КАРТОТЕКА ИГР УТРЕННЕГО СБОРА
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Игры входят в структуру  утреннего сбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  ИГР

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так,

чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка

сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя,

могут пожелать другим.

Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают

глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ...». Например:

«Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю

на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя,

но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

• Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

• Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

• Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

• Я песенка.

• Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

• Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

• Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как...»

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка,

 Учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие

задания могут придумывать сами дети. Например:

• Рассказать известное стихотворение по-разному: шёпотом, скороговоркой,

очень медленно, голосом маленького ребёнка.

• Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

• Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

Если группа (среднего, старшего возраста) только сформировалась

и многие ребята ещё не запомнили имена друг друга, на групповом сборе можно

          использовать такие игры, как:

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из

детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Темы интервью могут быть

разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например:

• Что ты успел сделать по этой теме?

• Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе?

• Что ты любишь делать в свободное время?

• Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий

 участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все

 имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

«Телеграмма»

Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» —

 и пожимает руку соседу, тот понимает руку следующему и так дальше по кругу,

 пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает:

«Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму

 не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).

«Послушай тишину»

Предложить детям 1–2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они

должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о

них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины».

«Что я слышу»

Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты

грома, шорох сухих листьев и т. д. Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский

 смех, рокот пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц,

мяуканье. Рассказываем: кто, что сумел услышать.

«Да – нет»

Ведущий (воспитатель, родители, ребёнок) задаёт вопросы: «Вы хорошие дети?

Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хором и правильно.

«Хорошо – плохо»

Обсуждаем вместе: мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо

или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Наступила зима.

Можно разбирать в качестве объектов: “Книга”, “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”,

“Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.

«Зачем»

Задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем

 карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» — и получаем неожиданные ответы.

«Покажи своё настроение»

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям

показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим –

разгадать его.

В ином варианте: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением»,

он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, что же он                   изображает.

 «Назови звук в слове»

Ведущий называет слово, а дети – первый звук этого слова. «Ласковые

слова». Попробуем придумать ласковые слова друг для друга; для ёжика;

для трубочиста; для медведицы; для камешка, для сосновой шишки, для забора.

«Живые слова»

До начала группового сбора раздаём детям карточки с буквами. Каждому ребёнку

– по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребёнок поднимает свою

букву, а остальные стараются подстроиться так, чтобы получилось слово. Сначала

это может получаться медленно, затем, всё быстрее и быстрее. Например: «О»—

окно, оса, Оля.

«Замени звуки»

Детям нужно подобрать слово в рифму, изменив одну – две буквы.

Назовём мы книжку «том», Для жилья построим ... (дом).

По реке плывут плоты. Зреют на ветвях ... (плоды).

Соловей выводит трель. Слесарь в сеть включает ... (дрель).

Вот тележка. Это тачка. Дом в саду зовётся ... (дачка).

Я в тетрадке ставлю точку. Мама любит свою ... (дочку).

«Забавный зоопарк»

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой

части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву

«К», (корова, козел, коза, крокодил, кенгуру). В другой части – животные,

 название которых начинается на букву «м», и т. д.

Вариант игры: от прикосновения волшебной палочки все пре-вращаются в

разных животных – изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается

догадаться, какие это животные.

«Волшебная палочка»

По прикосновению волшебной палочки качество или свойство

превращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый,

а стал...», «Яблоко было зелёным, а стало...», «Ты был маленьким, а станешь...».

 «Волшебная коробочка»

Поставим в центр круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться, что

же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно в

течение всего группового сбора или только в определённое время. Откроем коробку

 в самом конце сбора.

«Угадай»

В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов

 (кубиков, камешков, желудей, молоток). Детям предлагается угадать,

сколько предметов в банке.

Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце

 сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот,

кто точнее всех определил число предметов.

«Кактусы растут в пустыне»

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:

«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в

центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из

играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать

 это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки

сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть,

 он дотрагивается до его плеча, и тот ос-тается в общем круге. Ведущий

спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ,

связанный с кактусом (на-пример: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил

на кактус»).

После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут

другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.

Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и

обладают большими лидерскими способностями.

«Далеко-далеко, в густом лесу…»

Играющие садятся, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится

 фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из иг-рающих отвечает,

например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно,

ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает

сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться

и дать ребятам самим разобраться.

Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу:

«Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по

тем же правилам. В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или –

 когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала.

Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко,

в густом лесу…».

«Кораблекрушение»

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом

поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался.

Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»

Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало

несколько выходов.

Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные

 выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно

обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в

обсуждении, отстаивает свое мнение. В итоге обсуждения играющие

сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что

из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему

нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна

половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.

«Фотограф»

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать

 интересные «фотографии», значит, ему надо усадить остальных ребят по

своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-

то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому

надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским»,

кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».

Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной

шкале.

Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается

до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была

 еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У

лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит,

он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования,

и является лидером.

«По главной улице с оркестром»

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить

себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и

создает ощущение спаянности. Для игры пригодится кассета с записью

задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у

них положительные эмоции. Все ребятишки должны вспомнить дирижера и

те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо

встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать»

воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки,

ноги, плечи, ладони…

«Садовник»

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек. Все дети берут

себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст:

 «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…»,

 и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, «…кроме

розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из и

гроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок

 или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В

фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы

не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого

здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

«Нос, рот…»

Игра учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает их внимание

и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив

их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом

вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны

делать то же самое. Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться

вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу, или уху. Задача

детей – дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы

назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры. Победителем

считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

«Маша-растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы. Как играть:

Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с

 другими участниками игры:

– Ой!

– Что с тобой?

– Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской

 карточке).

Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?

Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки

хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-

Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).

В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил.

 Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало,

не разбилось, а придавило мышке хвостик. Как помочь мышке, вызволить хвостик?

 Что случилось дальше?

«Необитаемый остров»

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь

много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание,

 с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там

один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого

острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир»,

мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же

энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

 «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое?

Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это

 слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают

задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова

друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”,

“Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д.

«Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает

словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч

(хороший – плохой, строить – разрушать выход – вход ...)

«Бывает – не бывает»

Вариант игры “съедобное – не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду

либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении

ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по

 морю, квадратный мячик, соленый сахар.

«Отвечаем быстро»

Та же игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием

Предметов существительным), а ребенок должен быстро назвать

прилагательное. Можно договориться, что малыш будет называть только

цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце –желтое, потолок – белый…

Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные,

 то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не

соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

«Красная шапочка»

Одна из девочек назначается Красной шапочкой. Она спрашивает: Бабушка,

бабушка, почему у тебя/ты такая (называет одно из свойств, например, у тебя так

много тумбочек)? Остальные ребята отвечают от имени бабушки (например,

чтобы складывать туда одежду). И так до тех пор, пока все «странности» бабушки

не будут выявлены. Затем можно подумать, как бабушка защитится от волка.

Например, спрячется в ящичек, завязав его сверху своим платком.

 «Теремок»

Вам понадобятся разнообразные рисунки предметов, знакомых малышу.

Сначала напоминаем, о чем сказка Теремок, а затем предлагаем крохе сыграть в

нее в изменённом виде.

Выбирается хозяин теремка, остальным же участникам раздаются

изображения предметов, за которые они будут играть. Проводится диалог:

– Тук, тук, кто в теремочке живёт?

– Я, (называет себя, например, скрипка). А ты кто?

– А я – (называет себя, например, магнитофон). Пустишь меня в теремок?

– Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гостю теремка необходимо сравнить оба рисунка, чтобы найти общие признаки и

назвать их. К примеру, скрипка и магнитофон издают музыкальные звуки.

Назвав  правильно признаки, гость входит в теремок, и становится, например, хозяином.    Если гость не в силах дать правильный ответ, другие дети смогут ему помочь.

«Что слышно?»

Цель игры. Развивать умение быстро сосредотачиваться.

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью.

Затем он просит рассказать, что они слышали.

«Будь внимателен!»

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на

звуковые сигналы.

Включить музыку. Пусть дети свободно подвигаются. Затем на слово

"зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово

"лошадки" – как быударять "копытом" об пол, "раки" – пятиться, "птицы" –

бегать, раскинув руки в стороны, "аист" – стоять на одной ноге.

«Слушай звуки!»

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу

нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего –

в позу "тополя" (звуковые сигналы могут быть и другие). Затем начинают игру –

дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу

"плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят,

 голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре,

становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки

поднять вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

«Слушай хлопки!»

Цель игры. Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети

должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в

стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу

"лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами

на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Канон для малышей» 

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню "Селезенушка" дети по

очереди следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в

 ладоши, третий приседает и встает и т.д.

«Зеваки»

Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки.

По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре

хлопка, поворачиваются на градусов и начинают движение в другую

сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок

запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются

победителями и им все хлопают.

«Четыре стихии»

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и

 двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет

слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" – вытянуть

руки вперед, слово "воздух" – поднять руки вверх, слово "огонь" – произвести

 вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,

 считается проигравшим.

«Нос-пол-потолок»

Ведущий предлагает детям поиграть, при этом, не поддаваясь на провокацию.

Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный,

либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети

же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект,

который проговаривается. Их задача – быть сосредоточенными на называемом

слове и показать в верном направлении.

"Верно-неверно".

 Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши,

 если противоречит действительности – топают. Игра на внимание. Например,

ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети

должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" – должны хлопать, потому

что высказывание верное.

"Повтори движение ".

Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые

дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать

руку – нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение,

           чтобы вовремя среагировать.

«Повторяем друг за другом»

В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми.  

Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово

 и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные

до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из

игры.

«Найди спрятанный предмет»

В разных частях комнаты развешиваем изображения птиц, зверей и т.д. (в

зависимости от темы дня). Задание также можно варьировать в зависимости от

возраста и целей занятия. Например, найти всех спрятавшихся птичек (для детей

от полутора лет), найти только домашних птиц (для детей от 2 лет), найти

всех перелетных птиц (для детей от 5 лет) и т.д.

«Правда – неправда»

Педагог показывает картинку с изображением предмета или предмет и описывает

его. Если описание правильное и совпадает с увиденным, дети сидят тихо,

если описание неверное – топают нога-ми.

«Путаница»

Эта игра является вариацией предыдущей. Можно проводить на различном

материале в зависимости от темы занятия. Игра может быть как подвижной

(особенно подходит для детей младшего возраста), так и словесно-

логической. Приведем пример такой игры по теме «Мебель». Детям дается

задание внимательно слушать педагога, который называет различные предметы.

Если называемый объект относится к мебели, дети должны хлопнуть в ладоши.

Данные игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста помогут

как педагогам, так и родителям.

«Опиши словами»

Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно

               постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке,

              при этом самоназвание предмета называть нельзя.

«Нравится – не нравится»

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или

явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем

предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь,

 игривая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

«Назови одним словом»

Называем несколько предметов одним словом. Например, при названных

словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

«Кто за кем?»

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2

шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные

в это время перестраиваются. Ведущий подает сигнал, и водящий,

быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит.

По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен

сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу,

а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают

водящими.

«Все к своим флажкам!»

 Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре к

аждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий). По п

ервому сигналу взрослого дети разбегаются по всему залу. По второму

сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а взрослый меняет

флажки местами. На слова “Все к своим флажкам!” дети открывают глаза и

бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг. Побеждает та группа,

которая собралась в круг первой.

«Лови не лови»

Цель – развивать умение распределять внимание.

Процедура игры. Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми

они перебрасываются, – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а

темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч

говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из

игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.

Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и

считают их победителями.

«Съедобное – несъедобное»

 Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и

 бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи,

сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили

мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы,

то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится

ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.

«Карлики и великаны» 

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий

называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети

становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то

очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки.

Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно,

в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо

выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор,

пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.

«Следи за своей речью»

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на

внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей,

что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать".

И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у

отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?

 - Я хочу купить зеленое платье.

- А разве зеленое вам к лицу?

- Мне просто нравится зеленый бархат. - Это будет бальное платье?

- Бальное.

- Ваше зеленое платье должно быть длинным? - Да (!).

Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически

сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание

отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных

 слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после

этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это

откровенная проверка внимания.

Например, такие: Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Вы

сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите? Какие цветы вам

нравятся, а какие не нравятся? Почему?

 «Запрещенная буква»

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из

участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим,

водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя

на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты

сидишь за столом?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен

вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе

буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что

запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается

подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А"

 было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища,

 которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется

ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" – ответит он, находчиво

обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же

неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался,

не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву.

«Скрытая подсказка»

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку

уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь

слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее

из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например

"стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их

долго не придется. Задача водящего – отгадать задуманное нами слово. Так

как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется,

не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность

и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

– Прошу подсказать первую букву, – обращается он к играющим.

      Это его право – требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых

участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К". Как же

 подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих

поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или

двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово

"компас", другой – "сурок", третий – "капля". Во всех трех словах повторяется

          буква "К". Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

– Давайте вторую букву! – требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами:

 "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О",

отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках,

то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы

 продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова

заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

 «Что изменилось?»

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми.

Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и

предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2

минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую

комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или

прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или

застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д.

Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые

ему удалось заметить.

«Птица – не птица»

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача

детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу,

 подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка,

что неправильно. Уточните: "А муха – это кто?"

– Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,

Мухи и стрижи... Майки и орланы.

– Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Голуби, синицы, Цапли, соловьи,

Аисты, вороны, Окуни и воробьи.

Галки, макароны. – Прилетели птицы:

– Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Голуби, синицы, Утки, гуси, совы,

Лебеди, куницы, Ласточки, коровы.

Галки и стрижи, – Прилетели птицы:

Чайки и моржи Голуби, синицы,

– Прилетели птицы: Палки и стрижи,

Голуби, синицы, Бабочки, чижи,

Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,

Сойки и ужи. Даже совы-сплюшки,

– Прилетели птицы: лебеди и утки – и спасибо шутке!

«Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую

руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с

ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову, хлопая

по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его

 сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – "т", следующий –

вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока –

не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

«Топ-хлоп»

Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия –

правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не

правильное – топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят

сырую". "Ворона – перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем

сложнее должны быть понятия.

«Сравни предметы»

Предложите детям рассмотреть шарики (воздушные), например, группу

шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, какими свойствами

они обладают: на ощупь как воспринимаются, на цвет, на вес. Вместо шариков

можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще

сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой

автомобиль, вертолет) и одну игрушку не вписывающуюся в общий ряд,

например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Дразнилки»

"Дразнилки" – игра на подражание.

  1. Предложите детям повторить вслед за вами действия человека. Показывайте
  2. детям разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные
  3. зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет.
  4. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

2. Предложите детям повторить вслед за вами поведенческие особенности

некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки,

медведь ходит вразвалку и пр.). Затем пусть ребенок показываете действие, а

другие должны угадать, какое животное его делает. Ведение диалога «языком

разных животных». Дети делятся на подгруппы (по 3-4 человека). Канва

разговора задается воспитателем, но развитие сюжета непредсказуемо. Главное

 в этом упражнении – интонации, умение их слышать, умение их

создавать. Музыкальные критики. Дети сидят в кругу, слушают любое

классическое произведение. Прием: «Волшебная палочка». Дети передают ее

по кругу друг другу, говоря какое-нибудь слово или фразу по отношению

к прослушанной музыке. Условие: нельзя повторяться. Выигрывает

последний – ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.

«Короткие истории»

  1. По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков.
  2. Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?

2. Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела плохой сон».

Какой сон она могла видеть?

3. Маленький мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

4. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же

начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что

 было дальше?

5. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у

меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

6. Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на

кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашел! Я уже приготовил

тебе чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее». А

как с вами разговаривают предметы?

7. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

8. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Что ему делать?

9. Что могут думать книжка, швабра, чашка, ложка, вилка и т.д.? «

Придумай шутливые фразы». Придумайте вместе с детьми шутливые фразы,

типа: "да-да-да – в огороде лебеда", "ду-ду-ду – растут яблоки в саду",

 "ша-ша-ша – принесли домой ерша", "ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту",

"жа-жа-жа – есть иголки у ежа", "чи-чи-чи – прилетели к нам грачи", "жу-жу-жу –

 я на солнышке лежу"... ну и так далее.

«Кто самый сообразительный?»

Вопросы на активизацию логического мышления:

– Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

– Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

– Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

– Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

– Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

«На кого покажет стрелка»

Дети становятся в круг, величина которого зависит от количества игроков.

Кто-нибудь из играющих крутит в середине пластиковую бутылку (можно

 сверху приклеить нарисованную стрелу). На кого укажет острый конец стрелки,

тот должен – по заданию ведущего – исполнить танец, песню или рассказать

стих. После выполнения задания этому ребенку предоставляется

возможность крутить бутылку.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Этот вид игры можно с одинаковым энтузиазмом и пользой применять и в

младших, и в старших группах.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения

пальчиковых игр:

 Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу

при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению

упражнения, но и создаст

необходимый эмоциональный настрой.

 Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом

демонстрируя собственную увлечённость игрой.

 При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть,

 дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

 Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться

к ним по

 желанию малыша.

 Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен,

и невыполнимая

задача может "отбить" интерес к игре.

 Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно,

ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают

что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковая гимнастика

1. Играем на барабане: ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

2. «Мы – мастера»:

а) постукивания кулаком правой руки по ровной ладони левой, потом – ребром ладони.

б) ритмичные постукивания кулачками друг о друга, затем – ребрами ладони.

3. «Фонарики» (вращательные движения кистями обеих рук).

4. «Веселые брызги» (отрывистые движения, кистями рук сверху вниз,

 распрямляя и сгибая пальцы в кулачки).

5. «Цветочек» указательным пальцем правой руки выполняют

вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»).

Затем всеми пальцами правой руки гладят каждый палец левой руки от

 ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Затем смена рук.

6. «Стирка белья» (пальцы, сжатые в кулаки, двигаются одновременно вверх-

вниз – «стираем, отжимаем, стряхиваем воду с белья»).

7. «Легкий ветерок» (руки находятся на уровне лица ладонями к лицу).

Одновременное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

8. «Погрозим» (указательным пальцем погрозить, попеременно каждой рукой).

9. «Дятел» (ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой).

10. «Цыплята» (большой, указательный и средний пальцы собраны вместе).

Кисти рук двигаются вверх-вниз отрывисто. Быстро перебирают пальцами обеих рук.

11. «Пальчики» (пальцы «шагают», «бегают» и «танцуют»).

12. «До свидания» (плавное покачивание кистью).

13. «Мы рисуем» (рисование пальцем как карандашом или как кисточкой).

14. «Лиса и заяц» (левая рука (лиса) медленно крадется, правая (заяц) убегает).

15. «Паук» (согнутые пальцы медленно передвигаются по столу).

16. «Улитка» (положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять

указательный и средний пальцы, расставить их).

17. «Ловкие пальцы» (хорошенько разгладить скомканный лист бумаги двумя

 руками, потом – одной).

18. «Ножницы» (указательный и средний пальцы руки имитируют

стрижку ножницами, остальные пальцы сжаты в кулак).

19. «Зайчик».

Зайчик серый скачет ловко. 

В лапках у него – морковка.

(Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжаты в кулак.)

20. «Солнце утром рано встало». 

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладони скрещены, тыльные стороны запястий соприкасаются. Пальцы

широко раздвинуты, образуя «солнышко с лучами».)

21. «Бутоны». 

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

(Кончики пальцев сомкнуты друг с другом, ладони округлые, краями

соприкасаются. Постепенно запястья обеих рук тоже соприкасаются,

становясь все плотнее друг к другу. Пальцы, округленно раскрываются.)

Игровые упражнения с пальчиками

Считаем пальчики

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство, друг.

Насчет по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки

покрутить кистями рук, показывая «фонарики».

Козочка

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками

 по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

    Дождик

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать

перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую,

 соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Белочка

Белочка на елочке скачет вверх и вниз. Белочка, за елочку лапками держись,

Прыг-скок на сучок, лапками держись!

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить,

 резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова

 резко сжать кулачки.

Ножки

Наряди ножки

В новые сапожки. Вы

шагайте, ножки, Прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте, По лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Поочередно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками

по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиками.

Жук

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы.

Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в

 сторону, медленно наклонить руки вперед.

Хозяйка

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту, Будет

каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.

Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать

 крупу, ставить на плиту. На последние строчки – хлопки ладонями,

погрозить указательным пальцем.

Киска

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте

У меня!

Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони

 вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Дом

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

Постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук,

 поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных

 сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать

ладонями по направлению к себе.

Гусь

- Где ладошка? Тут?

- Тут!

- На ладошке пруд?

- Пруд.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал.

Средний – гуся ощипал.

Этот палец – печь топил,

Этот палец суп варил.

Отвести руки за спину, показать ладошку, правая рука посередине левой

ладошки обводит круг. Загибать по очереди пальцы, начиная с большого.

Прятки

В прятки пальчики играл

И головки убирали, Вот

так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

Лягушка

Лягушка-попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Постукивать пальчиками о стол, поднять и показать две ладошки, сжать

пальцы в кулачки.

Лошадка

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня. Вот

сколько пальцев у меня!

Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками,

затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх.

Тетери

Как за нашим за двором

Стоит чашка с творогом.

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели,

На лугу зеленом сели.

Показывать руками полукруги, затем взмахивать руками, постукивать

пальчиками по столу, снова взмахивать руками и положить руки на стол.

Хоровод

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять.

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет,

Вместе весело идти.

Ну-ка, третий, выходи!

Вместе встанем в хоровод.

Вот!

Хлопки на счет. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру

левой ладошки, к указательному присоединяется средний, затем безымянный,

затем руки меняются местами.

Отдыхаем

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой,

встряхивать кистями,снова имитировать рисование.

Помощник

Топором дрова колю,

А потом пилой пилю.

Отнесу их бабушке,

Чтоб испечь оладушки.

Имитировать действия топора и пилы, двигая ладонями вверх-вниз,

 вперед-назад, показать ладошки, похлопать ладонями друг о друга.

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Пальцы сложить в «замочек», затем постучать о стол «замочком». Затем

покрутить «замочком» в воздухе и показать ладошки.

Капитан

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу,

слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на

 волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту

 стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и

 помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с

пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями

 ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

 Лишь пугает птичий крик

По волнам с жемчужной пеной.

 Стайку золотистых рыб.

Я – отважный капитан,

И, объездив чудо-страны,

Мне не страшен ураган.

Посмотрев на океаны,

Чайки белые кружатся,

Путешественник-герой,

Тоже ветра не боятся.

 К маме я вернусь домой.

Домик

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук.

Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом – шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки

 опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем – дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом – стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить

 кулачок правой руки большим пальцем к себе)

На столе – тарелка с вилкой

 (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку,

 правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца

 выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят – угощенье для ребят.

Гроза

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и,

 перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами,

 сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая

человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

Барашки

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются

 вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем

одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в

 определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного,

 затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем

медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка

выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от

стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;

кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают

по столу вперед. Мышка (левая рука)убегает: пальцы другой руки быстро

движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Дружные пальчики

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

 Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

(Правая рука сжата в кулак, левой поочередно разгибать пальцы правой.)

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братцев забавлять.

(Попеременное сгибание пальцев, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

   В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так –

Все головки убирали.

«Пальчик-мальчик, где ты был?»

 – «С этим братцем в лес ходил,

 С этим пальцем щи варил,

С этим пальцем кашу ел,

 С этим пальцем песню пел».

 Пять маленьких мышат

(участвуют обе руки).

Пять маленьких мышат

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках орудуют ловко.

На сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая малышка.

А третья с тарелки все масло слизала.

Четвертая в миску с крупою попала.

А пятая мышка медком угощается...

Все сыты, довольны, вдруг –

Кот просыпается! (Одна из рук становится котом.)

 «Бежим», – пропищала подружкам малышка,

 И спрятались в норку проказницы мышки. (Руки за спину.)

    Цветок

(кисть руки, пальцы – лепестки).

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик

 – И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Осьминог (пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе).

Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляются все пальцы).

Все они ему нужны (сгибаются в обратном порядке).

Заменяют ему руки (выпрямляются),

 Очень ловкие они.

Шарик

Надувайся, шарик, больше!

(Локти на столе, кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу,

ладони краями соприкасаются.)

Лучше щечки раздувай!

(Кончики пальцев также прижаты друг к другу, ладони

разъединяются и поднимаются, пальцы становятся округлыми.)

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай.

Маленький мизинчик

Маленький мизинчик (кисть руки в кулаке)

Плачет, плачет, плачет... (Начиная с мизинца, пальцы раскрываются.)

Безымянный не поймет,

Что все это значит.

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

– Может, хочешь кушать?

– А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку, говорит:

– Не надо плакать,

– На, поешь немножко! (Большой палец и мизинец прижимаются друг к другу).

Подскажи словечко

1. Я у бабушки Полины

Много красной съел ... (малины).

Не забуду до сих пор

Очень красный ... (помидор).

На закате, как пожар,

Опускался солнца ... (шар).

Был он сказочно-прекрасный

И, конечно, ярко ... (красный).

2. Важен он, как господин,

Этот сочный ... (апельсин). 

Ел однажды карапуз

Сладкий, сахарный ... (арбуз).

По весне из клейкой почки

Появляются... (листочки).

3. На поляне, где валежник,

Голубой растет ... (подснежник).

4. Ручка пишет буквы, точки, А они

ложатся в ... (строчки).

5.Не бывает сливы без ... (косточек).

Не бывает часов без ... (стрелок).

Не бывает автобуса без ... (колес)

Не бывает стула без ... (спинки).

Не бывает лисы без ... (хвоста).

Не бывает капусты без ... (листьев).

Не бывает самоката без ... (колес).

Не бывает сосны без ... (ствола).

6. Краски с ... (кисточкой). 

Автобус с...(колесами). 

Стол со ...(скатертью). 

Сумка с ...(застежкой).

Куст с ... (ветками).

Песочница с ... (песком).

Лестница со ... (ступеньками).

Часы со ... (стрелками).

Кастрюля с ... (крышкой).

Весы с ... (гирями).

Пастух со ... (стадом).

Стакан с ... (водой).

Лес с ... (деревьями).

7. Гречка в печке, валенки на завалинке?

Гречка в валенке, печка на завалинке?

Валенки в печке, на завалинке гречка?

 Валенки в гречке, завалинка в печке?

8. Муха ахнула сперва:

– Ах, какие кружева!

– А попала в кружева

– И пропала голова!

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в ... (паутине).

9. Погляди на молодцов –

Веселы и бойки.

 Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг .

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

 Жить не может ... (муравей).

10. В своей короне красной

Он ходит как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

– Я тут! Я начеку-у!

Я всех вас допекуу!

Кукареку! Кукареку!

– Уснули дети. Свет потух.

Молчи, ну не кричи ...(петух).

Сорока-белобока

(Водя пальцем по ладошке малыша) Сорока-белобока, кашку

варила детей кормила(трогая каждый пальчик в отдельности)

Этому дала, этому дала..

А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось

Пальчики-мальчики

(поочередно загибая каждый пальчик,начиная с мизинца)

Этот пальчик – в лес пошел

Этот пальчик – гриб нашел

Этот пальчик – леденец

Этот пальчик – огурец

Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.

Варежка

Маша во дворе гуляла

Маша пальчик потеряла

Где там пальчики мои?

Все на месте? Где они?

Вот мизинчик, здесь со мной,

Рядом пальчик небольшой

А за ним идет побольше

Указательный потом

А большой – покинул дом! Нет его, ну

где же он? Маша варежку сняла – Вот

он пальчик, здесь, нашла!

Прогулка

(начинаем большим и указательным по столу "шагая", собирая по одному  

пальчику в кулачок)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли во двор гулять

Тут увидели собаку,

там увидели кота,

А потом пришла корова – разбежались кто куда.

Мы делили апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для крота,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто – куда!

«Поймай пальчики»

Один игрок протягивает ладошку. Остальные дети трогают его ладошку

указательными пальчиками. Внезапно ведущий сжимает пальцы в кулак. Те дети,

которых он поймал за пальчики, считаются проигравшими, и следующая игра

           проходит без них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...