитательные: 

  • Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

 

 Речевое развитие

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи: 

Развивающие: 

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи,          связной речи — диалогической и монологической форм

Образовательные: 

  • Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи

Воспитательные: 

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

 Художественно- эстетическое развитие

Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.

Задачи: 

Развивающие:

  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
  • Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества

Образовательные: 

  • Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
  • Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
  •  Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;

Воспитательные: 

  • Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
  • Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
  •  Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Физическое развитие

Цель: гармоничное физическое развитие; формирование у воспитанников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни

Задачи: 

Развивающие:

  • Совершенствование умений и навыков в основных видах движений
  • Формирование правильной осанки
  •  Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений
  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности

Оздоровительная: 

  • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
  • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
  •  Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности

Воспитательные: 

  • Воспитание красоты, грациозности, выразительности движений
  • Воспитание любви к спорту

2.2 Способы поддержки детской инициативы .

В образовательном процессе ребенок и взрослые вступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют способы их реализации, а ребенок творит себя и свой мир. Для развития инициативности нужно: давать задания интересные ,где у ребенка есть личный интерес что-то делать, поддерживать инициативу ребенка.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы, является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

Поддерживая детскую инициативу познавая и понимая, как развивается, мыслит и чувствует дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, с этой целью в группе реализуются долгосрочные проекты:

-Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина моя»

-Проект по театральной деятельности «Театр и дети»

-Проект по познавательно-исследовательской деятельности. «Путешествие в мир тайн и открытий", и краткосрочные проекты по темам комплексно-тематического планирования.

С целью поддержки детской инициативы в детском саду организованно дополнительное образованию и студии.

Дополнительное образование.

Название студий и кружков

Руководитель

Модифицированная программа

Цель программы по дополнительному образованию

1

Театральная студия «Сказка»

Агафонова А. А.

«Реченька»

Развитие творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности

2

Кружок по здоровьесбережению детей

Якушенкова Н. В.

«Школа здоровья»

Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.

2.3 Специфика национальных социокультурных условий.

 Региональное особенности Бичурского района, связанные с климатическими и экологическими особенностями. Учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания детей, реализуются в основных направлениях развития ребенка с целью приобщения детей к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательного развития ( природа родного края его истории традиции и прочее), художественно-эстетического развития, речевого развития , физического, социально- коммуникативного развития ( игры с песком , водой, и природным материалом родного края социо-игровое воздействия детей и взрослых). С учетом многонациональности Республики Бурятия и Бичурского района уделяется  внимание этно-культурному компоненту через диалог различных культур ( русской, бурятской и др.). в группе проводится работа с детьми по реализации УМК «Семейский сундучок», программы «Бурятский сундучок», программы  «Казачонок» - по приобщению детей к истории и культуре семейских, бурят, казаков Забайкалья, Бурятии, Бичуры. Целью данного направления является формирование у детей системы нравственных ценностей, определяющих их положительные поступки и действия в будущем. Воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем. Ознакомление детей с этнической самобытностью народов проживающих на нашей территории с их обычаями и традициями.

2.4 . Особенности сотрудничества с семьей воспитанников.

 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).

Федеральный государственный образовательный стандарт в требованиях к условиям  реализации ООП ДО предусматривает взаимодействие с родителями (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений  ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

      С целью построения эффективного взаимодействия  семьи и ДОУ педагогическим коллективом  были созданы  следующие условия:

Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;

- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями  на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

-Потребностно- стимулирующие: взаимодействие  семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

  В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка;

открытость дошкольного учреждения для родителей;

взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

уважение и доброжелательность друг к другу;

дифференцированный подход к каждой семье;

равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

-формирование психолого- педагогических знаний родителей;

-приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ;

- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы  ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • участие в составлении планов, в спортивных и культурно-массовых мероприятиях,  в работе родительского комитетаознакомление родителей с приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
  • Создание родительских клубов по интересам.

Социальный паспорт семьи

2

Количество полных семей

20

Количество не полных  семей

2

Количество многодетных семей

5

Количество детей сирот

Количество детей находящихся под опекой

Уровень образования родителей.

3

Уровень образования

Имеют высшее образование

Среднее профессиональное образование

45 %

55 %

Взаимодействие ДОУ и семьи.

Формы участия

Периодичность

Мониторинговые

Исследования образовательной среды

-Анкетирование

-Электронные ресурсы

- Социологический опрос

- «Родительская почта», саит

Регулярно в течение года

В создании условий

РППС

-Участие в создании РППС на территории ДОУ

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-Участие в создании и совершенствовании РППС

- участие в ТОС ДОУ «Родничок»

Постоянно в течение года.

Организационно- методическая работа

- участие в работе  родительской общественности,

-Совете педагогов, управляющем совете.

-в комиссиях НОК и др.

В соответствии с планом работы ДОУ

Информационно- коммуникативная деятельность

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы,

-презентации

-брошюры, буклеты

- сайт ДОУ  

-электронные ресурсы (viber, whatsApp)

Постоянно в течение года

Родительские объединения, семейные клубы.

-школа для молодых родителей

-семейные клубы по интересам

-консультативные пункты

Постоянно в течение года.

Совместные мероприятия

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- смотры, конкурсы,

- Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми

семейные гостиные

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

Постоянно в течение года.

3.Организационный раздел.

3.1.Режим пребывания детей в группе

Режим работы МБДОУ д.с. «Теремок» составляет пятидневную рабочую неделю, длительность определяется в нем 9,5 часовым пребыванием с 7.40 до 17.10 ч., с учетом летнего и зимнего периода.

Режим дня средней группы «Белочка»

Режимные моменты

Время

Прием, самостоятельная деятельность, индивидуальная деятельность, утренняя гимнастика, дежурство.

7.40-8.30

Подготовка к завтраку ,завтрак.

8.30-8.45

Игры, совместная деятельность.

8.45-9.15

Непосредственно-образовательная деятельность.

9.15-9.35,

9.45-10.05

Совместная деятельность

10.05-10.30

Второй завтрак

10.30- 10.40

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.40-12.05.

Возвращения с прогулки, игры.

12.05-12.15

Подготовка к обеду, обед.

12.20-13.00

Подготовка ко сну, сон.

13.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные , водные процедуры, динамическая пауза.

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник.

15.30-15.45

Совместная, самостоятельная деятельность, прогулка, уход детей домой

15.45-17.10

3.2Модель образовательного процесса в средней группе на 2021- 2022 учебный год.

группа

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Количество занятий

Занятия

Средняя группа

Художественное творчество (Рисование) 9.15-9.35

Физическая культура 09.45-10.05

Познавательное развитие (ФЭМП) 9.15-9.35

Музыка 9.45-10.05

Речевое развитие 9.20-9.35

Физическая культура 9.45-10.05

Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

9.15-9.35

 Музыка.

9-45-10.05

Художественное творчество (лепка, аппликация)  9.15-9.35

Физическая культура (на воздухе).

 9.45-10.05

10 занятий

По 20 минут

3.3 Лист здоровья воспитанников.

Группа здоровья

Количество детей

1

2

3

3.4 . Социальный паспорт группы.

1

Общее количество детей в группе

Из них девочек  

Из них мальчиков

22

11

11

Национальный состав детей:

Бурят

русские

1

21

3.5. Профилактическо- оздоровительный план.

Формы и методы оздоровительной работы в МБДОУ Детский Сад «Теремок»

        Формы и методы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

Соблюдение режима, организация благоприятного микроклимата в группах, профилактика заболеваний, соблюдение Санн. эпид. требований.  

2.

Физкультурно- оздоровительная работа.

утренняя гимнастика; динамическая пауза

подвижные и спортивные игры.

дыхательная гимнастика,  физкультминутки.

3.

Закаливание

хождение босиком, воздушные ванны

 водные процедуры,

 солнечные ванны

4.

Гигиенические процедуры

Умывание, КГН (пользование платком, полотенцем,

полоскание рта после приема пищи и т.д)

5.

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений (в том числе сквозное)

 сон при открытых фрамугах

 прогулки на свежем воздухе

 обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

обеспечение светового режима во время пребывания ребёнка в детском саду.

6.

Активный отдых

 досуги , праздники,  развлечения, дни здоровья,  игры

7.

Здоровое питание

рациональное питание; индивидуальное меню; 

8.

Музыкотерапия

 музыкальное сопровождение режимных моментов

 музыкально-театральная деятельность

 музыкальное оформление фона занятий

9.

Пропаганда здорового образа жизни

 беседы с детьми о здоровье;  консультации для родителей, практикумы,  родительские собрания и круглые столы, рассматривающие вопросы формирования здорового образа жизни

3.6.Традиции группы, культурно-досуговая деятельность.

    В группе организована культурно-досуговая деятельность, имеется опыт традиционных  мероприятий таких как: дни рождения, праздник «Белого месяца, рождественский аттракцион, масленица, светлая пасха, праздник Русской березки, Иван травник,

Дети вовлекаются в разные виды развлечений, учавствуют в кукольных спектаклях, в музыкальных и литературных мероприятиях, в спортивных играх, через эти мероприятия осуществляется патриотическое-нравственное мероприятие. Продолжается приобщение детей к праздничной культуре русского, бурятского народа, семейских, казаков. В группе организуются, проводятся утренники, праздники, посвященные «Новому году», «День защитника Отечества», «8 Марта».

3.7. Материально-техническое сопровождение образовательного процесса.

Компьютер

1

Принтер (цветной, черно-белый)

2

Музыкальный центр

1

Телевизор        

1

Фотоаппарат

1

ДВД плеер

1

Электронное фортепиано

1

Экран для проектора

1

Проектор

1

3.8. Организация предметно-пространственной среды.

В группе создана развевающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие:

-  Центр сюжетно-ролевых игр

- Центр «Родина»

- Центр «Безопасность»

Познавательное развитие:

- Детская лаборатория        

-Центр сенсорного развития

 - Центр интеллектуального развития

 - Центр конструктивной деятельности и строительных игр

- центр экологического воспитания

Речевое развитие:

-Центр речевого развития

-Центр «Здравствуй, книжка»

Художественно-эстетическое  развитие

- Центр художественного творчества

- Центр  музыкально-театральной деятельности (музыкальный зал)

Физическое развитие

- спортивный зал

3.9.Программно- методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям. Информационно-методическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;

  5. Устав МБДОУ д.с.«Теремок».

  6. Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».

  7.От  рождения  до  школы.  Примерная  основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  

образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.;Мозаика-Синтез,2012.

  8.Комплексные  занятия.  По  программе  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е.  Вераксы,  

Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.  ср. гр.

- «Ознакомление с окружающим миром» О.В. Дыбина.

- «Изобразительная деятельность» Т.С. Комарова.

- «Физкультурные занятия» Л.И. Пензулаева

- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова

- «Развитие речи» В.В. Гербова.

- «Формирование экологических представлений» О.А. Соломенникова.

-«Формирование элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина.

- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...

Рабочая программа старшая группа на 2021-2022 учебный год

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространс...

Рабочая программа средней группы на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа средней группы на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа младшей группы на 2021-2022 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  МЛАДШЕЙ ГРУППЫ....